kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«О стилях семейного воспитания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье «О стилях семейного воспитания» пойдёт речь об отношениях родителей к ребёнку, о характере контроля за его действиями, о способах предъявления требований, о формах поощрения и наказания. И о том, как влияет отношение родителей и характер контроля на развитие личности ребёнка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««О стилях семейного воспитания» »



В статье «О стилях семейного воспитания» пойдёт речь об отношениях родителей к ребёнку, о характере контроля за его действиями, о способах предъявления требований, о формах поощрения и наказания.. И о том , как влияет отношение родителей и характер контроля на развитие личности ребёнка



































Чтобы помочь родителям, испытывающим трудности в воспитании детей , учителю нужно понять, что именно хотят они воспитать в своих детях, какими средствами пользуются, то есть понять их установки. Различные установки родителей находят своё воплощение в стилях семейного воспитания.

Под стилем семейного воспитания психологи подразумевают различные воздействия на детей родителями, которые в наибольшей степени оказывают влияние на психическое развитие и развитие его личности.

Рассмотрим основные аспекты семейного воспитания.

Родители, которые предоставляют своим детям определенную самостоятельность, относятся к ним с теплотой и уважением, применяют минимум наказаний, часто предоставляют детям самим регулировать свое поведение – это демократичные родители. Они воспитывают социально адаптированных, независимых детей, активных, творческих, способных к сотрудничеству с другими детьми.

Авторитарные родители требуют от детей беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения традициям и авторитетам. Если авторитарность сочетается с холодностью родителей, это вызывает у детей стремление к самоутверждению, агрессивность, конфликтность. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям.

У родителей, которые относятся к своим детям с теплотой, но контролируют каждый шаг, опекают их, вырастают зависимые, нерешительные, необщительные, инфантильные, эгоцентричные дети.

Если родители равнодушны к детям, не дают им ни тепла, ни внимания, не контролируют их, у таких детей возможны серьезные нарушения поведения вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно охарактеризовать как безнадзорное.

В последнее время широко обсуждается проблема родительского контроля, и это, действительно, непростой вопрос. По мнению исследователей семейного воспитания, контроль необходим ребенку любого возраста, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания.

Психологи считают, что в противовес директивному подавляющему контролю («делай, как я сказал»), который используют авторитарные родители, эффективно применять инструктивный контроль. Правильнее бы его назвать «предлагающей помощью»: «Может быть, ты сделаешь так, как я предложу». Инструктивный контроль применяют демократичные родители. Он развивает у детей инициативу, трудолюбие, самодисциплину.

Уважая личность ребенка, его собственную позицию, взрослый видит свою задачу в том, чтобы соучаствовать в деятельности ребенка, направлять его поведение. Если же взрослый считает себя обладателем маленького человека, он стремится управлять им, диктовать ему.

Приготовление и проверка уроков – главный источник конфликтов родителей и младшими школьниками.

Если дети не хотят учиться, с трудом концентрируют внимание во время объяснения учителя или приготовления уроков, за этим нередко стоит чрезмерная строгость и требовательность родителей. Авторитарные родители создают у детей тревожное отношение к отметкам, к похвале или порицанию учителя.

Родители, готовые прийти на помощь, терпеливые и снисходительные к ошибкам, быстрее добиваются самостоятельности младшего школьника в приготовлении уроков. Ребенку этого возраста нужна поддержка старших и вера в то, что если сегодня не чего – то не умеет, то завтра у него обязательно получится.

Ни для кого не секрет: чем строже взрослый мир предписывает детскому миру законы послушания, тем с большей дерзостью детский мир отвечает неповиновением.

Часто родители прибегают к принуждению, если нужно, чтобы ребенок что – то сделал: помог по дому, сел за уроки.

А.С. Макаренко предлагал в таких случаях обратиться к ребенку с просьбой. Просьбу нужно произнести так, говорил А.С. Макаренко, чтобы ребенку казалось, что он это делает сам, по собственному желанию, не побуждаемый никак извне. Родители неназойливо вовлекают ребенка в деятельность, предоставляя ему возможность выбирать – делать то, что ему предлагается, или не делать. Доверяя ребенку возможность выбора, старшие показывают ему, что верят в его понимание необходимости действия.

А.С. Макаренко предупреждал, что вести себя таким образом можно тогда, когда у взрослого есть уверенность, что ребенок выполнит просьбу. Если взрослый сомневается в этом, нужно твердо предложить выполнить поручение. По мнению А.С. Макаренко, дважды повторенное поручение есть уже принуждение. Многие родители повторяют свои просьбы гораздо чаще, но не каждый признает, что прибегает к принуждению. Если многократно повторенная просьба не исполняется, родители переходят к насилию: физическому или угрозе.

Принуждение – это следствие уже сложившихся взаимоотношений взрослых и детей. Если ребенок не слышит обращенные к нему слова взрослого, если никакие просьбы и угрозы на него не действуют, для старших это должно быть знаком того, что они не пользуются авторитетом.

По мысли А.С. Макаренко, родительский авторитет опирается прежде всего на знание того, чем живет ребенок: его привязанностей, интересов, проблем.

Разумеется, авторитет ответственности достигается в том случае, если он зиждется на любви детей к отцу и матери. Природу родительской любви люди понимают по – разному. Для одних любовь – это неусыпанный контроль, для других – постоянное выражение нежности, для третьих – физический уход и материальное обеспечение, для четвертых – предоставление свободы. Как бы родители ни понимали природу, любви к детям, в одном они единодушны: без родительской любви не может быть полноценного развития и счастья детей. Для многих остается загадкой, почему, несмотря на любовь, у них нет контакта с детьми и все их усилия оборачиваются поражением.

Родители не всегда отдают себе отчет в том, что родительская любовь дает детям чувство защищенности, жизненной опоры, делает их сильнее и увереннее. Если ребенка любят в детстве – принимают, уважают, понимают, относятся с теплотой и нежностью, он будет любим другими людьми и сам будет способен любить. Любовь родителей к детям непременно вернется к ним любовью детей в старости.

Если ребенок начинает понимать, что родители полюбят его только за что – то – за успехи, похвалу окружающих – и, следовательно, сам по себе он никакой ценности не представляет, он отвечает на это неуверенностью, самоотрицанием, пессимистическим отношением к жизни.

Если родители холодны к ребенку, всегда готовы к наказанию, или безразличны, заняты собой по мере взросления, в подростковом возрасте у ребенка образуется негативное отношение к родителям, отчуждение от них.

Если родители бьют детей, это означает, что их воспитательные воздействия не достигают цели. Этот вид наказания уничтожает даже надежду на возможность взаимопонимания между ним и ребенком.

В психологии воспитания принято считать, что самым большим наказанием для ребенка должно быть огорчение родителей. Вот как об этом писал В.Г. Белинский : «Суровый взгляд, холодное вежливое выражение лица, косвенный упрек, деликатный намек, отказ в прогулке… - вот наказания, которые будучи употреблены соразмерно с виной произведут и сознание, и раскаяние, и слезы, и исправление.

И. Раншбург и П. Поппер предупреждают, что наказание ребенка лишением родительской любви принесет большой вред, если не соблюдать два условия: ребенок должен чувствовать, что, каким бы ни был его проступок, он не утратит любовь родителей навсегда, что наказание относится к его проступку, а не к нему самому.

Наказывая ребенка, взрослому следует помнить, что с ребенком надо обращаться как с равным, даже если он совершил проступок, требующий наказания; ребенок имеет право на собственную точку зрения, пусть он не прав; в общении с ним нужно попытаться смотреть на себя его глазами, даже если считаешь себя абсолютно правым; обсуждая с ребенком его проступок, не надо переносить оценку его проступка на всю его личность.

Только рядом со взрослым, признающим в ребенке «внутреннего человека», уникальность его личности, ребенок может прожить детство во всей его полноте.


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«О стилях семейного воспитания»

Автор: Лобачева Галина Ивановна

Дата: 20.07.2015

Номер свидетельства: 223206

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Родительское собрание "Стили семейного воспитания" "
    ["seo_title"] => string(55) "roditiel-skoie-sobraniie-stili-siemieinogho-vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "231621"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1442571170"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "«Стили семейного воспитания»"
    ["seo_title"] => string(29) "stili_semeinogo_vospitaniia_2"
    ["file_id"] => string(6) "623385"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1673984267"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребёнка "
    ["seo_title"] => string(80) "stil-siemieinogho-vospitaniia-i-iegho-vliianiie-na-razvitiie-lichnosti-riebionka"
    ["file_id"] => string(6) "186473"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426348710"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Буклет "Стили семейного воспитания""
    ["seo_title"] => string(34) "buklet_stili_semeinogo_vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "629804"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1681791566"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) ""Стили семейного воспитания" "
    ["seo_title"] => string(30) "stili-siemieinogho-vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "174692"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424169732"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства