«Мотивация учащихся как показатель результативности в условиях дополнительного образования»
«Мотивация учащихся как показатель результативности в условиях дополнительного образования»
Исследования мотивации, как показателя результативности обусловлена всевозрастающим интересом развития личности учащихся, в условиях дополнительного образования, а мотивация, безусловно, является ядром. Мотивационная сфера учащихся имеет две стороны - мотивацию отношения, которая фиксируется в системе ценностей, и мотивацию достижения.
Применительно к среде дополнительного образования мотивация предполагает готовность и способность учащегося к выполнению различных социально значимых видов деятельности (игровой, учебной, коммуникативной и др.), которые обеспечивают ему социальную адаптацию в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Мотивация учащихся как показатель результативности в условиях дополнительного образования»»
Доклад на тему: «Мотивация учащихся как показатель результативности в условиях дополнительного образования»
Исследования мотивации, как показателя результативности обусловлена всевозрастающим интересом развития личности учащихся, в условиях дополнительного образования, а мотивация, безусловно, является ядром. Мотивационная сфера учащихся имеет две стороны - мотивацию отношения, которая фиксируется в системе ценностей, и мотивацию достижения.
Применительно к среде дополнительного образования мотивация предполагает готовность и способность учащегося к выполнению различных социально значимых видов деятельности (игровой, учебной, коммуникативной и др.), которые обеспечивают ему социальную адаптацию в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.
Изучения мотивации на современном этапе развития системы образования наряду с задачами обучения и развития познавательных способностей детей школьного возраста ставится задача социализации и индивидуализации. Социализация понимается здесь как процесс усвоения индивидом социального опыта, его социальное образование, а индивидуализация - как совместный процесс индивидуального развития и адаптации. Социальная сторона человеческих способностей состоит в том, что их актуализация зависит не только от активности самого человека, но и от встречной активности его окружения. Поэтому каждый человек вынужден прилагать усилия, чтобы найти условия и формы становления самодеятельности как деятельности социально и профессионально значимой, и в первую очередь максимально благоприятную для этого среду.
Говоря о «социальной ситуации развития» Л.С.Выготский подчёркивал, что именно среда представляет собой условие осуществления деятельности человека и источник развития личности. Усложнение учебной деятельности учащихся, их поступков, изменяющаяся учебная нагрузка делает изучение мотивации ученика актуальной проблемой в психологии.
В объединениях дополнительного образования детей на первый план выходит не просто обучение учащихся в образовательном процессе, а передача им предметных знаний, умений и творческих навыков, объем которых постоянно и неуклонно растёт. Именно характер мотивов, лежащих в основе деятельности ученика, определяет направление и содержание его активности процесса обучения, вовлеченность в деятельность, инициативность, активность, удовлетворённость происходящим, пониманием того, что учебная информация и вся учебная деятельность дополнительного образования личностно значимы для него. Поэтому мотивация к освоению различных видов деятельности и проживание успеха/неуспеха в ходе их освоения выступают не только в качестве важнейших условий социализации, но и в качестве показателя индивидуализации детей в тех или иных условиях дополнительного образования.
Проблемы возникновения неуспеваемости учащихся зачастую связаны не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. Необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения для того, чтобы бороться с не успешностью в обучении.
В современных условиях объединения дополнительного образования детей играет уникальную роль в системе образования, и служит задачам обеспечения необходимых условий для личностного развития и роста, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет, позволяют адаптировать детей к жизни в обществе, формируют общую культуру, позволяют организовать содержательный досуг.
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определённых действий. Вся деятельность человека обусловлена реально существующими потребностями. Люди стремятся либо чего-то достичь, либо чего-то избежать. В узком смысле слова «мотивированная деятельность» - это свободные, обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение целей, реализацию интересов.
Существует много определений мотивации:
Мотивация - процесс стимулирования отдельного индивида или группы к действиям, приводящим к осуществлению целей организации.
Мотивация - процесс побуждения себя и других к достижению личных целей или целей организации. Мотив – это повод, причина, необходимость действовать, побуждение к чему-либо.
Мотивация родственна понятию «отношение», которое также активизирует и направляет поведение человека.
Процессы мотивации могут иметь разную направленность
Принципиально различают две формы мотивации – внешнюю и внутреннюю
Внешняя мотивация – это средство достижения цели, например, заработать деньги, получить признание, занять вышестоящую должность. При этом она может использоваться в двух направлениях: как стимул при ожидании преимуществ – принцип надежды; как средство давления при ожидании недостатков – принцип страха.
Внешняя мотивация непосредственно влияет на поведение, но эффективность ее действия ограничена, пока она воспринимается в качестве стимула или давления.
Внутренняя мотивация – это понимание смысла, убежденность. Она возникает в том случае, если идея, цели и задачи, сама деятельность воспринимаются как достойные и целесообразные. При этом создается конкретное состояние, определяющее направленность действий, а поведение станет результатом соответствующей внутренней установки, причем это справедливо не только для человека.
Образовательная среда организаций дополнительного образования как пространство актуализации мотивации изначально имеет полифункциональный характер и ориентирована на создание условий для включения детей в разнообразные виды деятельности, необходимые для социализации в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, а также возрастными особенностями.
Педагог дополнительного образования должен уделять особое внимание детям на занятиях, способствовать развитию творческих способностей учеников, должен видеть потенциал в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам. И действительно особенно ярко творческие способности учащихся проявляются в условиях дополнительного образования детей и тут выявляется и их творческий потенциал, и развиваются способности в исследовательской работе.