kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение школьников культуре питания в рамках программы «Разговор о правильном питании»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правильное питание является одним из основных факторов внешней среды, который определяет нормальное развитие ребенка. По мнению специалистов, около трети наиболее распространенных заболеваний и функциональных нарушений в детском и подростковом возрасте связаны с несоблюдением принципов рационального питания. Прежде всего, это гастроэнтерологические заболевания (среди детских болезней занимают 2 место), разнообразные патологические состояния (гипотрофия, рахит, малокровие), аллергии. Установлено, что целый ряд патологий нервной системы также имеет в своей основе неправильное питание матери в период беременности и ребенка нa разных этапах его развития.

Учитывая вышеизложенное, к организации питания детей предъявляются особые требования. Рацион питания должен строиться и с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Правильно организованное

питание во многих случаях может не только предотвратить возникновение болезни, но и справиться с ней.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучение школьников культуре питания в рамках программы «Разговор о правильном питании»»

Обучение школьников культуре питания в рамках программы «Разговор о правильном питании»

Правильное питание является одним из основных факторов внешней среды, который определяет нормальное развитие ребенка. По мнению специалистов, около трети наиболее распространенных заболеваний и функциональных нарушений в детском и подростковом возрасте связаны с несоблюдением принципов рационального питания. Прежде всего, это гастроэнтерологические заболевания (среди детских болезней занимают 2 место), разнообразные патологические состояния (гипотрофия, рахит, малокровие), аллергии. Установлено, что целый ряд патологий нервной системы также имеет в своей основе неправильное питание матери в период беременности и ребенка нa разных этапах его развития.

Учитывая вышеизложенное, к организации питания детей предъявляются особые требования. Рацион питания должен строиться и с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Правильно организованное

питание во многих случаях может не только предотвратить возникновение болезни, но и справиться с ней.

Однако сегодня в большинстве семей, школ, детских садах организация питания не соответствует предъявляемым требованиям. Обычно объясняется это неблагоприятной социально-экономической ситуацией, нехваткой средств для обеспечения рационального питания. При этом вне сферы внимания оказываются еще два не менее важных фактора, влияющих на ситуацию.

Прежде всего, это недостаточная осведомленность родителей, учителей о том, какие требования предъявляются к организации правильного питания детей. Как показало проведенное анкетирование, взрослые часто не знают -каким должен быть режим и рацион питания их детей.

Вторая причина - несформированность у самих детей ценностного отношения к собственному здоровью. Только 25 % опрошенных детей смогли правильно ответить на вопросы, касающиеся основ рационального питания и лишь 15 % среди перечня предпочитаемых продуктов, выбрали действительно полезные для здоровья.

Все это свидетельствует о необходимости специальной подготовки в области питания для детей и взрослых. Такая подготовка способна решить даже самые сложные проблемы, связанные с нехваткой материальных средств. Действительно, правильное питание не обязательно должно быть дорогим. Целый ряд полезных и доступных практически любой семье продуктов, способен обеспечить полноценный рацион ребенка. К сожалению, далеко не всегда дети и взрослые могут оценить реальную пользу того или иного продукта, блюда, из-за недостатка осведомленности сделать правильный выбор.

Выбор продуктов во многом определяется вкусовыми пристрастиями детей. Предпочтения ребенка в еде закладываются уже в раннем возрасте и в значительной мере зависят от воспитания, традиций питания, сложившихся в семье. Взрослые - родители, учителя, способны повлиять на мнение ребенка в отношении выбора блюд таким образом, чтобы мальчик или девочка предпочитали наиболее полезные не потому, что их заставляют, а потому, что нравится их вкус. Благодаря этому организация правильного питания значительно облегчается.

С раннего возраста могут и должны закладываться поведенческие стереотипы в отношении питания - соблюдение гигиенических правил, режима питания, правил поведения за столом и т.п.

Целью программы "Разговор о правильном питании" является формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Программа рассчитана на дошкольников и школьников в возрасте от 6 до 14 лет и состоит из трех частей:

- "Разговор о правильном питании" - для дошкольников и младших школьников 6-8 лет;

- "Две недели в лагере здоровья" - для школьников 9-11 лет;

- "Формула правильного питания" - для школьников 12-14 лет.

Для реализации программы подготовлены учебно-методические комплекты, включающие в себя рабочую тетрадь для учащихся, методическое пособие для педагогов и родителей. В учебно-методический комплект также включены плакаты и брошюра для родителей.

Программа предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:

- формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;

- формирование у дошкольников и школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;

- освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;

- формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;

- информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

- развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;

- развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;

- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.

Содержание программы "Разговор о правильном питании" отвечает следующим принципам:

- возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей и подростков;

- научная обоснованность и достоверность - содержание комплекта базируется на данных научных исследований в области питания детей и подростков;

- практическая целесообразность - содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей и подростков;

- динамическое развитие и системность - содержание каждого из последующих модулей программы, цели и задачи обучения определялись с учетом тех сведений, оценочных суждений и поведенческих навыков, которые были сформированы у детей и подростков в результате изучения предыдущих модулей;

- вовлеченность в реализацию программы родителей учащихся;

- культурологическая сообразность - в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.

Тематика программы охватывает различные аспекты рационального питания:

- "Разговор о правильном питании"

разнообразие питания:

1. "Самые полезные продукты",

2. "Что надо есть, если хочешь стать сильнее",

3. "Где найти витамины весной",

4. "Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты",

5. "Каждому овощу свое время");

гигиена питания: "Как правильно есть";

режим питания: "Удивительные превращения пирожка";

рацион питания:

1. "Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной",

2. "Плох обед, если хлеба нет",

3. "Полдник. Время есть булочки",

4. "Пора ужинать",

5. "Если хочется пить";

культура питания:

1. "На вкус и цвет товарищей нет",

2. "День рождения Зелибобы".

- "Две недели в лагере здоровья"

разнообразие питания:

1. "Из чего состоит наша пища",

2. "Что нужно есть в разное время года",

3. "Как правильно питаться, если занимаешься спортом";


гигиена питания и приготовление пищи:

1. "Где и как готовят пищу",

2. "Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен");

этикет:

1. "Как правильно накрыть стол",

2. "Как правильно вести себя за столом";

рацион питания:

1. "Молоко и молочные продукты",

2. "Блюда из зерна",

3. "Какую пищу можно найти в лесу",

4. "Что и как приготовить из рыбы",

5. "Дары моря");

традиции и культура питания: "Кулинарное путешествие по России".

- "Формула правильного питания"

рациональное питание как часть здорового образа жизни:

1. "Здоровье - это здорово";

2. "Продукты разные нужны, продукты разные важны",

режим питания: "Режим питания",

адекватность питания: "Энергия пищи",

гигиена питания и приготовление пищи:

1. "Где и как мы едим",

2. "Ты готовишь себе и друзьям");

потребительская культура: "Ты - покупатель";

традиции и культура питания:

1. "Кухни разных народов",

2. "Кулинарное путешествие",

3. "Как питались на Руси и в России",

4. "Необычное кулинарное путешествие".

Реализация Программы определяется ее модульным характером, что предполагает:

- вариативность при выборе площадок для ее реализации. Программа может быть использована в учреждениях различного типа - общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, коррекционных школах, детских домах и интернатах, в системе дополнительного образования и т.д.;

- свободным выбором сроков реализации как каждой из тем, так и всей Программы в целом. Сроки реализации определяются самим педагогом с учетом важности конкретной темы для учащихся, их заинтересованности и т.д.

- вариативность способов реализации Программы, которая может быть реализована в рамках внеклассной работы (система внеклассных часов и внеклассных мероприятий), в рамках факультативной и кружковой работы, в рамках реализации регионального компонента учебного плана, направленного на формирование у школьников здорового образа жизни.

Темы Программы могут быть также интегрированы в содержание базовых учебных курсов.

Так, ряд тем первой части Программы "Разговор о правильном питании" может быть использован на уроках чтения, русского языка, математики, рисования, окружающего мира.

Темы второй части Программы "Две недели в лагере здоровья" могут также использоваться на уроках чтения, русского языка, математики, рисования, окружающего мира, ОБЖ, а также уроках обслуживающего труда.

Темы третьей части Программы "Формула правильного питания" могут быть включены в содержание уроков литературы, русского языка, математики, биологии, географии, истории, музыки, изобразительного искусства, ОБЖ.

В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.

Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы.

Многолетний опыт реализации программы "Разговор о правильном питании" убедительно продемонстрировал ее эффективность. Как показывают опросы педагогов и родителей, программа "Разговор о правильном питании" позволяет реально сформировать у детей полезные навыки и привычки в области рационального питания, готовность выполнять правила здорового питания, а также определенные вкусовые предпочтения. Дети и подростки самостоятельно выбирают наиболее полезные продукты и блюда для своего рациона. Более того, по признанию большинства родителей, программа "Разговор о правильном питании" оказывает положительное влияние на организацию и структуру питания в семье, сделав его более эффективным и полезным.

Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует использование программы "Разговор о правильном питании" в практической педагогической деятельности как один из вариантов комплексной системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Толмачева Людмила Васильевна

Дата: 19.12.2015

Номер свидетельства: 267979

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа "Разговор о правильном питании" "
    ["seo_title"] => string(51) "rabochaia-proghramma-razghovor-o-pravil-nom-pitanii"
    ["file_id"] => string(6) "107973"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403519513"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Рабочая программа "Разговор о правильном питании. Две недели в лагере здоровья" "
    ["seo_title"] => string(87) "rabochaia-proghramma-razghovor-o-pravil-nom-pitanii-dvie-niedieli-v-laghierie-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "107983"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403524328"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Особенности реализации программы "Разговор о правильном питании" в модели организации внеурочной деятельности в школе "
    ["seo_title"] => string(130) "osobiennosti-riealizatsii-proghrammy-razghovor-o-pravil-nom-pitanii-v-modieli-orghanizatsii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "101719"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402428507"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "КОНКУРСНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ : " Мы хотим вас научить, как здоровье сохранить."  3 класс"
    ["seo_title"] => string(81) "konkursnaia-rabota-na-tiemu-my-khotim-vas-nauchit-kak-zdorov-ie-sokhranit-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "314009"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459594893"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС"
    ["seo_title"] => string(51) "vneurochnaia_deiatelnost_v_ramkakh_realizatsii_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "529061"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574875958"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства