методические рекомендации для педагогов "Как работать с детьми, находящихся в социально опасном положении"
Методические рекомендации для педагогов "Как работать с детьми, находящихся в социально опасном положении"
В разработке даны рекомендации и указания как работать учителям, классным руководителям с детьми, состоящих на учете. Педагоги должны понимать, что к этим детям нужен особый, индивидуальный подход
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«методические рекомендации для педагогов "Как работать с детьми, находящихся в социально опасном положении"»
Методические рекомендации для педагогов
« Работа с детьми, находящимися в СОП ».
Ф.И.О: Михеева Марина Васильевна
Место работы: МБОУ ВСОШ
Должность: социальный педагог, учитель истории.
Стаж работы в занимаемой должности: 3 года
Название учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вечерняя сменная общеобразовательная школа».
Телефон: 83437343479
РАБОТА ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИ
Работа в школе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних проводится в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Конституция РФ;
- Ф.З. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Ф.З. « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
- Конвенция о правах ребенка;
- Семейный кодекс;
- Гражданский кодекс;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Приказ КО от 22.03.02. № 262 «О мерах по решению проблем детской беспризорности и безнадзорности».
В целях создания своевременной и действенной помощи детям, попавшим в проблемную жизненную ситуацию, директором школы издается приказ «О назначении общественным инспектором по охране детства социального педагога».
Основной целью профилактической работы, проводимой в школе, является создание, с одной стороны, социальных условий для становления личности ребенка, находящегося в проблемной жизненной ситуации, с другой - создание условий для оздоровления педагогической целесообразной среды, в которой живет и развивается этот ребенок.
Для достижения этой цели предусмотрены следующие задачи:
- защита прав и интересов ребенка на полноценное развитие и образование;
- оказание помощи ребенку в его личностном росте;
- оказание помощи педагогам и родителям в создании благоприятных условий для воспитания и обучения ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.
Для решения этих задач в школе определена четкая последовательность направлений в работе с детьми девиантного поведения:
- работа по составлению социального портрета школы;
- работа с детьми, состоящими на учете в ОДН;
- работа с семьями, состоящими на учете в ОДН;
- работа с уклоняющимися от обучения;
- работа с детьми, состоящими на внутришкольном контроле;
- профилактическая работа школы по предупреждению правонарушений обучающихся;
- взаимодействие школы со службами индивидуального сопровождения ребенка (ППМС Центры);
- координационная работа с районными и городскими структурами, осуществляющими поддержку и помощь детям и подросткам, находящимся в проблемной жизненной ситуации;
- работа с родителями.
Мы коснемся только некоторых из них.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ШКОЛЫ
Социально-педагогическая работа в школе каждый год начинается с создания социального портрета школы, который включает следующие разделы:
-Учащиеся, состоящие на внутришкольном контроле;
-Учащиеся, уклоняющиеся от обучения;
-Опекаемые дети;
-Дети-инвалиды;
-Учащиеся, состоящие на учете в ОДН;
-Семьи, состоящие на учете в ОДН;
Формы помощи:
· Устроены в ВСШО.
· Устроены в ООО «Новое поколение» с ВСОШ
· ПТУ с продолжением образования
· Возвращен в школу
· Направлены на РПМПК.
· Перевод в другой класс
· Надомное обучение
· Перевод в другую школу
· Обращение в ПНД
· Обращение в опеку
· Направление к психологу
· Направление к логопеду
· Представление на КДН и ЗП
· Обращение в комплексный центр
· Связь с приютами
· Посещение семей
· Направления в Городскую Кризисную службу
· Направлены в санаторий
Основным контингентом ребят, с которыми работает система профилактики это:
- дети, состоящие на учете в ОДН,
- дети, поставленные на внутришкольный контроль,
- дети, уклоняющиеся от обучения.
ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Социально-педагогическая деятельность с учащимися, состоящими на внутришкольном контроле, ведется в соответствии с «Типовым положением о правилах постановки учащихся на внутришкольный контроль». Срок постановки – один год.
В соответствии с положением состав принятых мер зависит от категории учащихся, к которым они были отнесены:
- учащиеся, проявившие себя с отрицательной стороны в конфликтных ситуациях, замеченные в асоциальных поступках, незнакомые с нормами этического поведения в семье и школе;
- учащиеся, не посещающие или систематически пропускающие учебные занятия без уважительной причины;
- учащиеся, нарушающие внутренний распорядок и Устав школы;
- учащиеся, употребляющие психоактивные вещества, спиртные напитки и т.д.
РАБОТА С УКЛОНЯЮЩИМИСЯ ОТ ОБУЧЕНИЯ
Самым трудным в воспитательном отношении является контингент детей, уклоняющихся от обучения, т.к. любое педагогическое воздействие со стороны школы и семьи вызывает сопротивление ребенка, часто связанное с агрессией, нежеланием продолжать обучение в школе и, вообще, понять свою проблему.
Классные руководители тесно сотрудничают с социальным педагогом школы по вопросам:
- еженедельного контроля за посещаемостью учащихся;
- выявления причин пропуска занятий учащимися (уважительные, неуважительные);
- отсутствие контроля со стороны родителей.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ СО СЛУЖБАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ.
Чтобы оказывать своевременную и эффективную комплексную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь детям и подросткам, испытывающим как трудности в обучении, так и находящимся в проблемной жизненной ситуации, в нашей школе ведется психолого - медико - социальное сопровождение по двум уровням:
В школе с детьми, их родителями, педагогами работают школьный психолог, учитель- логопед, социальный педегог и т.д.
Районное психолого-медико-социальное сопровождение осуществляется на основе договора, который заключается с ЦПМСС. Эта работа направлена на повышение личностного роста детей и подростков, на развитие познавательной сферы детей, на профилактику аддиктивного поведения детей и подростков, на выбор образовательного маршрута.
Психологи центра проводят обследование по выявления уровня адаптации детей 1-х и 5-хклассов в новых условиях. С результатами обследования знакомят родителей и учителей.
Одним из направлений является консультирование родителей, учащихся, учителей, психолого-социальных консилиумы, в которых принимают участие администрация школы, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, классные руководители, учителя-предметники. В результате этой работы даются различного вида рекомендации, строится дальнейшая работа.
В течении учебного года специалисты ЦПМСС в рамках договора проводят занятия с учащимися разных параллелей по различным программам на базе школы.
Целью всех проводимых занятий является формирование мотивации на обучение, ведение здорового образа жизни и ответственного отношения к своему здоровью.
РАБОТА СОВЕТА ПРОФИЛАКТИКИ
На основании Положения о Совете профилактики, утвержденного директором, был создан Совет профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, а также был утвержден списочный состав Совета, в который входят заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, председатель МО классных руководителей, учителя-предметники.
Совет профилактики – это коллегиальный орган, целью которого является организация, планирование и осуществление контроля за проведением профилактики среди учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Контингент детей и подростков, с которыми работает Совет:
- дети, уклоняющиеся от обучения;
- дети, состоящие на учете в ПДН;
- дети, состоящие на внутришкольном контроле;
- дети, которые нарушают Устав школы и правила внутреннего распорядка;
Также СП проводит профилактическую работу с родителями, дети которых находятся в проблемной жизненной ситуации.
На его заседания, которые проходят один раз в месяц, могут приглашаться классные руководители, родители, учащиеся, специалисты других учреждений и ведомств.
Перед каждым заседанием СП проводятся социально-психологические консилиумы, где рассматривается заявленная проблема, находятся пути разрешения этой проблемы, даются рекомендации.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Работа с родителями является центральным звеном в системе профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Обращений родителей по поводу различных проблем отклонений в поведении и успеваемости детей достаточно много.
Эти проблемы рассматриваются на индивидуальных консультациях, малых педсоветах, психолого-социально-педагогических консилиумах с участием родителей и т.д.
Кроме родительских собраний, традиционными стали «Дни открытых дверей» для родителей. В эти дни родители могут посетить уроки, встретиться с администрацией школы, медицинскими специалистами, социальным педагогом, педагогом-психологом, учителем-логопедом школы и т.д..
Родители активно вовлекаются в проведение классных и школьных мероприятий.
Анализируя работу школы по профилактике правонарушений среди учащихся, можно сделать вывод, что работа в этом направлении достаточно многогранна и дает положительные результаты. Уровень уклоняющихся от обучения и правонарушений среди несовершеннолетних в школе снижается.