Просмотр содержимого документа
«Олимпиадная работа по русскому языку для учащихся 11 кл школьный этап»
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)
2022-2023 учебный год
возрастная группа (11класс)
Уважаемый участник олимпиады!
Вам предстоит выполнить задания олимпиады. Время выполнения заданий – 3 академических часа (180 минут).
Выполнение письменных заданий целесообразно организовать следующим образом:
− не спеша, внимательно прочитайте задание;
− обдумайте и сформулируйте ваш ответ;
− после выполнения всех предложенных заданий обязательно проверьте себя.
Максимальное количество - 64 балла
Задания.
Фонетика и графика. Соотношение букв и звуков.
1. В каком слове три согласных звонких звука, выпишите это слово, укажите эти звуки. (Верно указал слово - 1 балл, верно указал все звуки – 1 балл). Итого 2 балла
4. Выберите ряд, в котором пропущена одна и та же буква. Какой вариант не имеет решения? Обоснуйте свой ответ.
1) об..скать, под…грать, пред…юльский.
2) ра…бежаться, и..подтишка, ра..жалобить
3) ш..рокий, разв…ваться, с..деть
4) н..лево, з…ря, з…играться
За правильный ответ 2(1+1) балла, за обоснование 1 балл. Итого 3 балла
Лексика
5. Какое отношение перлы красноречия (или остроумия) имеют к бисеру, который не следует метать перед свиньями. За полный ответ 5 баллов
Фразеология
6. Укажите значение фразеологизма нести околесицу. Установите исконное значение слова околесица. Связано ли оно со словом колесо?
2 балла за правильное значение фразеологизма. 4 балла за этимологическую справку (в зависимости от полноты комментария). Итого 6 баллов.
7.Укажите номера предложений, в которых фразеологизм выполняет одну и ту же синтаксическую функцию. Определите какую.
1. Мой бедный Соловей вспорхнул - полетел за тридевять полей.
2.Олег в тот день проснулся ни свет ни заря.
3. Он был явно не в своей тарелке.
4. Казалось, что какие-то узы крови связывают этого босяка со Стенькой.
(за правильный ответ 1 балл, за определение роли 1 балл) Итого 2 балла
Морфемика и словообразование
8.Решите уравнения. Какой пример не имеет решения?
печка → печник = бочка → ?
песок → песочный = известь→ ?
холодный → холодноватый = железный → ?
вязать → вязальный = гладить → ?
баян → баянист = балалайка → ?
(За каждый правильный ответ по 1 баллу)Итого 5 баллов
Морфология
9.Составьте предложение с разными формами слова ДЕНЬ так, чтобы оно было употреблено в функции подлежащего, сказуемого, дополнения, обстоятельства.
Итого 4 балла
Синтаксис
10.Найдите главные члены предложения в следующей фразе: У него этого добра - выше крыши. За правильный ответ 1 балл, за комментарий 3 балла, итого 4 балла
Литературоведческие и лингвистические термины
11. Установите соответствие. (За каждый верный ответ учащийся получает по 1 баллу).
А.Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.
1. антитеза
Б. Фигура речи, в которой резко противопоставляются противоположные понятия.
2. эпифора
В. Расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов.
3. эллипсис
Г. Пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения.
4. градация
Д. Повторение отдельных слов или оборотов в конце фразы или нескольких фраз в целях усиления выразительности речи.
5. параллелизм
Е Разновидность метонимии. Целое выявляется через свою часть.
6.метонимия
Ж.Перенос значения одного слова на другое по смежности.
7. синекдоха
Итого 7 баллов
12. Творческая работа
Напишите сочинение-миниатюру в жанре эссе на тему «Что для меня Родина?» Максимальное количество 16 баллов.
Оценивается
1. Качество связного текста: полнота и глубина содержания, логика изложения; оригинальность суждений (5 баллов).
2. Языковое и речевое оформление работы: ясность, точность, простота выражения мысли в речевых конструкциях, стилевое единство, эмоциональность стиля, грамотность (5 баллов).
3. Эстетический вкус: построение текста в единстве содержания и формы, отсутствие социологизации и вульгаризации в суждениях, бережное отношение к стилю автора при выборочном цитировании художественного текста (6 баллов).
Ответы
Выявил
2 Жил-был у бабушки серенький козлик, вот как, вот как, серенький козлик.
Звонкие согласные заменены соответствующими глухими, а глухие— звонкими (в принципе этот способ кодирования приводит к следующей трудности: у некоторых глухих согласных, например х и ц, парные к ним звонкие в русской речи возникают редко; во всяком случае, для их обозначения нет отдельных букв, но в нашем тексте подобные согласные не встречаются). Буква л заменяется на р, буква м — на н (и наоборот). Буква й оставляется незамененной. Гласные а, у, о . . . заменяются на я, ю, ё . . . (и наоборот).
4. нАлево, зАря, зАиграться. Не имеет ответа третий ряд, т.к слово разв…ваться дано вне контекста.
5 . В первом выражении говорится об искусной, изящной речи, во втором о бесполезности объяснять что-то тому, кто не может этого понять и оценить. Слово перл (чаще употребляется во множественном числе) – от французского perle «жемчуг». Слово бисер в церковнославянском языке обозначало то же самое: жемчуг. ( Не мечитебисера передсвиньями - выражение из Библии). Так что перл и бисер – одно и то же.
6. нести околесицу (а также ахинею, дичь, вздор, ерунду, галиматью, чушь) - говорить глупости. В древнерусском языке существовало слово коло, имеющее значение 'круг'. Оно изменялось следующим образом: И. п. коло, Р. п. колесе, Д. п. колеси... и т. д. От этого слова образованы: колесо приспособление в форме круга), кольцо (предмет в форме кружка), околица (местность вокруг деревни, села). Форма о колеси имела значение 'рядом', 'вокруг'. От нее и образовалось слово околёсица (то, что рядом, около; не в центре). С течением времени в значении этого фразеологического оборота произошел некоторый сдвиг.
7. В предложениях 1, 2 фразеологизм является обстоятельством.
8. 1) бочар, 2) известковый, 3) не имеет решения, 4) гладильный,
балалаечник.
9. подлежащее - день-дни, сказуемое - в составе синтаксически цельного сочетания, дополнения - падежно-числовые формы, обстоятельство - временные сочетания типа (читала)целый день. Недопустимо наречие ДНЕМ, так как в задании говорится о формах слова, а не о родственных словах.
10. Согласно определениям традиционной грамматики, в предложении нет подлежащего, а сказуемое выражено устойчивым сочетанием выше крыши.