Методические рекомендации по применению технологий проблемного обучения
Методические рекомендации по применению технологий проблемного обучения
Методические рекомендации по применению технологий проблемного обучения
1. Учитель использует в работе проблемные ситуации из учебника либо самостоятельно продумывает возможные проблемные ситуации во время подготовки к уроку, а также создаёт их непосредственно на занятии. Создание проблемной ситуации достигается путём подбора и столкновения противоречивых внешне или по существу теоретических положений и фактов. Новые факты и известные теории могут быть несовместимы и противоречивы. Для учеников проблема представляется в виде познавательной трудности. Анализ поставленной проблемы требует мобилизация знаний, умений, навыков учащихся. В отдельных случаях необходимо подробно изложить опорные знания, необходимые для решения данной проблемы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по применению технологий проблемного обучения »
Методические рекомендации по применению технологий проблемного обучения
1. Учитель использует в работе проблемные ситуации из учебника либо самостоятельно продумывает возможные проблемные ситуации во время подготовки к уроку, а также создаёт их непосредственно на занятии. Создание проблемной ситуации достигается путём подбора и столкновения противоречивых внешне или по существу теоретических положений и фактов. Новые факты и известные теории могут быть несовместимы и противоречивы. Для учеников проблема представляется в виде познавательной трудности. Анализ поставленной проблемы требует мобилизация знаний, умений, навыков учащихся. В отдельных случаях необходимо подробно изложить опорные знания, необходимые для решения данной проблемы.
2. Гипотеза выдвигается как предположение о возможных способах разрешения проблемы на основе предварительного анализа проблемной ситуации, сопоставления исходного и требуемого состояние исследуемого процесса, с опорой на известные аксиомы. Продуктивно, если ученик пробует решить проблему до того, как получает решение.
3. Возможные вопросы к обучающимся для обеспечения обратной связи:
• Какие моменты в процессе поиска представляли узловые этапы решения?
• Какой момент решения был самым важным?
• В чём состояла самая главная трудность?
• Что можно усовершенствовать?
• Какой приём можно применять в аналогичной ситуации?
4. Для успешного выполнения проблемного задания на начальном этапе учителю необходимо:
• Организовать работу с учебно-методической литературой, графическими пособиями (таблицами, схемами, графиками, моделями).
• Выделить основные категории и понятия.
• Разработать как алгоритмические задания (пошаговое описание методов и приёмов для достижения поставленной цели), так и творчески развивающие.
• Рекомендовать работу с информационными компьютерными технологиями для обеспечения поиска и обмена информацией.
• Дать возможность ученикам самим выбирать удобную для них форму работу — индивидуально, в парах, в малых группах.
Организованная подобным образом работа позволяет ученикам:
• решать определённые практические задачи, стоящие перед ними не только в рамках данного предмета, но и в различных жизненных ситуациях;
• выдвигать собственные гипотезы, критически оценивать реальную ситуацию.
Необходимость организации учебной работы с использованием технологий проблемного обучения особенно важна для формирования познавательной самостоятельности школьников, создающей основу для их успешной социализации