Научная статья "Воспитание культуры здорового образа жизни учащихся"
Научная статья "Воспитание культуры здорового образа жизни учащихся"
Проблема воспитания подрастающего поколения всегда была и есть одна из важнейших социально-педагогических задач общества. Нацеливая учащихся на глубокое овладение основами наук, духовное и физическое развитие, общество стремится сохранить и укрепить ее здоровье. Проблемы охраны здоровья детей могут успешно решаться лишь при совместных действиях общества и родителей, педагогов и медицинских работников. В этих социально-педагогических условиях возникает необходимость повышения общей культуры людей и межличностных отношений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научная статья "Воспитание культуры здорового образа жизни учащихся"»
«Воспитание культуры здорового образа жизни учащихся»
Учитель истории и культуры
Санкт - Петербурга
Газыева Татьяна Артемовна
ГБОУ СОШ №414
Красносельского района
Санкт – Петербург
2014 год
ВВЕДЕНИЕ
Проблема воспитания подрастающего поколения всегда была и есть одна из важнейших социально-педагогических задач общества. Нацеливая учащихся на глубокое овладение основами наук, духовное и физическое развитие, общество стремится сохранить и укрепить ее здоровье. Проблемы охраны здоровья детей могут успешно решаться лишь при совместных действиях общества и родителей, педагогов и медицинских работников. В этих социально-педагогических условиях возникает необходимость повышения общей культуры людей и межличностных отношений.
Основными причинами ухудшения состояния здоровья является низкая культура здорового образа жизни, безответственное отношение к своему здоровью. На всех уровнях образования детей отсутствует должное обучение здоровому образу жизни, выработка навыков в его соблюдении, снижена мотивация к адекватному поведению.
Проблема сохранения здоровья населения все более отчетливо осознается представителями системы образования как профессионально-значимая. Это объясняется, прежде всего, тем, что само понятие «здоровье» стало трактоваться более широко, чем просто отсутствие заболевания, в него все чаще вкладывается социокультурный смысл: современные определения здоровья включают такие компоненты как субъективное благополучие и ответственное поведение. Здоровье ребёнка, его физическое и психологическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни, прежде всего, условиями его жизни в школе. На годы обучения ребёнка в школе приходится период интенсивного развития организма.
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Рост интенсивности учебной нагрузки и заболеваемости среди учащихся свидетельствует о том, что традиционная система образования не учитывает сложившейся ситуации (возросший уровень нездоровых детей) и не способна отвечать на социальный запрос общества о качестве образования при сохранении здоровья.
Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребёнка в школе
в урочной и внеурочной деятельности.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на все оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды»
Плохое состояние здоровья связано (исключив наследственные болезни) с низкой культурой здорового образа жизни и низким уровнем владения здоровьесозидающими технологиями педагогами школы.
Здоровьесберегающую технологию можно определить как педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здороьвесозидающие технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством и сформировать культуру здорового образа жизни.
Здоровьесозидающая технология - это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
В нашей школе создана система, дающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.)
В нашем образовательном учреждении:
используются технологии здоровьесозидающего урока;
используются технологии создания эдоровьесозидающей среды образовательного учреждения;
проводится мониторинг здоровья участников учебно-воспитательного процесса и диагностика и утомляемости детей на уроках ;
осуществляется индивидуальная работа с учащимися по сохранности их здоровья
регулярно проводятся культурно-досуговые мероприятия, направленные на развитие потребности в здоровом образе жизни.
Особое место в воспитании культуры здорового образа жизни учащихся занимает в нашей школе дополнительное образование
Основное значение дополнительного образования - развитие мотиваций личности,
реализация дополнительных программ в интересах личности. · Дополнительное образование создает условия для личностного роста учащегося, помогает реализовать собственные способности и склонности ребенка, обеспечивает органичное сочетание видов досуга с различными формами образовательной деятельности. Дополнительное образование в нашей школе объединяет в единый процесс воспитание, обучение и развитие. Цели, стоящие перед дополнительным образованием: создавать широкий общекультурный эмоционально значимый для ребенка фон освоения стандарта общего образования; выравнивать стартовые возможности личности; предметно ориентировать ребенка в базисных видах деятельности, опираясь на его склонности, интересы, личностные особенности; компенсировать отсутствие в основном образовании тех или иных учебных курсов; содействовать выбору индивидуального образовательного пути ребенка, его самореализации; обеспечивать ребенку «ситуацию успеха». Система дополнительного образования в школе имеет разветвленную структуру и включает следующие направленности: Художественно-эстетическое: - кружок «Умелые руки», руководитель Михайлова Е.В.. (первый -третий год обучения); - кружки «Русское плетённое кружево» Абушенко Н.А.; - кружок «Рукодельница» Шмотова Л.В, - кружок «Весёлые нотки», руководитель Петрова Г.И,. (второй год обучения); - танцевальный кружок «Родничок», руководитель Кордюкова В.С,. (второй год обучения). –
танцевальный кружок «В ритме танца», руководитель Звягинцева Т.А.,. (второй год обучения). Спортивное:
- кружок «Настольный теннис», руководитель Новикова Т.А.
- кружок аэробики «Фитнес», руководитель Новикова Т.А.
- кружок «Мини-футбол», руководитель Барашков В.Ф.
Именно в системе дополнительного образования легко создать условия для достижения основной цели воспитательной работы школы «раскрытие, развитие и реализация способностей учащихся». Заполняя свободное временное пространство ребёнка, мы тем самым хотим оградить его от праздного ничегонеделания, от опасных соблазнов уличного воспитания, преступных группировок, наркомании и т.д. Мы хотим увлечь его делами интересными, плодотворными, дающими широкие перспективы в будущем. Особенностью процесса дополнительного образования учащихся является то, что оно предоставляется детям в их свободное время и развертывается на фоне свободного выбора, добровольного участия, избирательности учащимися своего образовательного пути, режима, уровня и конечного результата. Программы дополнительного образования в школе направлены на творческое развитие личности. Решение творческих задач в сотрудничестве с педагогом изменяет психологическую структуру образовательного процесса в целом, ибо создается система внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий, отношений, общения между всеми участниками (нравится быть со всеми, увлекает общее дело, удовлетворяется честолюбие, проявляется гордость за себя и пр.).
Это способствует формированию культуры здорового образа жизни школьников.
УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАШИХСЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ
Проблема формирования культуры здоровья неразрывно связана с проблемой формирования культуры здорового образа жизни. «Здоровый образ жизни» как культурообразующий символ задает образ жизнедеятельности отдельного конкретного человека, который соответствует символу здоровье»
«Здоровый образ жизни» означает процесс самостановления человека по законам природного и социального бытия, направленного на естественное самосохранение и проявление всех его сущностных сил для позитивного самообеспечения и самоутверждения в собственном теле, в ближайшем социальном окружении, в обществе в целом и в природе».
Социокультурная деятельность школы формируется ее социокультурным пространством. «Под социокультурным воспитательным пространством мы понимаем специально организованную педагогическую среду, структурированную систему педагогических факторов и условий становления человека. Если среда в основе своей — данность, то воспитательное пространство — результат конструктивной деятельности, достигаемый в целях повышения эффективности воспитания, причем деятельности не только созидательной, но и интегрирующей».
Понятие «здоровый образ жизни» необходимо рассматривать как целостную характеристику жизнедеятельности человека, для которого смысл жизни определяется социально-культурным содержанием символа «Здоровье». Образ здорового человека предполагает также высокий общеобразовательный уровень и общекультурное развитие. Он включает в себя ряд социально-нравственных и психологических качеств: дисциплину и самодисциплину в общественной жизни и за ее пределами, правильно сформированные потребности, честность, скромность, коллективизм, гражданственность, доброту, принципиальность и смелость, общественную активность и ответственность, физическое совершенство и благородство чувств.
Современные школьники, как и взрослые, к сожалению, не считают свое здоровье важнейшей жизненной ценностью. Важно, чтобы и взрослые и дети овладевали знаниями факторов, способов и средств, укрепляющих здоровье, обладали привычкой постоянно осуществлять меры, направленные на его сохранение, чтобы им было свойственно активное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей - то есть, формировать социальную потребность жить и быть здоровым.
Содержание и организация обучения всегда должны соответствовать возрастным морфофункциональным особенностям учащихся. Создание комфортной здоровьесозидающей образовательной среды школы, подбор объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала в соответствии с индивидуальными возможностями ученика – одно из главных и обязательных требований, определяющей характер ее влияния на здоровье учащегося.
Как писал В.Л. Сухомлинский: «Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка — это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в школе, — педагог. Вместе с тем все, чем занимаются в школах врачи и средний медицинский персонал, важно, необходимо и должно быть согласовано со здоровьесберегающей деятельностью каждого учителя. Поскольку в среднем 90% школьников нашей коррекционной школы имеют различные отклонения здоровья, а у 2/3 из них диагностируются те или иные хронические заболевания, учитель должен постоянно помнить и учитывать в своей работе, что обучает и воспитывает нездоровых детей.
Одним из конкретных шагов в этом направлении является создание комфортной, природосообразной валеологической образовательной среды для детей путем внедрения научно-обоснованных эффективных технологий, сберегающих здоровье и способствующих профилактике и коррекции, что ведет к созданию условий для саморазвития и самопознания детей.
Чтобы сделать процесс обучения здоровьесозидающим
- учителя заинтересованы в сохранении здоровья детей,
- школа работает на основе здоровьесозидающих технологий.
Занятия для детей подготавливаются в различных формах: и групповых, и индивидуальных; часто используется музыка, хоровое чтение.
Важным компонентом здорового образа жизни - нравственный компонент
- комплекс характеристик мотивационной и потребности - информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Здоровый образ жизни - это модель жизнедеятельности человека, связанная с представлением о личностной и социальной ценности здоровья, средствами, формами и способами его сбережения.
Культура здорового образа жизни личности — это индивидуально выраженный стиль жизни человека в отношении своего здоровья, определяемый следующими компонентами: образовательно-когнитивным; мотиваци- онно-ценяостным и целевым; физической культурой; социально-духовным и поведенческим; деятельностным (программно-ориентировочным, конструк- тивным, содержательно-операциональным и оценочным); эмоционально- волевым.
ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮШИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В настоящее время образовательные учреждения рассматриваются как центр социокультурного пространства, объединяя в себе кадровые, методические и материальные ресурсы, на которых лежит ответственность за процесс интеграции учащихся в социальную систему, освоение им знаний, социальных норм и культурных ценностей.
Поэтому организация социокультурной деятельности и социокультурного пространства школы, которое и формирует подобную деятельность, имеет огромное значение.
Социокультурная деятельность происходит в рамках социокультурной природы воспитания, которая: может быть понята лишь в контексте культуры, как социокультурный феномен. С этой точки зрения, воспитание человеческого в человеке — это воспроизводство в нем социальной культуры, его «окультуривание».
В педагогическом аспекте принятие социокультурных ценностей личностью обеспечивается в рамках культурологического подхода через организацию педагогически целесообразной среды (общественное мнение, традиции, коллективные дела, события, праздники и т.д.). Системный подход в нашей школе позволяет организовать среду в воспитательное пространство, технологизировать воспитательный процесс, повысив степень целостности воспитательных влияний
Формирование культуры здоровья связано с формированием здоровьесозидающей (с активным внедрением здоровьесозидающих технологий) образовательной среды, в которой в рамках социокультурной деятельности формируется принятие ценностей здорового образа жизни .
В нашей школе есть определенный положительный опыт по реализации здоровьесберегающих технологий и формированию здорового образа жизни учащихся. Деятельность педагогического коллектива школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся осуществляется по следующим, наиболее значимым направлениям.
Организация учебного процесса и трудовых практик учащихся с соблюдением требований СанПиНа.
Внедрение здоровьесберегающих компонентов в образовательный и воспитательный процесс через современные педагогические технологии. Учителями по каждому предмету определены наиболее трудные темы и к ним с учетом динамики работоспособности в течение недели и учебного года подобраны комплексы физкультминуток, элементы релаксации в сочетании с дыхательной гимнастикой.
Поиск подходов к обучению школьников, здоровью за счет интеграции данных о психофизическом здоровье человека, факторах, его формирующих, способах сохранения и коррекции средствами естественного оздоровления и физической культуры. Осуществление личностно-ориентированного подхода в образовании и оздоровлении детей через внедрение паспортизации здоровья учащихся. Эта работа связана с разработкой подходов к осуществлению мониторинга качества образования и качества здоровья учащихся.
Взаимодействие семьи и школы, оздоровление социума как основа формирования здорового образа жизни учащихся.
Использование игровых технологий, игровых обучающихся программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной и внеурочной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Технологии по укреплению здоровья детей применяются не только в процессе обучения, но и в воспитательной работе. Наблюдения за детьми показали, что у многих ребят есть вредные привычки, иногда не радуют и поступки. Проведение тематических праздников, диспутов, бесед, игр заинтересовывают ребят, дети стараются придерживаться норм поведения, узнают, как правильно заботиться о своем здоровье, постепенно отвыкают от дурных привычек. Важно обращать внимание детей на то, как вести себя, чтобы не навредить своему организму.
Можно сделать вывод, что уровень обученности и качества непосредственно связан с физическим здоровьем учащихся. Чем здоровее ребенок, тем выше жизненный тонус и больше стремление что-то узнать, чему-то научиться.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здорово и развито не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Учебно-воспитательный процесс будет только тогда эффективен, если здоровьесозидающий подход будет пронизывать все пространство школы: от внутришкольного пространства, через вне- и урочные мероприятия и учебно-воспитательный процесс до внешкольнлго (семейного в т.ч.).
Здоровьесозидающие технологии социокультурной деятельности позволяет формировать не только культуру здоровья, но и решать также сугубо практические задачи, как предотвращение отсева из школы; влияние школы на семью, а значит, в определенном смысле, и на социальную среду микрорайона, его культуру.
Создание безопасной среды и здоровьесберегающих условий обучения и социокультурной деятельности школьников и их поддержки со стороны социального окружения позволит обеспечить:
подготовку конкурентоспособной личности в условиях рыночных отношений;
досуговую деятельности школьников, что позволит сохранить благоприятный социокультурный фон;
качественные изменения состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в школе.
Человек с сформированной культурой здоровья – «это человек, способный не только существовать в рамках данной культуры, но и поддерживать ее своей непосредственной жизнедеятельностью»