Гендерное обучение – один из наиболее эффективных и значимых аспектов в реализации компетентного подхода в образовании.
Гендерное обучение – один из наиболее эффективных и значимых аспектов в реализации компетентного подхода в образовании.
Раздельное обучение – один из наиболее эффективных и значимых аспектов в реализации компетентного подхода в образовании.
В связи с введением с 2008 года нового Федерального Государственного Образовательного стандарта, в основе которого лежит компетентный подход, возникает проблема, а как же внедрять это новшество и что это такое?
В методической литературе, как российской, так и зарубежной, существует множество определений понятия «компетенция», но остановимся на одном из них. Компетенция – способность осуществлять какую-либо деятельность, как привычную, так и новую, на основе органического единства знаний, умений, опыта и отношений, а также это способность применять знания, умения отношения и опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях.
Основные составляющие понятия компетенции.
Знания – осваиваются в ходе познавательной деятельности. Следует подчеркнуть, что подход, основанный на компетенциях, ни в коей мере не принижает роль знания. Наоборот, знания необходимы как для осуществления деятельности, так и для дальнейшего обучения, что является неотъемлемым фактом в жизни в обществе, основанном на знаниях в которых предстоит жить.
Умение – предполагает целенаправленное выполнение действия, задания.
Отношение – под ним понимается к объекту и предмету деятельности, отношения между субъектами деятельности, а также отношение работника к самому себе к своему личному и профессиональному развитию и карьере.
Различают три основных типа компетенций: 1.Профессиональные 2. Мобильные 3. Ключевые.
Более подробно рассмотрим мобильные и ключевые компетенции.
Мобильные – социальные, коммуникативные, методические и иные, которые необходимы для эффективной трудовой деятельности в рамках различных профессий.
Ключевые - необходимые для получения новых знаний и адаптации имеющихся знаний к новым требованиям, к ним относятся:
грамота и счет;
использование теоретических знаний в практических целях;
умение учиться;
умение осуществлять поиск и интерпретацию информации;
умение сотрудничать и работать в команде;
умение решать проблемы;
ответственность за собственное обучение;
коммуникативные умения;
ответственность за качество труда и обучения;
инициативность, творчество и т.д.
Как было сказано выше, основная идея предполагаемого подхода заключается в предоставлении обучающемуся максимально широких возможностей обучаться. Такое обучение позволяет оптимально адаптироваться к реальной действительности во всем ее многообразии и целостности и применять на практике ключевые компетенции в многообразии социальных ситуаций.
Наша школа на протяжении всех лет ее существования занимается поиском новых, эффективных, оптимальных методов, форм обучения, образовательных моделей. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаться мобильностью, обладать чувством долга, ответственности за судьбу своей семьи, страны. Это отражает потребность современного общества.
В 20011-2012 учебном году мы предполагаем, открыть два экспериментальных класса по раздельно – параллельному обучению.
Что же это такое раздельное обучение?
В основу идеи положены принципы психофизиологических, морфофункциональных различий школьников.
Девочки рождаются более зрелыми, чем мальчики и в период дошкольного возраста развиваются интенсивнее. У мальчиков медленнее созревает левое полушарие, а у девочек – правое, поэтому девочки до 10 лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи, превосходят мальчиков в речевых способностях. Но в подростковом возрасте мальчики начинают превосходить девочек по левополушарному типу развития. Согласно многочисленным исследованиям, девочки лучше справляются с типовыми заданиями, опираются на память, используя штампы. У мальчиков страдает исполнительская сторона деятельности, но они лучше справляются с заданиями на сообразительность. Общепринято считать возрастом школьной готовности 6-7 лет, независимо от половой принадлежности. Девочки в этом отношении находятся в более «выгодном» положении, так как к первому классу по биологическому возрасту они приблизительно на 1,5-2 года старше мальчиков.
Начиная уже с первого класса мальчики попадают в негласную зависимость от девочек. Как известно, на ранних этапах развития ( примерно до 12-13 лет) девочки опережают мальчиков в психофизическом и интеллектуальном развитии. В результате этого девочки в классе более успешны, исполнительны, их ставят в пример мальчикам, они всегда или почти всегда занимают ведущие социальные позиции в школьной жизни. Мальчики попадают в «тень» девочек и просто физически в этом возрасте не могут проявить себя и отстоять свое «Я». Они не могут в большинстве случаев учиться успешнее девочек, быть примерным в поведении, но в них на генном уровне заложены лидерские качества. И поэтому многие из них превращаются в хронических нарушителей дисциплины: ведь им необходимо любым способом обратить на себя внимание учителей и одноклассников.
Хотелось бы отметить, что раздельное обучение формирует традиционно мужские и женские качества.
Особая роль при таком обучении, впрочем, как и при любом другом, отводится учителю, который должен направить бьющую ключом энергию мальчиков в нужное русло. Постоянно указывая сильному полу на то, что они мужчины, защитники девочек, будущие воины, учитель стимулирует мальчиков уважительно относиться не только к девочкам, но и к своим мамам, ко всем женщинам, развивать себя физически, быть лидерами, отвечать за свои поступки.
В классе девочек учитель особое внимание уделяет воспитанию чувства нежности, заботы, нацеливая девочек на их будущее предназначение в жизни - быть любящей матерью и заботливой хозяйкой.
Задача педагога в формировании личности Мужчины и личности Женщины в том, чтобы мальчики и девочки овладевали достойным поведением мужчины и достойным поведением женщины, были внимательны друг к другу, осваивали бы эстетические нормы поведения в обществе.
Мальчиков необходимо чаще хвалить, поясняя, за что конкретно их хвалят (абстрактное «ты - молодец» мальчику не понятно). При таком подходе у них сохраняется положительный первоначальный настрой на учебу. Учителю, работающему с мальчиками, необходимо учитывать и их реакцию на замечания. Долго ругать их, нагнетая эмоции, не имеет смысла, т.к. в мозгу мальчика «срабатывают» механизмы сенсорной защиты, которые при эмоциональном длительном напряжении просто отключают слуховой канал, и воспитуемый в буквальном смысле вас не слышит.
Раздельное обучение не исключает возможности для общения детей друг с другом. Общение происходит на переменах, на общих мероприятиях. Их отношения между собой заметно отличаются в лучшую сторону от отношений между мальчиками и девочками в смешанных классах.
В этом учебном году мы побывали в гостях у наших коллег, которые уже несколько лет работают в этом направлении. Это учителя из г. Новосибирска, Бердска, Железногорска, и п. Черемушки. Как говорится: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».Хочется в доказательство привести некоторые результаты.
Из опыта работы учителей г Бердск
Раздельное обучение, несомненно приводит к пересмотру методических приемов усвоения материала в таких классах. В настоящее время нет разработанных методик для обучения отдельно мальчиков и девочек. Можно отметить большое стремление педагогов открывать, внедрять и применять на уроках новые технологии, которые они разрабатывают сами, используя опыт обучения в классах мальчиков и девочек. Зная, что пик работоспособности у девочек приходится на начало урока, а у мальчиков на середину, учителя строят уроки так, чтобы наиболее трудный материал успешно усваивался на пике работоспособности.
Так для мальчиков характерен наиболее высокий темп подачи материала, быстрая сменность заданий. Мальчики не любят долго писать, не терпят повторов. Работа на уроке нацеливает на самостоятельность, логику мышления, разнообразия поставленных задач.
В классе девочек преобладает размеренный темп урока с большим количеством повторений. Новый материал изучается дозировано, используются типовые задания, акцент делается на развитие речевых навыков с использованием большого количества наглядного материала. Девочки любят много писать, они усидчивы.
Замечено, что эмоциональная окраска подачи и восприятия нового материала в раздельных классах разная: у девочек – от эмоционального восприятия к его логическому осмыслению, у мальчиков – с точностью до наоборот.
Проектирование дидактических методик преподавания в классах раздельного обучения позволяет детям не только обучаться более эффективно, иметь большую свободу выбора, но и легче адаптироваться в окружающем мире. Впоследствии это поможет им также сообща решать семейные задачи, в которых мужское и женское начала создадут среду для воспитания творческих личностей. Всю воспитательную работу строим более целенаправленно, решая задачи дальнейшей социализации учащихся, направленных на развитие в «чистом виде» сугубо мужских качеств у мальчиков и женских у девочек.
Приведу некоторые результаты исследования педагогов школы № 82 г. Новосибирска;
1. Повышается качество обучения по школе за счет учета психофизиологических особенностей мальчиков и девочек и применения педагогами методических приемов учитывающих пик работоспособности учащихся. В настоящее время составляет 55%, в классах девочек -78%, в классах мальчиков - 58 %, в традиционных классах- 38%, соответственно девочки и мальчики в традиционных классах имеют 55 % и 34 %. Если бы в школе были все классы раздельного обучения, то процент качества составил бы около 70 %, при традиционной системы - не более 40%.2. Одним из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса в нашей школе является сохранение и укрепление здоровья. Мониторинг о состоянии здоровья учащихся в традиционных и раздельных классах показал, что количество пропущенных по болезни человеко - дней в классах раздельного обучения ниже по сравнению с учащимися в смешанных классах.3. Изменилось в позитивном направлении мотивация учащихся к обучению за счет эмоционального комфорта в однополом классном коллективе. Количество пропущенных уроков без уважительной причины в раздельных классах намного меньшем, чем в обычных.4. Положительный результат данной модели обучения имеет и научное обоснование. На базе нашей школы работает кафедра анатомии и физиологии НГПУ под руководством профессора, доктора биологических наук Р.И.Айзмана. Проводимые исследования показали, что в условиях раздельного обучения, как у мальчиков, так и у девочек нейродинамические показатели находятся на более оптимальном уровне, а психологические характеристики, динамики психофизиологических показателей (механической и смысловой памяти, внимания, зрительная моторики) отличаются более высокими показателями по сравнению с учащимися обоего пола в условиях традиционного обучения.
Действующая модель школы позволила:
повысить эффективность работы школы;
обеспечить эмоциональный комфорт всех участников образовательного процесса и удовлетворенность образовательным учреждением родителями, учащимися, общественностью;
сформировать личность мужчины и женщины с пониманием специфических социальных функций, обусловленных половой принадлежностью;
создать условия для развития творческого потенциала учителя и ученика, воспитания гармоничной и социально – активной личности;
сформировать у общественности представление о школе как о модели различных инновационных практик. В результате общения с коллегами, освоения теоретического материала, изучив работы кандидата биологических наук В. Д. Еремеевой, мы еще раз убедились в том, что раздельное обучение – один из наиболее эффективных и значимых аспектов в реализации компетентного подхода в образовании. Думаю, что начав эту работу в нашей школе, мы будем на правильном пути.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Гендерное обучение – один из наиболее эффективных и значимых аспектов в реализации компетентного подхода в образовании. »
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 25» г. Абакана
Орлова Светлана Евгеньевна
Раздельное обучение – один из наиболее эффективных и значимых аспектов в реализации компетентного подхода в образовании.
В связи с введением с 2008 года нового Федерального Государственного Образовательного стандарта, в основе которого лежит компетентный подход, возникает проблема, а как же внедрять это новшество и что это такое?
В методической литературе, как российской, так и зарубежной, существует множество определений понятия «компетенция», но остановимся на одном из них. Компетенция – способность осуществлять какую-либо деятельность, как привычную, так и новую, на основе органического единства знаний, умений, опыта и отношений, а также это способность применять знания, умения отношения и опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях.
Основные составляющие понятия компетенции.
Знания – осваиваются в ходе познавательной деятельности. Следует подчеркнуть, что подход, основанный на компетенциях, ни в коей мере не принижает роль знания. Наоборот, знания необходимы как для осуществления деятельности, так и для дальнейшего обучения, что является неотъемлемым фактом в жизни в обществе, основанном на знаниях в которых предстоит жить.
Умение – предполагает целенаправленное выполнение действия, задания.
Отношение – под ним понимается к объекту и предмету деятельности, отношения между субъектами деятельности, а также отношение работника к самому себе к своему личному и профессиональному развитию и карьере.
Различают три основных типа компетенций: 1.Профессиональные 2. Мобильные 3. Ключевые.
Более подробно рассмотрим мобильные и ключевые компетенции.
Мобильные – социальные, коммуникативные, методические и иные, которые необходимы для эффективной трудовой деятельности в рамках различных профессий.
Ключевые - необходимые для получения новых знаний и адаптации имеющихся знаний к новым требованиям, к ним относятся:
грамота и счет;
использование теоретических знаний в практических целях;
умение учиться;
умение осуществлять поиск и интерпретацию информации;
умение сотрудничать и работать в команде;
умение решать проблемы;
ответственность за собственное обучение;
коммуникативные умения;
ответственность за качество труда и обучения;
инициативность, творчество и т.д.
Как было сказано выше, основная идея предполагаемого подхода заключается в предоставлении обучающемуся максимально широких возможностей обучаться. Такое обучение позволяет оптимально адаптироваться к реальной действительности во всем ее многообразии и целостности и применять на практике ключевые компетенции в многообразии социальных ситуаций.
Наша школа на протяжении всех лет ее существования занимается поиском новых, эффективных, оптимальных методов, форм обучения, образовательных моделей. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаться мобильностью, обладать чувством долга, ответственности за судьбу своей семьи, страны. Это отражает потребность современного общества.
В 20011-2012 учебном году мы предполагаем, открыть два экспериментальных класса по раздельно – параллельному обучению.
Что же это такое раздельное обучение?
В основу идеи положены принципы психофизиологических, морфофункциональных различий школьников.
Девочки рождаются более зрелыми, чем мальчики и в период дошкольного возраста развиваются интенсивнее. У мальчиков медленнее созревает левое полушарие, а у девочек – правое, поэтому девочки до 10 лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи, превосходят мальчиков в речевых способностях. Но в подростковом возрасте мальчики начинают превосходить девочек по левополушарному типу развития. Согласно многочисленным исследованиям, девочки лучше справляются с типовыми заданиями, опираются на память, используя штампы. У мальчиков страдает исполнительская сторона деятельности, но они лучше справляются с заданиями на сообразительность. Общепринято считать возрастом школьной готовности 6-7 лет, независимо от половой принадлежности. Девочки в этом отношении находятся в более «выгодном» положении, так как к первому классу по биологическому возрасту они приблизительно на 1,5-2 года старше мальчиков.
Начиная уже с первого класса мальчики попадают в негласную зависимость от девочек. Как известно, на ранних этапах развития ( примерно до 12-13 лет) девочки опережают мальчиков в психофизическом и интеллектуальном развитии. В результате этого девочки в классе более успешны, исполнительны, их ставят в пример мальчикам, они всегда или почти всегда занимают ведущие социальные позиции в школьной жизни. Мальчики попадают в «тень» девочек и просто физически в этом возрасте не могут проявить себя и отстоять свое «Я». Они не могут в большинстве случаев учиться успешнее девочек, быть примерным в поведении, но в них на генном уровне заложены лидерские качества. И поэтому многие из них превращаются в хронических нарушителей дисциплины: ведь им необходимо любым способом обратить на себя внимание учителей и одноклассников.
Хотелось бы отметить, что раздельное обучение формирует традиционно мужские и женские качества.
Особая роль при таком обучении, впрочем, как и при любом другом, отводится учителю, который должен направить бьющую ключом энергию мальчиков в нужное русло. Постоянно указывая сильному полу на то, что они мужчины, защитники девочек, будущие воины, учитель стимулирует мальчиков уважительно относиться не только к девочкам, но и к своим мамам, ко всем женщинам, развивать себя физически, быть лидерами, отвечать за свои поступки.
В классе девочек учитель особое внимание уделяет воспитанию чувства нежности, заботы, нацеливая девочек на их будущее предназначение в жизни - быть любящей матерью и заботливой хозяйкой.
Задача педагога в формировании личности Мужчины и личности Женщины в том, чтобы мальчики и девочки овладевали достойным поведением мужчины и достойным поведением женщины, были внимательны друг к другу, осваивали бы эстетические нормы поведения в обществе.
Мальчиков необходимо чаще хвалить, поясняя, за что конкретно их хвалят (абстрактное «ты - молодец» мальчику не понятно). При таком подходе у них сохраняется положительный первоначальный настрой на учебу. Учителю, работающему с мальчиками, необходимо учитывать и их реакцию на замечания. Долго ругать их, нагнетая эмоции, не имеет смысла, т.к. в мозгу мальчика «срабатывают» механизмы сенсорной защиты, которые при эмоциональном длительном напряжении просто отключают слуховой канал, и воспитуемый в буквальном смысле вас не слышит.
Раздельное обучение не исключает возможности для общения детей друг с другом. Общение происходит на переменах, на общих мероприятиях. Их отношения между собой заметно отличаются в лучшую сторону от отношений между мальчиками и девочками в смешанных классах.
В этом учебном году мы побывали в гостях у наших коллег, которые уже несколько лет работают в этом направлении. Это учителя из г. Новосибирска, Бердска, Железногорска, и п. Черемушки. Как говорится: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».Хочется в доказательство привести некоторые результаты.
Из опыта работы учителей г Бердск
Раздельное обучение, несомненно приводит к пересмотру методических приемов усвоения материала в таких классах. В настоящее время нет разработанных методик для обучения отдельно мальчиков и девочек. Можно отметить большое стремление педагогов открывать, внедрять и применять на уроках новые технологии, которые они разрабатывают сами, используя опыт обучения в классах мальчиков и девочек. Зная, что пик работоспособности у девочек приходится на начало урока, а у мальчиков на середину, учителя строят уроки так, чтобы наиболее трудный материал успешно усваивался на пике работоспособности.
Так для мальчиков характерен наиболее высокий темп подачи материала, быстрая сменность заданий. Мальчики не любят долго писать, не терпят повторов. Работа на уроке нацеливает на самостоятельность, логику мышления, разнообразия поставленных задач.
В классе девочек преобладает размеренный темп урока с большим количеством повторений. Новый материал изучается дозировано, используются типовые задания, акцент делается на развитие речевых навыков с использованием большого количества наглядного материала. Девочки любят много писать, они усидчивы.
Замечено, что эмоциональная окраска подачи и восприятия нового материала в раздельных классах разная: у девочек – от эмоционального восприятия к его логическому осмыслению, у мальчиков – с точностью до наоборот.
Проектирование дидактических методик преподавания в классах раздельного обучения позволяет детям не только обучаться более эффективно, иметь большую свободу выбора, но и легче адаптироваться в окружающем мире. Впоследствии это поможет им также сообща решать семейные задачи, в которых мужское и женское начала создадут среду для воспитания творческих личностей. Всю воспитательную работу строим более целенаправленно, решая задачи дальнейшей социализации учащихся, направленных на развитие в «чистом виде» сугубо мужских качеств у мальчиков и женских у девочек.
Приведу некоторые результаты исследования педагогов школы № 82 г. Новосибирска;
1. Повышается качество обучения по школе за счет учета психофизиологических особенностей мальчиков и девочек и применения педагогами методических приемов учитывающих пик работоспособности учащихся. В настоящее время составляет 55%, в классах девочек -78%, в классах мальчиков - 58 %, в традиционных классах- 38%, соответственно девочки и мальчики в традиционных классах имеют 55 % и 34 %. Если бы в школе были все классы раздельного обучения, то процент качества составил бы около 70 %, при традиционной системы - не более 40%.
2. Одним из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса в нашей школе является сохранение и укрепление здоровья. Мониторинг о состоянии здоровья учащихся в традиционных и раздельных классах показал, что количество пропущенных по болезни человеко - дней в классах раздельного обучения ниже по сравнению с учащимися в смешанных классах. Это показано на таблице
3. Изменилось в позитивном направлении мотивация учащихся к обучению за счет эмоционального комфорта в однополом классном коллективе. Количество пропущенных уроков без уважительной причины в раздельных классах намного меньшем, чем в обычных.
4. Положительный результат данной модели обучения имеет и научное обоснование. На базе нашей школы работает кафедра анатомии и физиологии НГПУ под руководством профессора, доктора биологических наук Р.И.Айзмана. Проводимые исследования показали, что в условиях раздельного обучения, как у мальчиков, так и у девочек нейродинамические показатели находятся на более оптимальном уровне, а психологические характеристики, динамики психофизиологических показателей (механической и смысловой памяти, внимания, зрительная моторики) отличаются более высокими показателями по сравнению с учащимися обоего пола в условиях традиционного обучения.
Действующая модель школы позволила:
повысить эффективность работы школы;
обеспечить эмоциональный комфорт всех участников образовательного процесса и удовлетворенность образовательным учреждением родителями, учащимися, общественностью;
сформировать личность мужчины и женщины с пониманием специфических социальных функций, обусловленных половой принадлежностью;
создать условия для развития творческого потенциала учителя и ученика, воспитания гармоничной и социально – активной личности;
сформировать у общественности представление о школе как о модели различных инновационных практик.
В результате общения с коллегами, освоения теоретического материала, изучив работы кандидата биологических наук В. Д. Еремеевой, мы еще раз убедились в том, что раздельное обучение – один из наиболее эффективных и значимых аспектов в реализации компетентного подхода в образовании. Думаю, что начав эту работу в нашей школе, мы будем на правильном пути.