kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация внеурочной деятельности, как условие реализации ФГОС НОО и ООО.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование внеурочной деятельности обучающихся является организационным механизмом реализации основной образовательной программы основного общего образования ОО.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация внеурочной деятельности, как условие реализации ФГОС НОО и ООО.»


Организация внеурочной деятельности, как условие реализации ФГОС НОО и ООО.

. Пояснительная записка

Планирование внеурочной деятельности обучающихся является организационным механизмом реализации основной образовательной программы основного общего образования ОО, которое основано в соответствии с нормативными правовыми документами:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ).

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ №373 от 06 октября 2009 года);

3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. № 373»;

4. Приложения к письму Министерства образования Московской области от27.07.2011 № 6975-06о/07 «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования»;

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений №2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72).

6. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644).

7. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

 Целевая направленность, стратегические и тактические цели внеурочной деятельности

Планирование строится с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10, обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся.

План составляется с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.

Одной из моделей организации внеурочной деятельности может быть - модель дополнительного образования, которая опирается на преимущественное использование потенциала школы и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

В ее реализации принимают участие классные руководители, учителя. Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель.

Механизм конструирования модели дополнительного образования:

1. Администрация образовательного учреждения проводит анализ ресурсного обеспечения (материально-технической базы, кадрового обеспечения, финансово-экономического обеспечения (возможности использования внебюджетных средств) и определяет возможности для организации внеурочной деятельности. Составляет договора с учреждениями дополнительного образования организаций культуры и спорта.

2. Классный руководитель проводит анкетирование среди родителей (законных представителей) с целью:

- получения информации о направлениях и еженедельной временной нагрузке обучающихся в объединениях/центрах/учреждениях дополнительного образования, учреждениях культуры и спорта;

- знакомства родителей (законных представителей) с возможностями образовательного учреждения по организации внеурочной деятельности обучающихся (примерным планом внеурочной деятельности; программами кружков, секций, объединений; планируемыми результатами внеурочной деятельности обучающихся);

- получения информации о выборе родителями (законными представителями) предпочтительных направлений и форм внеурочной деятельности детей.

3. Полученная информация является основанием для выстраивания индивидуального маршрута ребенка во внеурочной деятельности, комплектования групп (кружков, секций, клубов и др.), утверждения плана и составления расписания внеурочной деятельности обучающихся с учетом возможностей образовательного учреждения.

Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.

Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка.

Цель внеурочной деятельности - создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.

Задачи внеурочной деятельности:

1) расширение общекультурного кругозора;

2) формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;

3) включение в личностно значимые творческие виды деятельности;

4) формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;

5) участие в общественно значимых делах;

6) помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования;

7) создание пространства для межличностного общения.

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, конкурсы, соревнования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т.д.

При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего и основного общего образования определяет образовательное учреждение.

Внеурочная деятельность организует свою деятельность по следующим направлениям развития личности:

  • спортивно-оздоровительное;

  • духовно-нравственное;

  • социальное;

  • общеинтеллектуальное;

  • общекультурное.

Спортивно-оздоровительное направление

Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени основного общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Основные задачи:

1. формирование представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

2. формирование навыков осознанного выбора обучающимися поступков, поведение, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

3. обучение правилам личной гигиены, соблюдению режим дня и развитие готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;

4. профилактика вредных привычек;

5. расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта;

По итогам работы проводятся конкурсы, соревнования, защита творческих проектов.

Духовно-нравственное направление

Цель направления - обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества; активизация внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступенях начального общего и основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.

В основу работы по данному направлению положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.

Основными задачами являются:

1. Формирование общечеловеческих ценностей в контексте формирования у обучающихся гражданской идентичности;

2. Воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России;

3. Приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы;

4. Сохранение базовых национальных ценностей российского общества;

5. Последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности;

6. Формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;

7. Формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;

8. Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

9. Формирование основы культуры межэтнического общения;

10. Формирование отношения к семье как к основе российского общества.

По итогам внеурочной деятельности проводятся конкурсы, выставки, ролевые игры, социальные проекты.

Общеинтеллектуальное направление

Данное направление призвано обеспечить достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного общего образования.

Основными задачами являются:

1. Формирование навыков научно-интеллектуального труда;

2. Развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;

3. Формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;

4. Овладение навыками универсальных учебных действий, обучающихся на ступени основного общего образования.

Данное направление реализуется программами внеурочной деятельности «Грамотеи»,

Общекультурное направление

Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран – цель общекультурного направления.

Основными задачами являются:

1. Формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;

2. Становление активной жизненной позиции;

3. Воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

Результатами работы становятся конкурсы, выставки, защита проектов и их демонстрация.

Социальное направление

Данное направление призвано обеспечить достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начально общего и основного общего образования.

Основными задачами являются:

  1. создать условия для успешной социализации учащихся в школе и внешкольном пространстве;

  2. формировать знания о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека;

  3. согласовывать свои потребности с возможностями их реализации в наличной социальной среде;

  4. формировать позитивную самооценку, самоуважение, конструктивные способы самореализации.


III. Режим организации внеурочной деятельности

Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки, чередованием различных видов деятельности (мыслительной, двигательной).

Расписание занятий включает в себя следующие нормативы:

  • недельную (максимальную) нагрузку на обучающихся;

  • недельное количество часов на реализацию программ по каждому направлению развития личности;

Обязательная (максимальная) нагрузка внеурочной деятельности обучающихся не должна превышать предельно допустимую- 5 часов. Распределение часов внеурочной деятельности по данным направлениям может меняться в зависимости от возможностей образовательного учреждения, кадрового обеспечения, запроса родителей (законных представителей) и т.д..



IV. Условия для реализации плана внеурочной деятельности

(кадровые, методические, материально-технические, финансовые)

  1. Кадровое обеспечение:

В реализации план участвуют:

  • учителя школы, реализующие программы внеурочной деятельности.


Совершенствование уровня кадрового обеспечения:

Задачи

Мероприятия

Подготовка педагогических кадров к работе с учащимися по внеурочной деятельности

Индивидуальные собеседования с преподавателями-предметниками и руководителями кружков, готовыми к деятельности в данном направлении.

Повышение методического уровня всех участников воспитательного процесса

Семинары с психологами, социальными и медицинскими работниками, специалистами внешкольных учреждений.


Семинары-практикумы в методических объединениях с целью обмена передовым опытом, накопленным в школе.

Проведение семинаров по реализуемым программам.

Обеспечение комфортных условий для работы педагогов

Изыскать возможности материального поощрения руководителей кружков, клубов, спортивных секций, воспитателя группы продленного дня.

Активизировать вовлеченность работников культуры в систему общешкольных мероприятий

Организация и проведение общешкольных мероприятий.

Годовое планирование воспитательной работы с учетом возможностей педагогов.


2. Программно-методическое обеспечение плана внеурочной деятельности Программы внеурочной деятельности направлены:

  • на расширение содержания программ общего образования;

  • на реализацию основных направлений региональной образовательной политики;

  • на формирование личности ребенка средствами искусства, творчества, спорта.

Программы, реализуемые во внеурочной деятельности школьников, разработаны образовательным учреждением самостоятельно (авторские) и на основе переработки примерных образовательных программ. Программное обеспечение внеурочной деятельности опирается на социальный заказ, имеющиеся возможности и особенности образовательного процесса с целью максимального удовлетворения потребностей обучающихся, его дифференциации и индивидуализации.

Программы по внеурочной деятельности соответствуют нормативно-правовым требованиям, в том числе утвержденным СанПиН. Выбор форм внеурочной деятельности опирается на достижение результата определенного уровня. При разработке программы выстраивается логика перехода от результатов одного уровня к результатам другого. Программы внеурочной деятельности рассматриваются на заседании педагогического совета. Программа утверждается директором школы, проходит внешнее рецензирование, если она авторская.

3. Финансово-экономические условия организации внеурочной деятельности обучающихся

Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего и основного общего образования в общеобразовательном учреждении посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования. Согласно п. 16 ФГОС ООО основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность ОУ финансируется в соответствии с законодательством и осуществляется на основе федеральных нормативов.

Финансирование осуществляется в пределах бюджетных ассигнований за счет субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ, объем которых определяется исходя из установленных нормативов на одного обучающегося.

4. Информационное обеспечение организации внеурочной деятельности обучающихся.

В информационное обеспечение реализации внеурочной деятельности ОО включены:

• информационно-коммуникационные технологии для организации взаимодействия образовательного учреждения с родительской общественностью, социальными партнерами, другими образовательными учреждениями, органами, осуществляющими управление в сфере образования (через официальный сайт образовательного учреждения);

• создание и ведение различных баз, данных (нормативно-правовой, методической и других);

• информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие процессы планирования, мотивации, контроля реализации внеурочной деятельности. Значительную роль в информационной поддержке реализации внеурочной деятельности играет сайт образовательного учреждения, не только обеспечивающий взаимодействие с социальными партнерами и открытость государственно-общественного управления, но и расширяющий многообразие форм поощрений, усиливающий публичное признание достижений всех участников образовательного процесса, поддерживающий мотивационную среду образовательного учреждения.

5.Мониторинг эффективности внеурочной деятельности.

Эффективность внеурочной деятельности зависит от качества программы по её модернизации и развитию и уровня управления этой программой. Управление реализацией программой осуществляется через планирование, контроль и корректировку действий. Управление любой инновационной деятельностью идёт по следующим направлениям:

- организация работы с кадрами;

- организация работы с ученическим коллективом;

- организация работы с родителями, общественными организациями, социальными партнёрами;

- мониторинг эффективности инновационных процессов.

Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.

Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности по следующим критериям:

- рост социальной активности обучающихся;

- рост мотивации к активной познавательной деятельности;

- уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;

- качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);

- удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.


Объекты мониторинга:

1. Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;

2. Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;

3. Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;

4. Анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля.

5. Вовлеченность обучающихся во внеурочную образовательную деятельность, как на базе школы, так и вне школы;

6. Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;

7. Результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.

Ожидаемые результаты.

Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, району; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование  чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность обучающихся должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания. Дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:

- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;

- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.

- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;

- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.


8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Организация внеурочной деятельности, как условие реализации ФГОС НОО и ООО.

Автор: Храмцова Светлана Евгеньевна

Дата: 09.11.2020

Номер свидетельства: 562935

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе."
    ["seo_title"] => string(94) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-kak-nieotiemliemaia-chast-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "266326"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450123975"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "« Формирование у школьников исследовательских навыков  на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации  ФГОС ООО» "
    ["seo_title"] => string(133) "formirovaniie-u-shkol-nikov-issliedovatiel-skikh-navykov-na-urokakh-fiziki-i-vo-vnieurochnoie-vriemia-v-ramkakh-riealizatsii-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "180433"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425195946"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Особенности реализации программы "Разговор о правильном питании" в модели организации внеурочной деятельности в школе "
    ["seo_title"] => string(130) "osobiennosti-riealizatsii-proghrammy-razghovor-o-pravil-nom-pitanii-v-modieli-orghanizatsii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "101719"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402428507"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Преподавание истории и обществознания в условиях внедрения ФГОС ООО "
    ["seo_title"] => string(79) "priepodavaniie-istorii-i-obshchiestvoznaniia-v-usloviiakh-vniedrieniia-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "227163"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440615531"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Программа внеурочной деятельности "Я лидер" "
    ["seo_title"] => string(49) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-ia-lidier"
    ["file_id"] => string(6) "156395"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421419843"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства