kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Олимпиадная работа по русскому языку для учащихся 11 кл школьный этап

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всероссийская  олимпиада школников. Задания к олимпиаде по русскому языку для учащихся 11 кл

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадная работа по русскому языку для учащихся 11 кл школьный этап»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)


2022-2023 учебный год

возрастная группа (11класс)


Уважаемый участник олимпиады!



Вам предстоит выполнить задания олимпиады. Время выполнения заданий – 3 академических часа (180 минут).

Выполнение письменных заданий целесообразно организовать следующим образом:

− не спеша, внимательно прочитайте задание;

− обдумайте и сформулируйте ваш ответ;

− после выполнения всех предложенных заданий обязательно проверьте себя.


Максимальное количество - 64 балла

Задания.


Фонетика и графика. Соотношение букв и звуков.


1. В каком слове три согласных звонких звука, выпишите это слово, укажите эти звуки. (Верно указал слово - 1 балл, верно указал все звуки – 1 балл). Итого 2 балла

А) выявил

Б) меньшая

В) здание

Г) здесь


2. Ниже зашифрована фраза на русском языке:

Шыр-пир ю пяпюжгы зэлэмъгый гёсрыг, фёд г яг, фёд гяг, зэлэмъгый гёсрыг.

Задание. Расшифруйте эту фразу. За правильный ответ 5 баллов


Орфоэпия. Нормы ударения в словах


3. В каких словах ударение нужно ставить на последний слог? (За каждый верный ответ учащийся получает по 1 баллу).

Мастерский, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса, отрочество.


Орфография


4. Выберите ряд, в котором пропущена одна и та же буква. Какой вариант не имеет решения? Обоснуйте свой ответ.

1) об..скать, под…грать, пред…юльский.

2) ра…бежаться, и..подтишка, ра..жалобить

3) ш..рокий, разв…ваться, с..деть

4) н..лево, з…ря, з…играться


За правильный ответ 2(1+1) балла, за обоснование 1 балл. Итого 3 балла


Лексика


5.  Какое отношение перлы красноречия (или остроумия) имеют к бисеру, который не следует метать перед свиньями. За полный ответ 5 баллов


Фразеология


6. Укажите значение фразеологизма нести околесицу. Установите исконное значение слова околесица. Связано ли оно со словом колесо?

2 балла за правильное значение фразеологизма. 4 балла за этимологическую справку (в зависимости от полноты комментария). Итого 6 баллов.

7.Укажите номера предложений, в которых фразеологизм выполняет одну и ту же синтаксическую функцию. Определите какую.

1. Мой бедный Соловей вспорхнул - полетел за тридевять полей.

2.Олег в тот день проснулся ни свет ни заря.

3. Он был явно не в своей тарелке.

4. Казалось, что какие-то узы крови связывают этого босяка со Стенькой.

(за правильный ответ 1 балл, за определение роли 1 балл) Итого 2 балла


Морфемика и словообразование


8.Решите уравнения. Какой пример не имеет решения?

печка печник = бочка ?

песок → песочный = известь→ ?

холодный → холодноватый = железный → ?

вязать → вязальный = гладить → ?

баян → баянист = балалайка → ?

(За каждый правильный ответ по 1 баллу)Итого 5 баллов






Морфология


9.Составьте предложение с разными формами слова ДЕНЬ так, чтобы оно было употреблено в функции подлежащего, сказуемого, дополнения, обстоятельства.

Итого 4 балла


Синтаксис


10.Найдите главные члены предложения в следующей фразе: У него этого добра - выше крыши. За правильный ответ 1 балл, за комментарий 3 балла, итого 4 балла

Литературоведческие и лингвистические термины


11. Установите соответствие. (За каждый верный ответ учащийся получает по 1 баллу).

А.Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

1. антитеза


Б. Фигура речи, в которой резко противопоставляются противоположные понятия.

2. эпифора


В. Расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов.

3. эллипсис


Г. Пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения.

4. градация


Д. Повторение отдельных слов или оборотов в конце фразы или нескольких фраз в целях усиления выразительности речи.

5. параллелизм


Е Разновидность метонимии. Целое выявляется через свою часть.

6.метонимия 


Ж.Перенос значения одного слова на другое по смежности.

7. синекдоха 



Итого 7 баллов

12. Творческая работа

Напишите сочинение-миниатюру в жанре эссе на тему «Что для меня Родина?» Максимальное количество 16 баллов.

Оценивается

1. Качество связного текста: полнота и глубина содержания, логика изложения; оригинальность суждений (5 баллов).

2. Языковое и речевое оформление работы: ясность, точность, простота выражения мысли в речевых конструкциях, стилевое единство, эмоциональность стиля, грамотность (5 баллов).

3. Эстетический вкус: построение текста в единстве содержания и формы, отсутствие социологизации и вульгаризации в суждениях, бережное отношение к стилю автора при выборочном цитировании художественного текста (6 баллов).


Ответы

  1. Выявил

2 Жил-был у бабушки серенький козлик, вот как, вот как, серенький козлик.

Звонкие согласные заменены соответствующими глухими, а глухие— звонкими (в принципе этот способ кодирования приводит к следующей трудности: у некоторых глухих согласных, например х и ц, парные к ним звонкие в русской речи возникают редко; во всяком случае, для их обозначения нет отдельных букв, но в нашем тексте подобные согласные не встречаются). Буква л заменяется на р, буква м — на н (и наоборот). Буква й оставляется незамененной. Гласные а, у, о . . . заменяются на я, ю, ё . . . (и наоборот).

3. облегчИть, ободрИть, христианИн, языковАя политика, языковОй барьер.

Итого 5 баллов

4. нАлево, зАря, зАиграться. Не имеет ответа третий ряд, т.к слово разв…ваться дано вне контекста.

5 . В первом выражении говорится об искусной, изящной речи, во втором о бесполезности объяснять что-то тому, кто не может этого понять и оценить. Слово перл (чаще употребляется во множественном числе) – от французского perle «жемчуг». Слово бисер в церковнославянском языке обозначало то же самое: жемчуг. ( Не мечите бисера перед свиньями - выражение из Библии). Так что перл и бисер – одно и то же.

6. нести околесицу (а также ахинею, дичь, вздор, ерунду, галиматью, чушь) - говорить глупости. В древнерусском языке существовало слово коло, имеющее значение 'круг'. Оно изменялось следующим образом: И. п. коло, Р. п. колесе, Д. п. колеси... и т. д. От этого слова образованы: колесо приспособление в форме круга), кольцо (предмет в форме кружка), околица (местность вокруг деревни, села). Форма о колеси имела значение 'рядом', 'вокруг'. От нее и образовалось слово околёсица (то, что рядом, около; не в центре). С течением времени в значении этого фразеологического оборота произошел некоторый сдвиг.

7. В предложениях 1, 2 фразеологизм является обстоятельством.

8. 1) бочар, 2) известковый, 3) не имеет решения, 4) гладильный,

балалаечник.

9. подлежащее - день-дни, сказуемое - в составе синтаксически цельного сочетания, дополнения - падежно-числовые формы, обстоятельство - временные сочетания типа (читала) целый день. Недопустимо наречие ДНЕМ, так как в задании говорится о формах слова, а не о родственных словах.

10. Согласно определениям традиционной грамматики, в предложении нет подлежащего, а сказуемое выражено устойчивым сочетанием выше крыши.

11. А- 5, Б – 1, В – 4, Г – 3, Д – 2, Е-7, Ж-6.




6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Олимпиадная работа по русскому языку для учащихся 11 кл школьный этап

Автор: людмила михайловна завьялова

Дата: 25.10.2022

Номер свидетельства: 615912

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Анализ олимпиадных работ по предметам гуманитарного цикла за 2016-17 учебный год."
    ["seo_title"] => string(80) "analiz_olimpiadnykh_rabot_po_priedmietam_ghumanitarnogho_tsikla_za_2016_17_uchie"
    ["file_id"] => string(6) "361273"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1479758911"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Олимпиадные развития как инструмент поддержки творческих способностей младших школьников "
    ["seo_title"] => string(100) "olimpiadnyie-razvitiia-kak-instrumient-poddierzhki-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "129478"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415716201"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства