kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические разработки по работе с нарушением зрения у детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исходя из принципа взаимодействия двух основополагающих факторов развития личности - биологического и социального, при подходе к изучению своеобразия детей с нарушением зрения, следует выделить зрительный дефект как биологическое неблагополучие ребенка. Недостаточность зрения как биологическое неблагополучие предопределяет процесс взаимодействия ребенка с социальной средой. Если же среда, окружающая ребенка с нарушением зрения, не организовывается сообразно его возможностям, то у ребенка возникают трудности общения с окружающим миром и людьми. Исходя из принципа взаимодействия двух основополагающих факторов развития личности - биологического и социального, при подходе к изучению своеобразия детей с нарушением зрения, следует выделить зрительный дефект как биологическое неблагополучие ребенка. Недостаточность зрения как биологическое неблагополучие предопределяет процесс взаимодействия ребенка с социальной средой. Если же среда, окружающая ребенка с нарушением зрения, не организовывается сообразно его возможностям, то у ребенка возникают трудности общения с окружающим миром и людьми. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические разработки по работе с нарушением зрения у детей»



















Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»





«Методические разработки по работе с нарушением зрения у детей»






Составила: Александрова Гюнай Велиевна

Учитель начальных классов


2016

Содержание

  1. Пояснительная записка …………………………….

  2. Цель………………………………………………….

  3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения ………………………………………………………..

  4. Методики исследований зрительно-вербальных функций …………………………………………….

  5. Рекомендации родителям, воспитывающим ребенка с нарушением зрения.……………………………………………

Заключение……………………………………………

Список литературы ………………………………….







Пояснительная записка

Зрение – одно из чувств восприятия, с помощью которого мы получаем информацию о внешних свойствах предметов и их расположении в пространстве. Особенно важно наличие хорошего зрения для детей, поскольку снижение остроты зрения в той или иной степени препятствует полноценному развитию ребёнка.

У детей нарушения зрения вызывают дискомфорт и проблемы в изучении действительности. Могут влиять на сужение общественных контактов, а также существенно ограничивать ориентировку в окружающем пространстве. Также проблемы со зрением могут ограничить выбор деятельности. Важную роль зрение играет и в обучении ребенка, в социализации.

Важно, чтобы с раннего возраста ребенок получал должный уход за глазами.


Цель: психолого-педагогически изучить детей с нарушением зрения.

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения

Исходя из принципа взаимодействия двух основополагающих факторов развития личности - биологического и социального, при подходе к изучению своеобразия детей с нарушением зрения, следует выделить зрительный дефект как биологическое неблагополучие ребенка. Недостаточность зрения как биологическое неблагополучие предопределяет процесс взаимодействия ребенка с социальной средой. Если же среда, окружающая ребенка с нарушением зрения, не организовывается сообразно его возможностям, то у ребенка возникают трудности общения с окружающим миром и людьми. При резком снижении зрения или его отсутствии возникают ограничения в знакомстве с окружающим миром, ориентировке в пространстве и окружающей среде, трудности передвижения, общения и обучения.


Таким образом, нарушение зрения обусловливает весь ход психофизического развития детей с нарушением зрения. В дефектологии уже сложилось учение о первичном дефекте и вторичных отклонениях у детей с нарушением в развитии. Первичный дефект- нарушение зрения - в первую очередь предопределяет успешность развития весьма тесно связанной с ним психической функции - зрительного восприятия, которое по Л С. Выготскому называется вторичным дефектом. Зрительное восприятие при слабовидении характеризуется неточностью, фрагментарностью, замедленностью.

Степень выраженности отставания в психическом развитии у слепых и слабовидящих детей зависит от причин, тяжести и времени возникновения нарушений зрения, а также от своевременного начала коррекционной работы.

Последствиями слепоты являются:

ограниченность двигательной сферы;

неполнота содержания социального опыта;

своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта;

возникновение трудностей в игровой, учебной и профессиональной деятельности;

неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции;

повышенная возбудимость, раздражительность, агрессивность и др.

Ослепшие дети обладают частично сохранившейся зрительной памятью, которую необходимо развивать.

Особенностями умственного развития детей с выраженными дефектами зрения являются ограниченность знаний и представлений об окружающем с преобладанием общих, неконкретных знаний; при достаточном формальном словарном запасе (вербализм) - недостаточная предметная соотнесенность слов. Дефекты зрения часто тормозят развитие двигательных навыков и умений и определяют малую моторную активность ребенка, общую медлительность. На этом фоне у детей нередко возникают двигательные стереотипообразные движения в виде потряхивания рук перед глазами, похлопывания и другие.

Для детей с нарушением зрения характерны также медлительность, малая психическая активность, повышенная истощаемость. Эти нарушения особенно выражены у детей с органическим поражением нервной системы.

Дефект зрительных функций сказывается на фундаментальном свойстве отражательной функции человека - активности, что частично объясняется снижением количества внешних воздействий, способствующих развитию мотива ориентировочной деятельности, на слабовидящего или незрячего человека. Однако, анализируя научные исследования Л. С. Выготского, а также тифлопедагогический опыт других специалистов, мы приходим к выводу о том, что, реализуя обходные пути культурного развития незрячего ребенка, включая в деятельность сохранные анализаторные системы, можно минимизировать действие неблагоприятных факторов на развитие психики такого ребенка.

Таким образом, компенсация зрительной недостаточности по своей сути не является простым замещением одних функций другими, а представляет собой создание на каждом этапе развития ребенка новых сложных систем связей и взаимоотношений сенсорных, моторных, логических структур, позволяющих воспринимать и исследовать информацию от внешнего мира для адекватного его отражения и поведения в соответствии с условиями жизни и деятельности, социальными и моральными требованиями.






Методики исследований зрительно-вербальных функций.

Модифицированная версия методики Э. Голлина (компьютерный вариант Н. Формана и Р. Хеммингса), позволяющая определить показатели опознания и вербализации фрагментированных
изображений. В данной методике структура тестовых изображений
является динамичной и отражает этапы постепенной трансформации их контура из начального состояния (минимум информации
о фигуре) в конечное (100-процентная прорисовка контура фигуры). В ходе эксперимента исследователь фиксировал процент проявления контура при правильном опознании изображения, а также
ошибки, допускаемые им при опознании. Для каждого испытуемого вычислялся средний порог в процентах опознания динамических
изображений при предъявлении их в первой серии и во второй серии. За показатель научения принимался коэффициент,
характеризующий степень снижения порога во второй серии сравнительно с порогом в первой серии при правильном опознании динамических изображений. На основе определения
порогов и коэффициента научения проведено ранжирование полученных результатов с целью разделения всех испытуемых на группы
в соответствии с успешностью опознания динамических изображений. Кроме того, был проведен анализ ошибок с помощью классификации ошибок Т. В. Ахутиной, Н. М. Пылаевой.
Методика «Найди отличия»2 для исследования зрительного внимания. Уровень зрительного внимания оценивался по количеству найденных отличий, а также по отвлекаемости детей при зри-
тельном поиске.
Метод наблюдения за особенностями деятельности детей
во время выполнения зрительных заданий. Оценивались особенности мотивационного компонента деятельности, а также ее операциональные характеристики
(работоспособность и темп деятельности).
Исследование проводилось в ГНУ ИКП РАО. В нем приняло
участие 16 дошкольников (от 5 до 7,25 лет) и 22 младших школьников (от 7 до 10,5 лет) с различными нарушениями речи. Дети имели следующие диагнозы: задержка психоречевого развития (ЗПРР),
общее недоразвитие речи (ОНР), диcграфия, дизартрия, диcлексия, нарушения фонематического слуха, дислалия, алалия, заикание.







Рекомендации родителям, воспитывающим ребенка с нарушением зрения

1. Ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения ребенка. Далеко не всем детям рекомендуются очки для постоянного ношения, а некоторые дети, испытывая чувство стеснения, не одевают их в окружении сверстников.

2. Рабочее место ребенка с нарушением зрения должно быть оснащено дополнительным освещением.

3. В одежде родителю рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.

4. В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения домашних заданий (особенно письменных). Некоторые нарушения зрения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка. Рекомендуются дополнительные занятия с таким ребенком, направленные на развитие навыков письма и черчения по трафарету, навыков штриховки, ориентировки в микропространстве (на листе бумаги), развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

5. Рекомендуется смена видов деятельности, которые являются своеобразным отдыхом для глаз, с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика).

6. Родитель должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1 - 2 мин на обдумывание.

7. При проведении занятий с детьми, имеющими нарушение зрения, создаются условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности.

8. Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам, т.е. машина должна быть меньше дома, помидор - меньше кочана капусты и т. п.

9. Размещать объекты нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.

10. При знакомстве с объектом рекомендуется медленный темп, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.

11. Следует использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть).

12. Поскольку у детей с нарушением зрения преобладает последовательный способ зрительного восприятия, то время на экспозицию предлагаемого материала увеличивается минимум в два раза (по сравнению с нормой).

13. При предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время также увеличивается в 2-3 раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения.

14.Трудности координации движения, несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замедляют темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью, поэтому при выполнении графических заданий нужно хвалить ребенка не за точность воспроизведения, а за правильность понимания и выполнения задания.






Заключение

Таким образом, следует сделать вывод о том, что слабовидящий или слепой школьник, как и всякий ребенок, развивается, накапливает жизненный опыт, в соответствии со своими возможностями он приспосабливается к жизни, готовится к ней. От родителей и педагогов зависит, насколько он разовьет свои возможности и насколько активно и творчески он сможет участвовать в жизни общества. Правильное построение процесса обучения и воспитания, как в школе, так и в семье, использование рационально подобранных методов и приемов, включение ребенка в полноценное общение, совместная деятельность и взаимопомощь педагогов и родителей в данном направлении позволит избежать отклонений и значительно повысить уровень усвоения учащимися школьных знаний.



Список литературы:

1. Земцова М. И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1978. - 160 с.

2. Блинникова И. В. Роль зрительного опыта в развитии психических функций. – М.: Из-во Института психологии РАН, 2003. – 142 с.

3. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1990. - 222 с.

4. http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/03/30/rekomendatsii-roditelyam-vospityvayushchim-detey-s

5. http://proglaza.ru/articles-menu/vidy-narusheniy-zreniya-u-detey.html



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методические разработки по работе с нарушением зрения у детей

Автор: Александрова Гюнай Велиевна

Дата: 12.09.2017

Номер свидетельства: 427959

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Разработка семинарского занятия "Эндокринная система" "
    ["seo_title"] => string(57) "razrabotka-sieminarskogho-zaniatiia-endokrinnaia-sistiema"
    ["file_id"] => string(6) "129757"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415762322"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорога безопасности» "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-po-profilaktikie-dietskogho-dorozhno-transportnogho-travmatizma-dorogha-biezopasnosti"
    ["file_id"] => string(6) "154513"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421164056"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Методическая разработка урока "Линейный алгоритм. Понятие. Представление в виде блок-схемы" "
    ["seo_title"] => string(101) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-linieinyi-alghoritm-poniatiie-priedstavlieniie-v-vidie-blok-skhiemy"
    ["file_id"] => string(6) "212914"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431951854"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Методическая разработка «Использование физкультминуток в работе воспитателя во время самоподготовок»"
    ["seo_title"] => string(109) "mietodichieskaia-razrabotka-ispol-zovaniie-fizkul-tminutok-v-rabotie-vospitatielia-vo-vriemia-samopodghotovok"
    ["file_id"] => string(6) "281906"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453622488"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "доклад по теме "Деффиринцированная работа на уроках химии" "
    ["seo_title"] => string(63) "doklad-po-tiemie-dieffirintsirovannaia-rabota-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "203284"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429452666"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства