Обучение школьников культуре питания в рамках программы «Разговор о правильном питании»
Обучение школьников культуре питания в рамках программы «Разговор о правильном питании»
Правильное питание является одним из основных факторов внешней среды, который определяет нормальное развитие ребенка. По мнению специалистов, около трети наиболее распространенных заболеваний и функциональных нарушений в детском и подростковом возрасте связаны с несоблюдением принципов рационального питания. Прежде всего, это гастроэнтерологические заболевания (среди детских болезней занимают 2 место), разнообразные патологические состояния (гипотрофия, рахит, малокровие), аллергии. Установлено, что целый ряд патологий нервной системы также имеет в своей основе неправильное питание матери в период беременности и ребенка нa разных этапах его развития.
Учитывая вышеизложенное, к организации питания детей предъявляются особые требования. Рацион питания должен строиться и с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Правильно организованное
питание во многих случаях может не только предотвратить возникновение болезни, но и справиться с ней.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обучение школьников культуре питания в рамках программы «Разговор о правильном питании»»
Обучение школьников культуре питания в рамках программы «Разговор о правильном питании»
Правильное питание является одним из основных факторов внешней среды, который определяет нормальное развитие ребенка. По мнению специалистов, около трети наиболее распространенных заболеваний и функциональных нарушений в детском и подростковом возрасте связаны с несоблюдением принципов рационального питания. Прежде всего, это гастроэнтерологические заболевания (среди детских болезней занимают 2 место), разнообразные патологические состояния (гипотрофия, рахит, малокровие), аллергии. Установлено, что целый ряд патологий нервной системы также имеет в своей основе неправильное питание матери в период беременности и ребенка нa разных этапах его развития.
Учитывая вышеизложенное, к организации питания детей предъявляются особые требования. Рацион питания должен строиться и с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Правильно организованное
питание во многих случаях может не только предотвратить возникновение болезни, но и справиться с ней.
Однако сегодня в большинстве семей, школ, детских садах организация питания не соответствует предъявляемым требованиям. Обычно объясняется это неблагоприятной социально-экономической ситуацией, нехваткой средств для обеспечения рационального питания. При этом вне сферы внимания оказываются еще два не менее важных фактора, влияющих на ситуацию.
Прежде всего, это недостаточная осведомленность родителей, учителей о том, какие требования предъявляются к организации правильного питания детей. Как показало проведенное анкетирование, взрослые часто не знают -каким должен быть режим и рацион питания их детей.
Вторая причина - несформированность у самих детей ценностного отношения к собственному здоровью. Только 25 % опрошенных детей смогли правильно ответить на вопросы, касающиеся основ рационального питания и лишь 15 % среди перечня предпочитаемых продуктов, выбрали действительно полезные для здоровья.
Все это свидетельствует о необходимости специальной подготовки в области питания для детей и взрослых. Такая подготовка способна решить даже самые сложные проблемы, связанные с нехваткой материальных средств. Действительно, правильное питание не обязательно должно быть дорогим. Целый ряд полезных и доступных практически любой семье продуктов, способен обеспечить полноценный рацион ребенка. К сожалению, далеко не всегда дети и взрослые могут оценить реальную пользу того или иного продукта, блюда, из-за недостатка осведомленности сделать правильный выбор.
Выбор продуктов во многом определяется вкусовыми пристрастиями детей. Предпочтения ребенка в еде закладываются уже в раннем возрасте и в значительной мере зависят от воспитания, традиций питания, сложившихся в семье. Взрослые - родители, учителя, способны повлиять на мнение ребенка в отношении выбора блюд таким образом, чтобы мальчик или девочка предпочитали наиболее полезные не потому, что их заставляют, а потому, что нравится их вкус. Благодаря этому организация правильного питания значительно облегчается.
С раннего возраста могут и должны закладываться поведенческие стереотипы в отношении питания - соблюдение гигиенических правил, режима питания, правил поведения за столом и т.п.
Целью программы "Разговор о правильном питании" является формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Программа рассчитана на дошкольников и школьников в возрасте от 6 до 14 лет и состоит из трех частей:
- "Разговор о правильном питании" - для дошкольников и младших школьников 6-8 лет;
- "Две недели в лагере здоровья" - для школьников 9-11 лет;
- "Формула правильного питания" - для школьников 12-14 лет.
Для реализации программы подготовлены учебно-методические комплекты, включающие в себя рабочую тетрадь для учащихся, методическое пособие для педагогов и родителей. В учебно-методический комплект также включены плакаты и брошюра для родителей.
Программа предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
- формирование и развитие представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
- формирование у дошкольников и школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
- освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;
- формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
- информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
- развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;
- развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Содержание программы "Разговор о правильном питании" отвечает следующим принципам:
- возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей и подростков;
- научная обоснованность и достоверность - содержание комплекта базируется на данных научных исследований в области питания детей и подростков;
- практическая целесообразность - содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания детей и подростков;
- динамическое развитие и системность - содержание каждого из последующих модулей программы, цели и задачи обучения определялись с учетом тех сведений, оценочных суждений и поведенческих навыков, которые были сформированы у детей и подростков в результате изучения предыдущих модулей;
- вовлеченность в реализацию программы родителей учащихся;
- культурологическая сообразность - в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.
Тематика программы охватывает различные аспекты рационального питания:
- "Разговор о правильном питании"
разнообразие питания:
1. "Самые полезные продукты",
2. "Что надо есть, если хочешь стать сильнее",
3. "Где найти витамины весной",
4. "Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты",
5. "Каждому овощу свое время");
гигиена питания: "Как правильно есть";
режим питания: "Удивительные превращения пирожка";
рацион питания:
1. "Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной",
2. "Плох обед, если хлеба нет",
3. "Полдник. Время есть булочки",
4. "Пора ужинать",
5. "Если хочется пить";
культура питания:
1. "На вкус и цвет товарищей нет",
2. "День рождения Зелибобы".
- "Две недели в лагере здоровья"
разнообразие питания:
1. "Из чего состоит наша пища",
2. "Что нужно есть в разное время года",
3. "Как правильно питаться, если занимаешься спортом";
гигиена питания и приготовление пищи:
1. "Где и как готовят пищу",
2. "Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен");
этикет:
1. "Как правильно накрыть стол",
2. "Как правильно вести себя за столом";
рацион питания:
1. "Молоко и молочные продукты",
2. "Блюда из зерна",
3. "Какую пищу можно найти в лесу",
4. "Что и как приготовить из рыбы",
5. "Дары моря");
традиции и культура питания: "Кулинарное путешествие по России".
- "Формула правильного питания"
рациональное питание как часть здорового образа жизни:
1. "Здоровье - это здорово";
2. "Продукты разные нужны, продукты разные важны",
режим питания: "Режим питания",
адекватность питания: "Энергия пищи",
гигиена питания и приготовление пищи:
1. "Где и как мы едим",
2. "Ты готовишь себе и друзьям");
потребительская культура: "Ты - покупатель";
традиции и культура питания:
1. "Кухни разных народов",
2. "Кулинарное путешествие",
3. "Как питались на Руси и в России",
4. "Необычное кулинарное путешествие".
Реализация Программы определяется ее модульным характером, что предполагает:
- вариативность при выборе площадок для ее реализации. Программа может быть использована в учреждениях различного типа - общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, коррекционных школах, детских домах и интернатах, в системе дополнительного образования и т.д.;
- свободным выбором сроков реализации как каждой из тем, так и всей Программы в целом. Сроки реализации определяются самим педагогом с учетом важности конкретной темы для учащихся, их заинтересованности и т.д.
- вариативность способов реализации Программы, которая может быть реализована в рамках внеклассной работы (система внеклассных часов и внеклассных мероприятий), в рамках факультативной и кружковой работы, в рамках реализации регионального компонента учебного плана, направленного на формирование у школьников здорового образа жизни.
Темы Программы могут быть также интегрированы в содержание базовых учебных курсов.
Так, ряд тем первой части Программы "Разговор о правильном питании" может быть использован на уроках чтения, русского языка, математики, рисования, окружающего мира.
Темы второй части Программы "Две недели в лагере здоровья" могут также использоваться на уроках чтения, русского языка, математики, рисования, окружающего мира, ОБЖ, а также уроках обслуживающего труда.
Темы третьей части Программы "Формула правильного питания" могут быть включены в содержание уроков литературы, русского языка, математики, биологии, географии, истории, музыки, изобразительного искусства, ОБЖ.
В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
Наиболее распространенными при этом являются игровые методики - ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры, а также элементы проектной деятельности, дискуссионные формы.
Многолетний опыт реализации программы "Разговор о правильном питании" убедительно продемонстрировал ее эффективность. Как показывают опросы педагогов и родителей, программа "Разговор о правильном питании" позволяет реально сформировать у детей полезные навыки и привычки в области рационального питания, готовность выполнять правила здорового питания, а также определенные вкусовые предпочтения. Дети и подростки самостоятельно выбирают наиболее полезные продукты и блюда для своего рациона. Более того, по признанию большинства родителей, программа "Разговор о правильном питании" оказывает положительное влияние на организацию и структуру питания в семье, сделав его более эффективным и полезным.
Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует использование программы "Разговор о правильном питании" в практической педагогической деятельности как один из вариантов комплексной системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.