Просмотр содержимого документа
«О выборе профессии»
Занятие по профориентации «Кем быть?»
МИР ПРОФЕССИЙ.
Занятие – путешествие «Кем быть?» содержит сведения о многообразии профессий. Предназначено для учащихся 6 класса, с ограниченными возможностями здоровья специальной коррекционной общеобразовательной школы 8 вида.
Цель: формирование у учащихся представлений о многообразии профессий.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить учащихся с существующими профессиями.
Показать важность созидательного труда в любой профессиональной деятельности.
Показать связь изучаемой темы с жизнью.
Развивающие:
Формировать трудовые и коммуникативные навыки работы в группе, взаимодействия друг с другом.
Коррекция зрительного, слухового восприятия на основе упражнений на внимание.
Актуализировать житейский опыт учащихся в ходе занятия.
Воспитательные:
Прививать навыки культуры поведения, творческого самовыражения детей.
Воспитывать уважительное отношение к труду, к людям труда.
Учебно–наглядное пособие:
презентация «Мир профессий»;
набор пословиц о труде;
карточки-вагоны;
волшебный сундучок c инструментами труда;
Ресурсы: Персональный компьютер с пакетом Microsoft Office 2003 и выше, мультимедийный проектор, подключенный к ПК, экран
Практическая значимость:
Внеклассная работа по формированию профессионального самоопределения и социально – трудовой адаптации у учащихся с умственной отсталостью (5 – 7 классы) носит побудительный характер. При проведении этой работы, на данном этапе, вызывается познавательный интерес к разным видам деятельности. У учеников продолжаются формирование социальных установок, и, вместе с тем, начинается профориентация.
Представленное занятие – путешествие «Кем быть?» – очередное, в разделе «Профориентация», и содержит сведения по формированию представлений о многообразии профессий для учащихся 5-7 классов с ограниченными возможностями здоровья, специальной коррекционной общеобразовательной школы 8 вида. Материал занятия предназначен для решения проблем затруднения профессионального определения будущих выпускников коррекционной школы, успешной профессиональной интеграции их в общество.
Ход занятия:
I Организация детей на занятие:
-- Здравствуйте, ребята! Настал новый день. Я вижу, что настроение у вас замечательное. Как хорошо, что сегодня мы собрались здесь все вместе. У нас будет интересное занятие, на котором вы узнаете много нового.
-- Давайте выпрямим спины, расправим плечи, закроем глаза, сделаем глубокий вдох – вдохнем свежесть утра, а потом сделаем выдох – выдохнем все неприятности и огорчения.
-- Молодцы! А теперь внимание.
II Сообщение темы занятия:
1 задание:
-- Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми профессиями, совершив путешествие в город Мастеров на поезде. (Поезд на доске)
— Ребята, кто управляет поездом? (машинист)
— Сегодня машинистом буду я, а главный вагон будет называться МИР.
-- Кто еще работает в поезде во время пути? (проводник)
--А чем занимается проводник?
--Сколько в поезде проводников? (столько же сколько вагонов)
--Каждый из вас будет проводником. Свой вагон я назвала МИР, давайте дадим названия вашим вагончикам.
--Чтобы дать название каждому вагону, назовите профессию, которая начинается с первой буквы, написанной на ваших вагонах. (Дети называют, затем записывают и вывешивают на доску магнитами))
П – портной, повар
Р – рыбак, рабочий
О – окулист, орнитолог
Ф – фермер
Е – егерь
С – столяр
С – стоматолог
И – инженер, иллюзионист
Й –
-- Итак, отправляемся в путешествие на поезде под названием МИР ПРОФЕССИЙ.
2 задание: (коллективная работа с пословицами)
-- 1 остановка.
Называется «Собери пословицу». Вам необходимо собрать пословицы и поговорки из перепутанных половинок.
«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
«Кто любит труд, того люди чтут»
«Труд человека кормит, а лень портит»
«Славен человек не словами, славен делами»
--Итак, скажите, о чем же пословицы в нашем городе мастеров? (о труде)
--Как вы их понимаете? (дети объясняют смысл пословиц)
-- Молодцы!
3 задание:
--Отправляемся дальше в путешествие, а по пути я хочу узнать, много ли профессий вы знаете? Я назову характеристику профессии, а вы называете ее. Например: самая начитанная профессия – библиотекарь;
-самая сладкая – кондитер, пчеловод;
-самая волосатая – парикмахер;
-самая смешная – клоун;
-самая зеленая – садовник, лесник;
-самая детская – воспитатель;
-самая белая – врач;
-самая зубастая – стоматолог;
-самая смелая – полицейский;
-самая общительная – журналист, учитель.
4 задание: Игра «Доскажи словечко»
-- Я предлагаю совершить 2 остановку на нашем пути и называется она «Отгадай профессию» (слайды)
У станка он дни и ночи
Все умеет, он РАБОЧИЙ
До работы он охотник,
День-деньской с рубанком ПЛОТНИК. –Чем занимается плотник?
Знает точно детвора:
Кормят вкусно ПОВАРА. –Чем занимается повар?
Слезо-носо-вытиратель
В группе нашей ВОСПИТАТЕЛЬ. –Как зовут воспитателей в вашем классе?
--Почему автор стихотворения называет воспитателя слезо-носо-вытиратель?
Всех лентяев укротитель
В школе учит нас УЧИТЕЛЬ. –Что делает учитель в школе?
Стену выкрасил МАЛЯР, --Поднимите руку маляры.
Доску выстрогал СТОЛЯР. –Поднимите руку столяры.
--Чем на занятиях вы занимаетесь?
В жаркой кузнице КУЗНЕЦ, -- Чем занимается кузнец?
Кто все знает МОЛОДЕЦ.
--И с этим заданием вы справились.
5 задание: физкультминутка
--Теперь я предлагаю немножко потрудиться, выполнить работу некоторых мастеров и провести физминутку. (слова стихотворения записаны на слайде)
У Семена – столяра
Дело спорится с утра.
Он строгал, пилил, сверлил,
Гвоздик молотком забил!
А шуруп, блестящий верткий
Быстро завернул отверткой!
- Молодцы!
6 задание: Игра «инструменты труда»
Мы продолжаем наше путешествие, и чтобы узнать какими инструментами труда пользуются люди разных профессий, мы совершим еще одну остановку. Называется она «Инструменты труда» (слайд)
-- Сейчас поиграем в игру «Волшебный сундучок». У меня есть сундучок и в нем лежит много интересного. По очереди вы достаете предметы и четко объясняете, для чего они нужны. Но чтобы сундучок открылся, нужно сказать такие слова – «Сундучок, сундучок приоткрой свой бочок» (говорим хором):
--иголка нужная, чтобы шить;
--отвертка нужна, чтобы закрутить шуруп;
--указка нужна, чтобы учителю показать на доске нужный материал;
--кисточка нужна, чтобы красить;
--гвоздь нужен, чтобы забивать в доску;
--поварешка нужна, чтобы разливать суп;
--ножницы нужны, чтобы разрезать ткань или стричь волосы;
--шприц нужен, чтобы ставить уколы.
--Хорошо.
7 задание:
Узнать о профессиях вы можете из стихотворения В.В.Маяковского «Кем быть?» (слайд, читает хорошо читающий ребенок)
У меня растут года,
Будет мне 17…
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
--Кем же вы хотели бы стать, когда вырастите? (ребята отвечают)
8 задание:
--Ответ на этот вопрос Где работать мне тогда? Чем заниматься? вы найдете в стихотворении Дж.Родари « У каждого дела запах особый». Давайте узнаем, чем пахнут разные профессии в городе Мастеров. Внимание, внимание!!! Наш поезд совершает 4 остановку под названием «Кем быть?» (дети по очереди читают четверостишия стихотворения, вставляя пропущенные слова).
Мимо столярной идёшь мастерской,
Стружкою пахнет и пахнет, ДОСКОЙ
Пахнет маляр скипидаром и краской,
Пахнет стекольщик оконной ЗАМАЗКОЙ
Куртка шофёра пахнет БЕНЗИНОМ
Блуза рабочего – маслом МАШИННЫМ
Пахнет кондитер орехом мускатным,
Доктор в халате -ЛЕКАРСТВОМ ПРИЯТНЫМ
Рыбой и морем пахнет РЫБАК
Только безделье не пахнет НИКАК
--Почему безделье не пахнет никак? (дети отвечают)
-- Молодцы, справились.
9 задание: физкультминутка.
--Проведем игру-разминку «Кем станут девочки, кем станут мальчики». Встаньте из-за парт. Если названные мной профессии могут выбрать девочки, то ПОДНИМИТЕ РУКИ ВВЕРХ, если мальчики – ПРИСЯДЬТЕ, а если и те и другие – ХЛОПНИТЕ В ЛАДОШИ.
Назовите профессии людей, которые трудятся в нашей школе (директор, завуч, завхоз, учитель, воспитатель, логопед, психолог, социальный педагог, библиотекарь, повар, уборщица, сторож, кастелянша, прачка, бухгалтер, слесарь, электрик)
11 задание:
Ребята, сегодня мы много говорили о профессиях. А что же такое профессия? (объясняют своими словами. Затем слайд на доске с объяснением термина)
Хорошо! Итак, а что же главное при выборе профессии? (желание трудиться, добросовестно выполнять работу, работа должна приносит радость и удовлетворение)
III Итог:
Вот и подошло к концу наше путешествие.
О чем мы сегодня говорили на занятии?
Какие профессии вы запомнили?
Какие профессии вы слышали в первый раз?
Какое задание понравилось вам больше?
Какое задание показалось вам сложным?
Сегодня вы узнали о многих профессиях и поняли, как они важны. Закончить наше путешествие мне хочется четверостишием: