Семья-важнейший институт социализацииподрастающих поколений,она являет собой персональную среду жизни и развития детей,качество которой определяется рядом параметров... Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества.......
Просмотр содержимого документа
«"Стили семейного воспитания" »
параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества.
–определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе.
–зависит от условий проживания, оборудования жилища, особенностей образа жизни .
Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.
Во-первых, физическое иэмоциональное развитие человека.
В младенчестве и в раннем детстве семья играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации.
В детском, младшем школьном и подростковом возрастах
ее влияние остается ведущим,
но перестает быть единственным.
Затем роль этой функции уменьшается.
Во-вторых, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также на отношение детей, подростков, юношей к учебе и во многом определяет ее успешность.
Образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.
В- третьих, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, особенно определяющими исполнение семейных ролей.
Исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье связаны с атмосферой и взаимоотношениями в родительском доме. Родители, которым самим в детстве не удалось успешно решить в семье детские или пубертанные (связанные с половым созреванием) конфликты, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.
В-четвертых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах социальных и межэтнических отношений, определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.
В процессе социального развития семья играет большую роль в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются
на социальных
притязаниях
человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни.
Стиль поведения
Авторитетный (демократический)
1
Авторитарный (диктат, доменирование)
Б
2
А
Либеральный (попустительский)
В
3
В
Индифферентный
А
В
4
Г
Г
Г
5
Б
Б
В
6
Г
В
Б
А
Б
Г
7
А
А
Б
А
8
Г
А
Б
Б
9
В
Г
Г
А
10
В
В
Б
А
В
А
Г
В
Б
Г
Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.
От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом – общее развитие ребенка.
Авторитарный стиль
(в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями.
При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение ребенка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
Демократический стиль
(в терминологии других авторов — «авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
Попустительский стиль
(в терминологии других авторов — «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались
Индифферентный стиль
Проблемы воспитания не являются для Вас первостепенными, поскольку у Вас иных забот немало, свои проблемы в основном ребенку приходиться решать одному, а ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны.
Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.
Опекающий стиль
(гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребенка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у ребенка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.
Какой же должна быть подлинная родительская любовь?
Каким вырастет ребенок, во многом зависит от того какое он занимает положение в семье.
Благополучное,
когда семья проявляет разумную заботу о ребенке с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он уважает других.
Неблагополучное,
когда он баловень семьи,
а затем
нередко
—деспот семьи,
либо изгой и растет как сорная трава,
либо он—«квартирант».
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим?
Дети - свидетели. А может они учатся жить у жизни?