kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья предоставляет читателю информацию об электронных образовательных ресурсах, так прочно входящих в школьное образование. В статье представлена не только терминология по электронным образовательным ресурсам, но и составлен небольшой каталог сайтов в сети Интернет, на которых размещены электронные образовательные ресурсы. Статья может быть полезна учителю любого предмета.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ »

ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ


Загидуллина Л.Ф., учитель математики МОБУ СОШ №35 г. Таганрога

Марченко М.В., заместитель директора по НМР, учитель математики

ГКОУ РО лицея-интерната «Педагогический» г. Таганрога


В настоящее время многие образовательные организации оснащены компьютерными классами, и у учителей появилась возможность использовать современную технику на уроке. Компьютер делает урок более ярким и наглядным, предоставляет возможность вести обучение в индивидуальном для каждого обучающегося темпе.

В МОБУ СОШ № 35 г. Таганрога два компьютерных класса и два мобильных класса. Практически в каждом кабинете имеется мультимедийный набор: экран, проектор и компьютер.

В ГКОУ РО лицее-интернате «Педагогический» г. Таганрога два компьютерных класса и один мобильный класс. В некоторых кабинетах имеется мультимедийный набор: экран, проектор и ноутбук, а в остальных – интерактивная доска, которая еще больше расширяет возможности учителя при проведении урока. Поэтому возможности применения ИКТ в наших образовательных организациях достаточно широки.

Применение компьютера на уроке возможно в различных режимах, а именно:

  • в обучающем режиме;

  • в режиме графической иллюстрации изучаемого материала;

  • в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;

  • в диагностическом режиме тестирования качества усвоения материала;

  • в режиме самообучения.

С введением в учебный процесс новых компьютерных технологий становится актуальной для учителя проблема накопления и использования электронных образовательных ресурсов.

Что же такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)?

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.

Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения. Итак, здесь и далее мы рассматриваем электронные образовательные ресурсы, для воспроизведения которых требуется компьютер.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - дополнение электронного компонента к действующим сегодня в образовательной организации учебникам.

Чем же отличаются ЭОР от учебников?

ЭОР бывают разные, и как раз по степени отличия от традиционных полиграфических учебников их очень удобно классифицировать.

Самые простые ЭОР – текстографические. Они отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Хотя его очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.

ЭОР следующей группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту. Страницы книги мы читаем последовательно, осуществляя таким образом так называемую линейную навигацию. При этом достаточно часто в учебном тексте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же текста. В таких случаях книга не очень удобна: нужно разыскивать пояснения где-то в другом месте, листая множество страниц. В ЭОР это можно сделать гораздо комфортнее: указать незнакомый термин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окне, или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания). По существу ключевое словосочетание – аналог строки знакомого всем книжного оглавления, но строка эта не вынесена на отдельную страницу (оглавления), а внедрена в основной текст.

В данном случае навигация по тексту является нелинейной (вы просматриваете фрагменты текста в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием). Такой текстографический продукт называется гипертекстом.

Третий уровень ЭОР – это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.

Но, с другой стороны, стоит заметить, что такие ЭОР по существу не отличаются от аудио/видео продуктов, воспроизводимых на бытовом CD-плеере.

Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Это самые мощные и интересные для образования продукты, которые заслуживают отдельного рассмотрения.

Английское слово multimedia в переводе означает «много способов». В образовательном процессе – это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.

Сегодня термин «мультимедиа» применяется достаточно широко, поэтому важно понимать, к чему именно он относится. Когда мы говорим о мультимедиа ЭОР, имеется в виду возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами.

Итак, мы рассмотрим Цифровые образовательные ресурсы – это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) – совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе.

Общие требования к цифровым образовательным ресурсам:

Современные цифровые образовательные ресурсы должны:

  • соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки РФ, используемым программам;

  • ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;

  • обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;

  • предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие обучающегося на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;

  • обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;

  • содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;

  • превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя при этом тематические разделы;

  • полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;

  • обеспечивать возможность параллельно с цифровыми образовательными ресурсами использовать другие программы;

  • обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;

  • иметь там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;

  • иметь удобный интерфейс.

Задачи комплекта ЦОР:

Помощь учителю при подготовке к уроку:

  • компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;

  • большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;

  • эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов;

  • подготовка контрольных и самостоятельных работ;

  • подготовка творческих заданий;

  • подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;

  • обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.

Помощь учителю при проведении урока:

  • демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;

  • использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ;

  • компьютерное тестирование обучающихся и помощь в оценивании знаний;

  • индивидуальная исследовательская и творческая работа обучающихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке.

Помощь обучающемуся при подготовке домашних заданий:

  • повышение интереса у обучающихся к предмету за счет новой формы представления материала;

  • большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;

  • возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;

  • развитие творческого потенциала обучающихся в предметной виртуальной среде;

  • помощь обучающемуся в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;

  • приобщение обучающихся к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.

Типы цифровых образовательных ресурсов:

  • интерактивные компоненты – вопросы и задачи, контрольные и самостоятельные работы, интерактивные модели и анимации;

  • демонстрационная графика – иллюстрации, анимации, видеофрагменты;

  • тексты – параграфы текста, тексты со звуком, биографии ученых, таблицы;

  • материалы для учителя – презентации и уроки.


Авторы многих ЦОР при отборе содержания руководствуются, в основном, двумя критериями:

  • федеральными государственными образовательными стандартами;

  • возможностями избранных ими программных средств.


Нужно сказать, что эти два фактора учитывались авторами различных ЦОР в разной степени. Так, например, некоторые ЦОР больше направлены на действующие образовательные стандарты и программы, в то время как другие ЦОР включают много дополнительных заданий, лежащих так сказать «рядом» с обязательным материалом, но зато гораздо эффективнее использующих педагогические возможности разработанных авторами программных средств и развивающих творческую активность обучающихся.


ЦОР рассчитаны на типовое компьютерное оборудование, имеющееся сегодня в образовательных организациях: автоматизированное рабочее место учителя (компьютер, проектор, принтер) и компьютерный класс на 10 – 12 рабочих мест.

Исходя из реальной средней наполняемости классов в 20 – 25 человек, можно предложить несколько вариантов организации учебного процесса.


Вариант 1. Фронтальная работа с классом + групповая работа (по 2 – 3 человека за одним компьютером).


Вариант 2. Фронтальная работа с классом + индивидуальная работа. Класс делится на половины, при этом с одной половиной класса работает в обычном режиме учитель-предметник, а с другой – лаборант компьютерного класса, обеспечивающий организационную и техническую поддержку на занятиях в компьютерном классе. На следующем уроке «половины» класса меняются местами.


Вариант 3. Использование домашних компьютеров, как для индивидуальной работы, так и для творческой, исследовательской и проектной деятельности.

При этом получающийся в результате материал может оставаться либо только личным достоянием, либо становиться материалом общим, приносимым в школу и используемым на уроках.


Проведем небольшой обзор ЦОР:

  1. Издательство «Дрофа» предоставляет возможность бесплатного скачивания электронных приложений к учебникам. Ссылки для скачивания доступны только зарегистрированным пользователям. Система регистрации достаточно простая.


  1. Издательство «Просвещение» предлагает нам электронные приложения к учебнику под ред. Колмогорова (10-11 класс), под ред. Бунимовича (6 кл), и ред. Алимова (9 класс). Данные приложения платные.


  1. http://school-collection.edu.ru/ – сайт единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Здесь мы можем увидеть с вами следующие учебные материалы: наборы цифровых ресурсов к учебникам, инновационные учебные материалы, инструменты учебной деятельности, электронные издания, коллекции.


  1. http://www.fcior.edu.ru – федеральный центр информационно – образовательных ресурсов. Для воспроизведения некоторых ресурсов данного сайта необходимо дополнительное программное обеспечение – проигрыватель ресурсов.


  1. http://physicon.ru/ – содержит демонстрационный пакет из 5 примеров (здесь же можно найти интерактивные учебники, рассмотреть несколько курсов - http://physicon.ru/products/courses/catalog/359/345/)


  1. http://college.ru/ – профессиональный сервис подготовки к ЕГЭ – организатор проекта компания «ФИЗИКОН» http://college.ru/matematika/ – необходима регистрация в роли обучающегося, учителя или родителя. Компания «ФИЗИКОН» – ведущий российский разработчик электронных образовательных ресурсов для школ, колледжей и вузов.Уникальная библиотека учебных электронных курсов компании «ФИЗИКОН» включает более 200 тысяч цифровых объектов.


  1. http://www.math.ru/ – Интернет - поддержка учителей математики. Здесь можно найти электронные книги, видеолекции, различные по уровню и тематике задачи, истории из жизни математиков. Учителя найдут материалы для уроков, официальные документы Министерства образования и науки, необходимые в работе.


  1. www.etudes.ru – Математические этюды. На сайте представлены этюды, выполненные с использованием современной компьютерной 3D-графики, увлекательно и интересно рассказывающие о математике и ее приложениях.


  1. www.it-n.ru – Сеть творческих учителей. Создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). На этом веб-сайте можно найти разнообразные материалы и ресурсы, касающиеся использования ИКТ в учебном процессе, а также можно пообщаться с коллегами из других образовательных организаций. На сайте для каждого доступны:

  • библиотека готовых учебных проектов с применением ИКТ, а также различные проектные идеи, на основе которых можно разработать свой собственный проект;

  • библиотека методик проведения уроков использованием разнообразных электронных ресурсов;

  • руководства и полезные советы по использованию программного обеспечения в учебном процессе;

  • подборка ссылок на интересные аналитические и тематические статьи для педагогов.


  1. www.problems.ru – База данных задач по всем темам школьной математики. Задачи разбиты по рубрикам и степени сложности. Ко всем задачам приведены решения.


  1. http://eor-np.ru – сайт «Электронные образовательные ресурсы». Все ресурсы доступны для скачивания, но необходимо специальное программное обеспечение, а также можно вывести ресурс в режиме просмотра так называемого апплета.



  1. http://edu-top.ru/katalog/ – каталог образовательных ресурсов сети Интернет.



Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).


Адреса ФЦИОР в Интернет:

http://fcior.edu.ru

http://eor.edu.ru


Доступ из образовательных организаций и получение любых электронных учебных модулей из ФЦИОР по глобальной компьютерной сети бесплатны.



Используемые источники информации:

  1. http://www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692#0

  2. http://kolpincentr.narod.ru/news/eor.htm

  3. http://www.prodlenka.org/doklady/elektronnye-i-tcifrovye-obrazovatelnye-resursy.html



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Автор: Загидуллина Л.Ф.; Марченко М.В.

Дата: 04.03.2015

Номер свидетельства: 182335

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "«Роль электронных образовательных ресурсов библиотеки в развитии личности»"
    ["seo_title"] => string(70) "roleliektronnykhobrazovatielnykhriesursovbibliotiekivrazvitiilichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "264514"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449740980"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Электронные образовательные ресурсы на уроках физики"
    ["seo_title"] => string(58) "eliektronnyie-obrazovatiel-nyie-riesursy-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "143278"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418488170"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Формирование информационной культуры родителей, как участников образовательного процесса "
    ["seo_title"] => string(96) "formirovaniie-informatsionnoi-kul-tury-roditieliei-kak-uchastnikov-obrazovatiel-nogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "133580"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416548430"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Презентация по информатике "Роль информационной деятельности в современном обществе" "
    ["seo_title"] => string(97) "priezientatsiia-po-informatikie-rol-informatsionnoi-dieiatiel-nosti-v-sovriemiennom-obshchiestvie"
    ["file_id"] => string(6) "188001"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426604765"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Изучение свойств газов в 10 классе "
    ["seo_title"] => string(39) "izuchieniie-svoistv-ghazov-v-10-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "229238"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441648445"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства