От качества образования во многом зависит то, насколько успешным будет не только отдельный человек, но и всё государство. Поэтому этому аспекту следует уделять особое внимание. Ведь наличие знаний и умение их применять на практике значительно помогает каждому человеку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Новое качество образования и пути его достижения»
Самерханова Р.Л.
Новое качество образования и пути его достижения
Ключевые слова: Качество образования, результат, носители знаний, полученная информация, эффективность, ВПР, компетенции личности, научно технический прогресс.
Аннотация
В статье раскрывается качество образования, на чем оно базируется, от чего зависит, его особенности и эффективность. В статье раскрывается понятие качества образования, которое в современном мире очень важно т.к. вводят новые требования к его реализации, вводят множество новых работ связанных с проверкой качества образования. Например: Всероссийские проверочные работы, Тестовые технологии, ЕГЭ, ОГЭ, ГИА.
Важнейшей частью российской системы оценки качества образования является процедуры федерального уровня. Эффективное управление качеством образования возможно лишь на основе применения корректных оценочных процедур, а корректность оценки определяется качеством измерительных материалов, надежностью процедур, достоверностью собираемой информации, обоснованностью интерпретации и использования получаемой информации. Совершенствование массовых оценочных процедур может быть связано как с совершенствованием инструментария оценки, так и изменения технологических решений, используемых для проведения процедур и обработки их результатов. За последние годы по проблеме оценки качества образования проведен ряд исследований, раскрывающих понятийный аппарат, концептуальные основы общероссийской, региональной и муниципальных систем оценки качеств образования, а также мониторинг качества образования. Под качеством понимают совокупность определённых свойств у продукции, товаров, материалов, услуг, труда, работ, благодаря которым они могут удовлетворять запросы и потребности людей. При этом они соответствуют своему назначению и выдвигаемым требованиям. Качество образования – это социальная категория, что определяет состояние и эффективность образовательного процесса в обществе, его соответствие имеющимся потребностям и ожиданиям социума.1
Наибольший интерес при этом представляют гражданские, бытовые и профессиональные компетенции личности. В последние годы в РФ постоянно проводятся реформы. Как определить новое качество образования? Это требует использования совокупности показателей, с помощью которых можно охарактеризовать различные аспекты учебы. Среди них можно выделить содержание, формы, методы, кадровый состав, материально-техническую базу.2
Данной проблемой занимались, но в более широком аспекте такие авторы, как Косарецкий С.Г., Пинский А.А., Акинфеева А.В. Свои работы они посвятили рассмотрению качества образования школьников.
Говоря про качество социального образования, это часто сопровождается непониманием сути. Почему так происходит? Это из-за того, что у этого понятие есть и абсолютное, и относительное значение. Под первым подразумевается его важность в качестве показателя статуса и превосходства. Это понятие используется для того, чтобы развивать и укреплять имидж образовательного учреждения и одновременно попытки достичь наивысших стандартов. Во втором случае оно не обязательно является соотносимым с учебой. Про качество судят со следующей позиции: соответствует ли предоставляемая услуга (товар) установленным спецификациям и стандартам. Тогда можно говорить о том, что оно является средством, благодаря которому определяется то, насколько образовательные услуги соответствуют установленным государственным нормативам. Дело в том, что в такой плоскости оно соответствует и государственным стандартам, и запросам потребителей. Первый аспект проецируется с позиции производителя, второй – пользователя. Зачастую они не совпадают. Поэтому образовательному учреждению приходится рассматривать существующие задачи и проблемы с двух позиций. Можно привести точку зрения М. М. Поташника, которым качество образования определено как соотношение результата и цели деятельности, при условии, что последние заданы правильно и спрогнозированы исходя из ближайшего развития индивида. Тогда полученное оценивается вместе с максимальными возможностями, которыми обладает индивид. Когда цели соотносятся с затратами, то в таком случае качество – возможная цена выполнения поставленной задачи.3
Качество образования – это такой показатель, который соотносится с иными данными. Например, качеством жизни. Чем значительнее суммы тратятся государством и обществом на общее и профессиональное образование, тем стремительней будет расти благополучие индивида. Ведь как уже было установлено, самим ценным является человеческий капитал. Он формируется на протяжении всей жизни индивида. Но наиболее результативными и прогрессивными в этом плане являются первые два десятилетия. Многие эксперты высказывают мнение, что наиболее весовым является качество дошкольного образования. Это закладывает основы для последующего успешного обучения и становления в жизни. Вопрос только в том, насколько оно результативно. Если упустить момент в детском саду, то уже в школе человек покажет посредственный результат. И шанс того, что его дела пойдут в гору, – весьма призрачен. Если говорить, используя математические термины, то сначала обозначается область достижений, попадание в которую считается оптимальным. Потом проводятся рамки допустимых или минимально необходимых затрат.4
Нас интересует хорошее качество высшего образования. Это позволит уверенно развиваться стране. Но как этого достичь? Для эффективного управления всегда необходимы определённые траты сил, ресурсов, средств и времени. Содержание образования, а также его общую направленность можно найти в тематических программах и стандартах. Для начала необходимо разобраться с передачей информации. Условно она происходит по следующей схеме: носитель знаний передает информацию. Получатель «впитывает» знания. Происходит оценка методик передачи. Рассматривается, насколько знания являются фундаментальными. Оценивается востребованность полученной информации. Получаются новые знания.
Прежде всего, это зависит от носителя знаний. В качестве таковых в образовательной системе выступают учителя, педагоги и профессорско-преподавательский состав. Они передают имеющиеся знания обучающимся посредством большого количества различных методик. Зависимо от фундаментальности полученной информации люди в последующем могут: выдерживать конкурс при поступлении в различные образовательные учреждения для последующей учебы. Пройти отбор при поиске работы. Успешно осваивать учебные дисциплины, которые базируются на предыдущих стадиях образовательного процесса.5
Научно-технический прогресс привёл к тому, что появились новые средства и предметы труда. Разрабатываются невиданные ранее информационные и производственные технологии. В современном мире необходимо получать образование непрерывно, чтобы впоследствии применять знания в своей профессиональной деятельности. Сейчас это жесткое условие для тех, кто желает быть в первых рядах. На чём базируется достижение качественного образования? Первоначально давайте рассмотрим ответ на этот вопрос с позиции управления. Основное внимание здесь уделяется таким принципам: Следует понимать и выполнять требования к качеству образования. При этом нужно учитывать достижения научно-технического прогресса и международную конкуренцию с наработками. Следует ориентироваться на потребителя. При этом не нужно забывать и о том, что на рынке труда существует жесткая конкуренция, которая требует динамичности и мобильности. Необходимо постоянно совершенствовать образовательный процесс на основании контрольных данных. Для этого необходимо позаботится о том, чтобы в нормальном режиме взаимодействовало три взаимосвязанных аспекта: Были получены ресурсы. Они использовались для достижения заявленных целей. Результат деятельности передавался во внешнюю среду.6
Таким образом, от качества образования во многом зависит то, насколько успешным будет не только отдельный человек, но и всё государство. Поэтому этому аспекту следует уделять особое внимание. Ведь наличие знаний и умение их применять на практике значительно помогает каждому человеку. Можно стать хорошим специалистом в своей области с достойной оплатой труда или же основать собственное предприятие по созданию определённых товаров или оказанию услуг. И всё это упирается именно в знания и умение их применять.
Библиографический список
1. Акинфеева Н. В., Владимирова А. П. Государственно-общественное управление образовательными системами. — Саратов, 2001.
2. Пинский А. А. Общественное участие в управлении школой: Школьные советы. — М.: Альянс-Пресс, 2004. — 416 с.6.
3. Косарецкий, С.Г. Управляющий совет и оценка качества образования. Публичный доклад школы / С.Г. Косарецкий, А.А. Седельников.– М.:Вердана, 2008.– 71 с.
4. Развитие форм и механизмов общественного участия в оценке качества образования. [Электронный ресурс] https://infourok.ru/statya-na-temu-kachestvo-obrazovaniya-1326484.html
5. Статья о качестве образования [Электронный ресурс] :http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2014/11/09/referat-poobrazovatelnoy-programme
1 Косарецкий, С.Г. Управляющий совет и оценка качества образования. Публичный доклад школы / С.Г. Косарецкий, А.А. Седельников. – М.: Вердана, 2008. С.33.
2 Пинский А. А. Общественное участие в управлении школой: Школьные советы. — М.: Альянс-Пресс, 2004. С.112.
3 Косарецкий, С.Г. Управляющий совет и оценка качества образования. Публичный доклад школы / С.Г. Косарецкий, А.А. Седельников.– М.:Вердана, 2008.С. 23.
4 Статья о качестве образования [Электронный ресурс] :http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2014/11/09/referat-poobrazovatelnoy-programme
5 Акинфеева Н. В., Владимирова А. П. Государственно-общественное управление образовательными системами. — Саратов, 2001.С.54.
6 Развитие форм и механизмов общественного участия в оценке качества образования. [Электронный ресурс] https://infourok.ru/statya-na-temu-kachestvo-obrazovaniya-1326484.html