"НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
"НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Переход от традиционной системы к реализации инноваций требует новых способов решения образовательных проблем, предполагает серьезную ломку привычных стереотипов, связанных с изменением подхода к образованию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"»
ДОКЛАД НА ТЕМУ «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Гибадуллина Оксана Набиулловна
Учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 155 г. Челябинск
Современный период развития системы образования России называется "инновационный бум". Это определение точно отражает масштаб изменений, происходящих в образовательных организациях сегодня. По данным социологических исследований, до 90% российских школ ищут новые подходы, методы и формы образовательной деятельности. С конца 80-х годов начинает активно формироваться новое для отечественной науки направление педагогических инноваций.[1] Оно объединяет специалистов различных научных направлений - философии, педагогики, психологии, социологии, экономики и других. В работах Лоренсова А.В., Малинина А.К., Овсянникова А., Поташника М.И., Тюлю Г.М., Хомерки О.Г., Шакурова Р.Х., Шамовой Т.И., Юсуфбековой Н.Р. и других рассматриваются различные аспекты инновационного процесса в образовательных организациях. Исследования В.Г.Асеева, Дж.Аткинсона, В.К.Вилюнаса, В.И.Ковалева, К.Левина, А.Н.Леонтьева, Г.ФЛомова, А.Маслоу, Ж.Нюттена, Г.Олпорта, А.В.Петровского, СЛ.Рубинштейна, Х.Хекхаузена, Р.Х.Шакурова и других раскрывают проблемы человеческой мотивации с самых различных сторон.[2]
К настоящему времени разработаны разные модели осуществления изменений в деятельности школ (В. С. Лазарев, М. М. Поташник, В. А. Сериков). Развивается понятийный аппарат инноватики (К. Ангеловски, Г. А. Бордовский, Е. М. Горенков, В. И. Загвязинский, В. А. Извозчиков, А. М. Капто, А. В. Лоренсов, З. Ф. Мазур, Б. П. Мартиросян, А. М. Моисеев, А. Я. Найн, С. Д. Поляков, В. А. Сластёнин, Л. С. Подымова, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова, О. Г. Хомерики, А. В. Хуторской, Н. Р. Юсуфбекова и другие). Исследуется структура инновационных процессов (А. А. Арламов, В. И. Журавлев, В. И. Загвязинский, В. С. Лазарев, Б. П. Мартиросян, С. Д. Поляков, Г. М. Тюлю, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и другие), а также социально-психологическая структура педагогического коллектива как субъекта инновационной деятельности (Т. Н. Разуваева);А. А. Арламов, В. С. Лазарев, Б. П. Мартиросян, О. Г. Хомерики и другие предлогают методы решения различных задач инновационной деятельности [5]. В ряду социально-психологических аспектов инновационного процесса проблема управления мотивации стоит особо. В конечном счете от интенсивности мотивированных действий педагогов зависит результативность инновационного процесса. Моисеева Л.И. считает что мотивы образуют движущую силу человеческой активности, определяют характер деятельности индивида.
Проблема управления мотивации в зарубежной и отечественной науке была широко раскрыта. Исследования Кузьминой Н. В. Маркова А. К., Митина М., Тамбовцевой Т. рассмотрели ряд вопросов, связанных с психологией учителя, включая и мотивы педагогической деятельности. Наиболее полное отражение эта научная проблема была отражена в работах Р. Х. Шакурова. Однако, не было проведено специально организованных исследований в области мотивации инновационной деятельности педагогов - участников инновационного процесса.
Социальная значимость данной статьи заключается в том, что значительные изменения в образовании диктуют современные требования государства и общества к профессиональному росту педагога, который стремится "системно мотивировать цели повышения качества преподавания и обучения в школе" [4, с. 192], который "готов использовать современные технологии" для воспитания личности, «обладающий высокой внутренней культурой, способной мыслить творчески и самостоятельно" [6].
На научном уровне значимость статьи состоит в том, что при наличии достаточного количества научных трудов, раскрывающих сущность инноваций, педагогической инновационной деятельности, еще недостаточно изучен и подтвержден тот факт, что активность инновационной деятельности учителя в общеобразовательной школе зависит от системы управления этой деятельностью со стороны администрации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., Изд-во ЛГУ. 1999. - 340 с.
2.Кащенко Н., Панькова И. Духовное пространство лицея // Народное образование. 1997. - № 2. - с.37-39.
3.Козлова Н.А. Некоторые аспекты управления инновационными процесами в образовательной организации сборник: ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. . Омск, 2015. С. 18-20.
4. Манукян С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения // Вопр. психол. -2004. -№ 4. с. 130-133.
5.Семенков Н.Н. Изучение мотивации при выборе профессии // Специалист. № 2. - с. 15-125.
6.Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс. М., Новая школа, 1994. - 62с.