Организация образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС основного общего образования
Организация образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС основного общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - Стандарт) - совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Структура стандарта включает в себя 3 группы требований: требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ; требования к структуре основных общеобразовательных программ; требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ.
В учебный план образовательной программы основной школы входит предметная область «Общественно-научные предметы», включающая: историю («История России», «Всеобщая история»), обществознание, географию.
Примерная программа, разработанная на основе ФГОС ООО основного общего образования предусматривает обязательное изучение «Истории» в общем объеме 374 часа, в том числе: в 5 - 8 классах – 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю.
«Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс по одному часу в неделю (всего 175 часов).
При этом обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 30% от общего объёма основной образовательной программы основного общего образования. В средней школе часть, формируемая участниками образовательных отношений, достигает 40% от общего объема образовательной программы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС основного общего образования »
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - Стандарт) - совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Структура стандарта включает в себя 3 группы требований: требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ; требования к структуре основных общеобразовательных программ; требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ.
В учебный план образовательной программы основной школы входит предметная область «Общественно-научные предметы», включающая: историю(«История России», «Всеобщая история»), обществознание, географию.
Примерная программа, разработанная на основе ФГОС ООО основного общего образования предусматривает обязательное изучение «Истории» в общем объеме 374 часа, в том числе: в 5 - 8 классах – 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю.
«Обществознание»в основной школе изучается с 5 по 9 класс по одному часу в неделю (всего 175 часов).
При этом обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, – 30% от общего объёма основной образовательной программы основного общего образования. В средней школе часть, формируемая участниками образовательных отношений, достигает 40% от общего объема образовательной программы среднего общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования - это документ для школы, который нацеливает общеобразовательное учреждение и педагогов на системно-деятельностный подход в образовании, на формирование в процессе обучения различных способов деятельности и ключевых компетенций учащихся, навыков эффективного использования полученных знаний в социальной практике.
Таким образом, системно-деятельностный подход обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
В условиях перехода на ФГОС ООО педагогу истории и обществознания важно обратить особое внимание на использование в образовательной практике современных интерактивных методов и приемов обучения, организацию самостоятельной работы, различных видов деятельности учащихся в учебном процессе. Системно-деятельностный подход должен занять приоритетное место в школьном историческом и обществоведческом образовании. Согласно примерной программе, «содержание подготовки школьников по истории и обществознанию на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических задач».
Введение образовательного стандарта дает педагогам ориентиры для решения мировоззренческих, теоретических и практических вопросов педагогической деятельности.
На основе фундаментального ядра содержания общего образования, примерной и рабочей программ педагог должен подготовить и реализовать методическую стратегию изучения истории и обществознания в основной школе.
Необходимо важным является то, что одно из основных положений Концепции ФГОС – это формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения учебных программ.
В составе основных видов УУД выделяют четыре основных блока, которые формируются на уроках истории и обществознания:
Овладение универсальными учебными действиями дает обучающимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие обучающимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать на всех уроках.
Для формирования УУД на уроках истории можно использовать следующие виды деятельности:
- составить рассказ на основе информации учебника, отрывка из летописей, литературного источника, карты и схемы; - извлекать информацию из источника; - описание объекта по схеме; - составление характеристики исторического деятеля; - работа с картой («чтение карты»), схемой; - анализ исторического источника; - составление вопросов к тексту, ответы на них; - составление простого и сложного плана; - составление сравнительных, хронологических таблиц; - подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу; - составление логической схемы, цепочки; и другие. Подобные задания не только направлены на самостоятельную деятельность обучающихся с источником информации, метапредметность, но и на формирование ключевых компетенций.
Уроки обществознания тоже дают возможность для формирования УУД. Проектирование, мини-исследование, анализ материалов из СМИ позволяют приобрести главное – способность использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач.
Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности.
Таким образом, подготовка педагога к решению теоретических и практических задач может осуществляться путем непрерывного профессионального образования и самообразования.