kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации: «Приемы и методы работы с детьми с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации помогут педагогам дополнительного образования, воспитателям, учителям в проведении занятий, организации внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации: «Приемы и методы работы с детьми с ОВЗ»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Дебесский Центр творчества»









Методические рекомендации

«Приемы и методы работы с детьми с ОВЗ»







Автор: Шилова Жанна Сергеевна

Должность: педагог дополнительного

образования

Категория: соответствие занимаемой

должности






с. Дебесы 2018 г.

Аннотация

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим, обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. Так в наш Центр Творчества тоже вошло инклюзивное образование.

В данных рекомендациях на основе анализа опыта и на примере создания практических разработок будут раскрыты приемы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В основе технологии представлены не только этапы, в их основе - методические советы по организации и проведению занятий с детьми с ОВЗ. На примере раскрывается приемы, которые педагог использует в своей работе.

Методические рекомендации адресованы педагогам, воспитателям – всем, кто занимается работой с такой категорией детей. Они могут стать для них основой их работы.














Содержание

Введение…….……………………………………………………………………..4

1.Методы организации и осуществления деятельности .……………………….6

2.Методы и приемы создания ситуации успеха…………………………………8 3. Работа с родителями…………..…………………………………………..........9

4. Активные методы и приёмы обучения ……………………………………....10

Список информационных источников………………………………………..16

Приложения……………………………………………………………………























Введение.

Актуальность методических рекомендаций.

В Законе «Об образовании» сказано, обучающиеся, с ограниченными возможностями здоровья - физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [2].

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [2].

Концепция развития дополнительного образования детей направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений. Персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества по сравнению с другими институтами формального образования посредством актуализации следующих аспектов: участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями; возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья); право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций [3].

Именно в учреждениях дополнительного образования для развития творческой личности есть все объективные условия.

Воспитанники в образовательном процессе – деятели, а нам - педагогам отводится роль организатора и управленца этим процессом. Педагог не должен быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере должен показать ученикам, что:   невозможно знать все, но можно узнавать;  вместе определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию.

Также отметим следующее. В моей работе у каждого ребенка есть право на ошибку и возможность ее осознать, исправить или даже избежать ее. Обеспечивается включение ребенка в деятельность на всех этапах занятия: получение новых знаний; самоконтроль и самооценка, выполнения самостоятельной работы и т.д.

Все это обусловливает актуальность данной разработки.

Особенностью материала заключается в авторском подходе к организации работы. Особенностью разработки также является подробное описание одного из приемов.

Новизна методических рекомендаций выражается в раскрытии технологии построения занятий, представленного на основе анализа собственного многолетнего опыта. Также - в авторском подходе к созданию и применению методов и приемов на занятиях.

Цель создания методической разработки – создание условий для обмена опытом, взаимодействия, сотрудничества работников учреждений дополнительного образования в направлении развития детей с ограниченными возможностями.

Предполагаемый результат. Технология применения методов и приемов работы с детьми с ОВЗ на занятиях, разработанная педагогом, предстанет в виде системного материала, который станет основой, поможет повысить уровень работы других педагогов.




1. Методы организации и осуществления деятельности.

• Методы организации и осуществления моей деятельности, которые использую:

- словесные  (рассказ, беседа);

- наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);

- практические занятия;

- репродуктивные методы, самостоятельная работа и работа под руководством педагога;

• Методы стимулирования и мотивации деятельности:

- психологический настрой, побуждения к обучению.

Так как дети с ОВЗ все разные, то моей задачей является отбор содержания к каждому занятию. Наиболее приемлемыми методами в практической работе с обучающимися, имеющими ОВЗ, считаю объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Чтобы сформировать у обучающихся интерес к учению использую метод стимулирования и мотивации деятельности, а именно создание ситуаций успеха. Если сегодня что-то не получилось, то получится в следующий раз.

Мотивация становится положительной только в том случае, если эта деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно.  Требуется постоянная похвала ребенка, даже если что – то получилось не так как требовалось. Вместе исправим, получится обязательно!

В связи с этим, важное значение приобретает создание на занятии специальных ситуаций, способствующих достижению детей даже незначительных успехов в различных видах деятельности. Такая работа позволяет обеспечить постепенное продвижение и развитие каждого ребёнка в зависимости от его индивидуальных особенностей.







































2. Методы и приемы создания ситуации успеха

  • Доступность понимания изучаемого материала

  • Доступное объяснение материала

  • Обязательное использование наглядности

  • Личностно ориентированный подход

  • Поощрение за любые достижения

  • Создание благоприятной среды

  • Словесная поддержка

  • Установка на позитивное решение проблемы 

Из всего этого можно сделать вывод о том, что создание ситуации успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу обучения.

Главным считаю:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (физкультминутки, просмотр презентаций, разговор на отведенные темы, прослушивание музыки и т.д.)
3. Проявление педагогического такта (общаться с ребенком на позитивных нотах, никогда не повышать на него голос, быть сдержанным, вежливым, доброжелательным)
Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности образовательного процесса в моей работе.


3. Работа с родителями

Особое внимание при работе с детьми ОВЗ отводится работе с родителями.  Самой оптимальной формой работы с родителями является индивидуальная работа, которая включает в себя: индивидуальное консультирование. Задача первого этапа работы – создание доверительных, откровенных отношений с родителями, с этой целью использую беседу.

Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставятся цель: подробное обсуждение состояния психического развития ребенка; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка; планирование последующих бесед с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в обучении. Наиболее эффективно совместное обсуждение с родителями хода занятия и результатов работы с их ребенком; различные виды продуктивной деятельности, просмотр занятий родителем, занятия совместно с ребенком.













4. Активные методы и приёмы обучения

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ использую следующие активные методы и приёмы обучения:
1. Приём с различными цветовыми изображениями.
Ребенок показывает карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия (Можно использовать смайлики, картинки с улыбкой, грустным выражением лица, цветовые карточки и т.д.). 

2. Задания на развитие психических процессов.

- «Найди пару» Показываю презентацию, например, про животных на занятии по оригами. Надо найти пару мама-детеныш и т.д. Можно разыграть любую ситуацию в ходе этой игры.

- «Вопрос – ответ» (для детей с 6 лет) Ребёнок ловит мяч и отвечает на вопросы:

Какое из животных больше – лошадь или собака?

Утром люди завтракают. А вечером?

Днём на улице светло, а ночью?

Небо голубое, а трава?

Черешня, груши, сливы, яблоки…- это что?

Что такое Москва, Петропавловск - Камчатский, Хабаровск?

Маленькая корова – это телёнок. Маленькая собака – это?..

Какие ты знаешь виды транспорта?

Чем весна отличается от осени?

На кого больше похожа собака – на кошку или на курицу?

Для чего нужны автомобилю тормоза?

Что общего между белкой и кошкой?

Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание? [5]

3. Задания на развитие мелкой моторики:

- штриховка, конструирование и аппликация, раскрашивание, рисование на листе бумаги.

- работа с иголкой (вышивка изделия, «игра» с иголкой – прокол твердого картона или наоборот прокол мягкого материала, по очереди обеими руками);

- игры с крупой (ребенок перебирает различные крупы в мешочке и определяет, что за крупа там находится);

- перекладывание бисера или бусин разного размера из одной тары в другую (можно на скорость, на время или без времени).

4. Здоровье сберегающие технологии:

пальчиковая гимнастика:

«Бутон» - раскрывается бутон, получается пион (подушечки пальцев обеих рук сомкнуты. Ладошки немного округлые. Получается «бутон». Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немого прогнуть. Получается цветок);

«Утро» - Светит солнышко в окошко. Под окошком дремлет кошка (ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко и лучики»);

«Жук» - Жук сидит на веточке. Вы не бойтесь, деточки. Попробуйте-ка сами пошевелить усами! (Cжать кулачек. Указательный палец и мизинец развести в стороны «усы» шевелить «усами».) [1]

дыхательная гимнастика:

Упражнение ВЕТЕРОК
Я ветер сильный, я лечу, 
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос) 
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть) 
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох) 
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох) 
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот) 
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками). 
Повторить 3-4 раза.);

Упражнение Часики.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.

Упражнение Трубач.
Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.
 Упражнение Петух.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопнуть ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5–6 раз.
 Упражнение Каша кипит.
Сесть, одна рука на животе, другая — на груди. При втягивании живота сделать вдох, при выпячивании — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3–4 раза. [4]

зрительная гимнастика:

«Тренировка». Раз – налево, два – направо, три –наверх, четыре — вниз. А теперь по кругу смотрим, чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного, точки возле своих глаз. Сил дадим им много-много, чтоб усилить в тыщу раз! (Посмотреть влево. Посмотреть вправо. Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз. Поднять взгляд вверх. Опустить взгляд вниз. Быстро поморгать.)

«Осень» Осень по опушке краски разводила, по листве тихонько кистью поводила. Пожелтел орешник, и зарделись клены, в пурпуре осинки, только дуб зеленый. Утешает осень: не жалейте лета, посмотрите – осень в золото одета! (Круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз. Посмотреть влево – вправо. Посмотреть вверх – вниз. Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза).

«Елка». Вот стоит большая елка, вот такой высоты. У нее большие ветки. Вот такой ширины. Есть на елке даже шишки, а внизу – берлога мишки. Зиму спит там косолапый, и сосет в берлоге лапу. (Выполняют движения глазами. Посмотреть снизу вверх. Посмотреть слева направо. Посмотреть вверх. Посмотреть вниз. Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз). Повторить 2 раза. [6]

физкультминутки и динамические паузы:

  • Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)


  • Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)

Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)

Убежали под кусток. (присесть)


  • А в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.) [7]

динамические паузы:

Включаю музыку и ребенок двигается так как ему хочется, прошу раскрепостится, снять лишнее напряжение.

5. Использование информационных технологий.

Еще можно сказать об использовании презентаций и фрагментов презентации по ходу занятия, они позволяют сделать работу более продуктивной и эффективной. На слайдах можно поместить необходимый материал, цифровые фотографии, тексты, видео; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.

6. Активный прием - игра «Да, нет-ка» (Можно использовать эту игру и на примере других заданий) На моем примере, взято определенное занятие по закреплению основных видов плетения на коклюшках.

  1. Закрепление знаний об основных видах плетения на коклюшках на наглядном опыте распознавания образцов изделий.

  2. Место в структуре учебного цикла: по завершению изученных тем, начало занятия.

  3. Педагог просит ребенка вспомнить основные виды плетения с помощью игры «Да, нет-ка». Показывая образцы изделий, педагог говорит, что это такое, говорит правду или путает ребенка. Ребенок же говорит слова «да» или «нет». Например: показывая полотнянку без перевития, педагог говорит, что это полотнянка с перевивом всех пар, показывая насновку педагог говорит, что это плетешок, показывая скань по сетке он говорит, что это скань по сетке. Играть можно сколько угодно.

  4. Результатом будет то, что ребенок сам вспомнит наглядно, как выглядит тот или иной образец. Не путая в дальнейшем, как они выглядят.

  5. Необходимо соблюдать, чтобы ребенок сами говорил то, что он видит. После завершения игры хором повторяем еще раз все виды плетения.

 Подводя итоги сказанному, можно с уверенностью сказать, что активные методы обучения, создание ситуации успеха обеспечивают решение образовательных задач с разных сторон: формирование положительной учебной мотивации; повышение познавательной активности обучающихся; активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс; развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления и т.д.

Список информационных источников


  1. Анищенкова Е.С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»: пособие для родителей и педагогов. – М.:АСТ: Астрель. 2006.

  2. ФЗ «Об образовании в Российской федерации. Ст. 3, п.8; п. 27) .» № 273-ФЗ от 29.12.2012 

  3. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;

  4. https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/kartotieka_dykhatiel_naia_ghimnastika (Картотека дыхательной гимнастики)
  5. http://dou9.caduk.ru/DswMedia/igryinarazvitiepsixicheskixprocessov.pdf (Игры на развитие психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи)
  6. http://ds3.detkin-club.ru/editor/9/files/54c0ed367f8c87ed8d9015ed3b4d1b12.pdf

(Картотека зрительной гимнастики)

  1. https://infourok.ru/fizkultminutki-v-stihah-dlya-uchaschihsya-nachalnoy-shkoli-570796.html (физкультминутки)












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Методические рекомендации: «Приемы и методы работы с детьми с ОВЗ»

Автор: Шилова Жанна Сергеевна

Дата: 19.04.2018

Номер свидетельства: 466879

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_sredstva_formy_i_innovatsionnye_metody_raboty_s_detmi_s_ogranichenny"
    ["file_id"] => string(6) "536383"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579423636"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"
    ["seo_title"] => string(80) "loghopiedichieskoie_soprovozhdieniie_obuchaiushchikhsia_s_ovz_v_usloviiakh_inkli"
    ["file_id"] => string(6) "416689"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1495114084"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Эффективные формы и приемы обучения детей с ОВЗ русскому языку."
    ["seo_title"] => string(71) "effiektivnyie_formy_i_priiemy_obuchieniia_dietiei_s_ovz_russkomu_iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "446126"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1514033386"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Организация коррекционно – развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(90) "orghanizatsiia-korriektsionno-razvivaiushchiei-raboty-v-dou-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "209261"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431077143"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства