kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка " Минуты здоровья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка адресована учителям-предметникам. Предлагаемые упражнения способствуют  формированию и коррекции осанки, профилактике миопии, улучшению кровообращения головного мозга, выработке рационального дыхания, что способствует восстановлению работоспособности учащихся на уроках.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка " Минуты здоровья"»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ «ОСТРОВ»













Методическая разработка

«Минуты здоровья»













Автор:

Ливар Людмила Ивановна

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МАУ ДО Центр «Остров»







г. Североуральск

20017г



Пояснительная записка

Недостаток двигательной активности современного человека, а особенно школьника – одна из главных причин низкого уровня здоровья выпускника образовательных учреждений. Сидение за партой, за письменным столом, за компьютером, перед телевизором в сумме дает такую величину статической нагрузки, которую невозможно компенсировать уроками физкультуры. Ресурс здоровья, за время обучения ребёнка в школе, снижается с переходом из класса в класс. По результатам опроса и анкетирования три четверти учащихся школы ежедневно испытывают те или иные недомогания и чувство дискомфорта (головная боль – 86%, боль в животе – 78%, утомление – 78%, усталость глаз – 75% и др.).

За последние годы отмечен новый подход в решении проблем здоровьесбережения школьников. Это создание систем здоровьесбережения в учебных учреждениях, появление школ, содействующих здоровью, разработка рекомендаций для организации работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, критериев оценки по здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности школ. Авторы приходят к выводу: для того, чтобы достичь результатов в здоровьесбережении детей, необходимо работать в трёх основных направлениях:

  • создание здоровьесберегающего пространства;

  • организация физкультурно-оздоровительной и оздоровительно-профилактической работы;

  • формирование культуры здоровья.

Физиологи отмечают, что для успешного усвоения учебной программы ребёнку нужна повышенная умственная работоспособность, а необходимость длительное время находиться в статическом положении, снижение двигательной активности, наоборот, приводят к ухудшению кровоснабжения организма, головного мозга и, как следствие, снижение внимания, вызывают раздражительность, нервозность, агрессивность, головную боль [4].

Одним из способов решения этих проблем является организация «минут здоровья» на уроках.

Термином «минута здоровья» мы обозначаем серию упражнений, используемых для активного отдыха и активизации мозговой деятельности.

В состав комплекса обязательно должны входить упражнения:

  • по формированию и коррекции осанки;

  • по профилактике миопии;

  • способствующие улучшению кровообращения головного мозга;

  • способствующие выработке рационального дыхания.

Минуты здоровья могут проводиться с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа, с использованием технологии «БОС-здоровье», метода «Ключ» Х. Алиева, офтальмотренинга и др., помогающих восстановить работоспособность.

При работе с детьми необходимо подвести их к выводу, что каждый человек, каждый школьник сам несёт ответственность за свое здоровье, и только при участии самих школьников в решении задач по здоровьесбережению, мы можем добиться положительных результатов.

Активное вовлечение учащихся в проведение минут здоровья и динамических перемен способствует развитию и закреплению навыков самостоятельной жизни (чувство личной ответственности, умение работать с аудиторией, умение получать удовольствие от собственной деятельности и др.). Кроме того, являются стимулом к саморазвитию, коммуникативных способностей, постановке голоса, совершенствованию дикции, поиску новых приёмов и упражнений.

Из опыта работы мы выяснили, что к проведению минут здоровья и динамических перемен можно привлекать учащихся, начиная с 3-4 класса. В этом возрасте почти каждый ребенок стремится продемонстрировать себя, свои способности – «работать вместо учителя». В среднем и старшем звене выбираются ответственные – «дежурные по здоровью». Организатор, ответственный за здоровьесберегающую деятельность в школе, подбирает программу минут здоровья, проводит подготовку подростков и обучает на классных часах учащихся упражнениям, включённым в комплексы.

Контроль, за проведением минут здоровья на уроках, осуществляют учителя-предметники.

Таким образом, организуя проведение минут здоровья и динамических перемен силами самих учащихся, мы решаем ряд задач по формированию культуры здоровья:

  • развиваем мотивацию и формируем потребность быть здоровыми;

  • развиваем жизненно важные умения для сохранения и развития здоровья;

  • снижаем отрицательное воздействие однообразной рабочей позы, утомление, предоставляем возможность сбросить груз эмоционального напряжения;

  • активизируем внимание и повышаем работоспособность.



Из предлагаемых мною упражнений, учитель формирует комплексы для «минут здоровья».

Пример:

«Растем»

«Воздушный шарик»

Энергосберегающее упражнение

Точечный массаж – 7 точка

Каждое упражнение выполняется от 30 секунд до 1 минуты, весь комплекс 2 – 3 минуты на усмотрение учителя. В процессе работы, наблюдая за учащимися, педагог выбирает те упражнения, которые приносят наилучший результат - их дети выполняют легко и с удовольствием.

























Упражнения для формирования и коррекции осанки.

Королевская осанка (контроль осанки)

Пять правил королевской осанки:

  • Спина прямая

  • Плечи отведены назад

  • Голова гордая

  • Живот подтянут

  • Ноги вместе

«Растём»

Исходное положение – стоя, спина прямая, ноги вместе. Руки сцепить в замок, поднять вверх над головой, ладони развернуть к потолку, плечи прижать к ушам. Выполнить вдох и устремиться ладонями к потолку, растягивая позвоночник на счёт 1-2-3-4-5. Выдохнув, опустить руки.

Выполнить 3 раза.

Упражнение снимает напряжение в шейном и грудном отделах позвоночника.



Гимнастика по Микулину

Исходное положение – стоя (контроль осанки), руки свободно свисают, колени не сгибаем. Дыхание свободное. Приподнимаясь на 1 см. слегка пятками ударяем по полу. Скорость – 1 удар в секунду. Выполнять 30 сек. Упражнение способствует легкому массажу межпозвонковых дисков, улучшает кровоснабжение всего позвоночника и внутренних органов.



«Да – Нет - Ай-ай»

Выполняется для профилактики шейного остеохондроза.

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены (контроль осанки).

1. «Да-да»

Наклоны головы вперед-назад (как будто киваете, когда отвечаете «да»); амплитуда движения – 1 см.

2. «Нет-нет»

Легкие повороты головы вправо-влево (как будто отвечаете «нет»); амплитуда движения – 1 см.

3. «Ай-ай-ай»

Наклоны головы вправо-влево; амплитуда движения – 1 см.

Все упражнения следует выполнять по 30 раз 3 раза в день.





«Крылья ангела»

Исходное положение – встать прямо, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, пальцы собраны в кулак, большой палец упирается подмышку. Круговые поочерёдные движения вперёд и назад, постепенно увеличивая амплитуду. Оптимальный вариант – плечо при вращении касается ушной раковины. Выполнять упражнение по 10 раз.

Упражнение укрепляет позные мышцы. Профилактика нарушения осанки и сколиоза.

«Монетка»

Исходное положение - тоже. Локоть максимально прижать к грудной клетке. Круговые поочерёдные движения плечевыми суставами. Внимание! Следить, чтобы плечо не отстранялось от грудной клетки.

Упражнение укрепляет позные мышцы. Профилактика нарушения осанки и сколиоза.

























Упражнения для активизации дыхательной функции

Три вдоха, три выдоха

Исходное положение – сидя или стоя, спина прямая, глаза закрыты. Сосредоточиться на дыхании. Вдох выполнить носом, выдох – ртом, при этом губы сложены трубочкой. Повторить три раза.

Упражнение помогает успокоиться и сосредоточиться, настроиться на рабочий лад.

Правило пяти пальцев

Вдох спокойный. Выдох медленный. За время выдоха необходимо загибать пальцы одной руки по порядку - большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.

Повторить 4-8 раз.

Упражнение снимает напряжение,  обладает успокаивающим и расслабляющим действием.



Звуковая вибрационная зарядка «Н»

Исходное положение - стоя или сидя, контроль осанки. Кисть любой руки лежит на макушке головы. Вдох выполняем носом, на выдохе произносится звук «Н». Звук произносится предельно долго, до полного выдоха. В области головы, под ладонью, ощущается вибрация («массаж мозгов»).

Выполняется не менее трёх раз.

Упражнение активизирует дыхательную функцию, улучшает кровообращение головного мозга и память.



Четырёхфазное дыхание

При этом виде дыхания используются четыре фазы дыхания: вдох - пауза - выдох - пауза. Учитель задает темп хлопая в ладоши.

Соотношение: в первый месяц занятий - 4:4:4:4;

во второй месяц занятий - 8:8:8:8;

в третий месяц занятий - 16:16:16:16.

Этот вид дыхательной гимнастики можно сопровождать ходьбой на месте.



Зарядка по Стрельниковой «Сбрось груз»

Исходное положение: спина прямая, ноги на ширине плеч, стопы параллельно друг другу, голову поднять, плечи расслабить и опустить, руки согнуть в локтях и поставить на пояс, пальцы сжаты в кулаки. При выполнении упражнений необходимо резко и энергично вдыхать («шмыгать») носом. Вдох должен быть коротким, но достаточно сильным. Выдох производится произвольно, через слегка приоткрытые губы. ВНИМАНИЕ! Главное вдох!

На первый счёт требуется свободно опустить руки вдоль тела, одновременно разжимая кулаки, расслабляя кисти и производя шумный вдох. При этом представить, будто сбрасываем с рук и плеч тяжёлый груз. Повторить упражнение 8 раз.

Важное значение имеет ритм и темп вдоха и выдоха.

Диафрагмальное дыхание («воздушный шарик")

Дыхание в любом положении (стоя, сидя, лёжа). Ослабить тесную одежду, обеспечивая свободные движения передней стенки живота.

ВНИМАНИЕ! На вдохе живот должен выпячиваться, на выдохе возвращаться в исходное положение. Вдох делается произвольно без усилий через нос, выдох – медленно, плавно, спокойно через слегка сомкнутые губы.

Обращать внимание на выдох. Выдох – это самое главное. Он должен быть длиннее вдоха в 2 раза!

При выполнении упражнения стремитесь делать его без усилий, достигая максимально комфортного состояния. Следить, чтобы мышцы груди и плечевого пояса не участвовали в дыхании.

При правильном выполнении упражнения частота дыханий у взрослых – 5-8 дыханий в минуту, у детей – 1,2 класс – 12раз; 3,4 класс – 11 раз; 5-7класс – 10 раз; 8-11класса – 9 раз в минуту.

Упражнение успокаивает, снимает стресс, улучшает кровоснабжение головного мозга, память, помогает при засыпании.







Упражнения для профилактики миопии (усталость глаз)

Энергосберегающее упражнение

50 % жизненной силы и энергии человек теряет через открытые глаза. Самое простое упражнение для сохранения зрения – закрыть глаза. Исходное положение: спина прямая, сосредоточиться на дыхании, дыхание ровное и спокойное. Закрыть глаза, представить зелёный луг или плывущие по небу облака. Время выполнения от нескольких секунд до нескольких минут.

Выполнять один раз в час.



«Крылья бабочки»

Исходное положение: спина прямая, дыхание свободное. Представить, что верхние веки – крылья бабочки, быстро-быстро моргать несколько секунд. Упражнение снимает напряжение с глаз.



«Кулачки»

Исходное положение: спина прямая, руки согнуть, локти опираются о стол, пальцы широко расставлены. По команде учителя: «кулачки», дети крепко сжимают пальцы в кулаки и одновременно сильно зажмуривают глаза; по команде: «глазки», с напряжением раскрывают кулаки и широко распахивают глаза.

Упражнение выполняется несколько секунд, улучшает кровоснабжение и снимает напряжение. Полезно чередовать с упражнением «Бабочки»



«Заколдованный кот»

По команде учителя: «Раз, два, три – замри» - дети замирают в позе «Королевская осанка». Двигаются только глаза в направлениях указываемых учителем (окно - дверь, потолок-пол и т.д.).

Пальминг

Перед выполнением упражнения ладони следует хорошенько растереть-разогреть. Пальцы сомкнуты, ладошки в форме «лодочки». Соединить ладони, скрестив пальцы обеих рук. Закрыть ладонями область глаз. Скрещенные пальцы прижаты ко лбу чуть выше переносицы.

Внимание: Не давить на глаза.

Сложить ладони так, чтобы они не пропускали свет.

Не напрягать ладони, а добиваться полного расслабления. Глаза под ладонями открыты.

Даже если вы сделаете пальминг только на 30 секунд и успеете за это время расслабиться, уже это очень благотворно скажется на глазах, снимет напряжение, улучшит кровоснабжение.



Офтальмотренинг

Исходное положение – «королевская осанка». Голова неподвижна. При выполнении этого упражнения следует направить движение глазных яблок по схемам изображенных фигур по 10-15 раз (направление движения указано стрелками):

  • По горизонтальной прямой

  • По вертикальной прямой

  • По зеленому эллипсу

  • По красному эллипсу

  • По левому синему кругу

  • По правому синему кругу

Схему можно изготовить на листе ватмана - формат А1



Упражнения для улучшения кровообращения головного мозга

Точечный массаж



Точки массируются подушечками второго или третьего пальцев вращательными  движениями по и против часовой стрелке по 9 раз. Сила нажима между больным и приятным. Исключение составляют 3 и 4 точки. Их массируют сомкнутыми четырьмя пальцами поглаживающими движениями сверху вниз.



Точка 5  - «умная» точка

Массаж точки 5 способствует нормализации деятельности сосудов сердца, бронхов, лёгких, головного мозга.

Точка 7 – «универсальная» точка связана с лобными отделами головного мозга.

Массаж точки 7 улучшает кровообращение слизистой верхних отделов полости носа, области глазного яблока, лобных отделов мозга.

Массаж точки 8 положительно воздействует на орган слуха и вестибулярный аппарат.

Массаж точки 9 нормализует и активизирует многие функции организма, т. к. руки человека через шейные отделы, определённые области коры больших полушарий головного мозга связаны со всеми выше перечисленными точками.



Точка скорой помощи – находится в бороздке между носом и верхней губой.

 







Массаж ушных раковин



На ушной раковине спроецированы биологически активные точки и зоны, представляющие внутренние органы и части тела, в том числе и головы. В настоящее время известно 170 биологически активных точек.

Исходное положение – «королевская осанка». Захват ушной раковины производится следующим образом: большие пальцы - за ушной раковиной сзади, четыре сомкнутых пальца - спереди. Массировать так, чтобы уши «горели». Каждое движение выполнять по 10 раз в следующей последовательности:

  1. Потягивание с умеренной силой мочки уха сверху вниз;

  2. Потягивание ушной раковины от слухового прохода вверх;

  3. Потягивание средней части ушной раковины от слухового прохода кнаружи;

  4. Круговые движения ушной раковины по часовой стрелке;

  5. Круговые движения ушной раковины против часовой стрелке.

Завершить массаж легкими поглаживающими движениями ладоней по голове спереди назад.



Синхрогимнастика

Синхрогимнастика позволяет ослабить возникающую напряжённость тела, снять мышечные блоки на довольно длительное время. 

Все движения нужно выполнять расслабленно (руки висят как плети), в удобном для Вас темпе. Этот комплекс по конечному результату заменяет 1 час средней стандартной нагрузки в спортзале.

Хлёст руками

Стать прямо, ноги на ширине плеч. С размаху хлопать себя по спине ладонями накрест, чередуя. Руки расслаблены. Цикл: один раз - правая рука выше, а левая ниже, второй раз - левая рука выше, а правая - ниже. Работают грудные и межлопаточные мышцы. Разминается нижняя затылочная зона. Выполнять 10 – 20 циклов. Рекомендуется также сделать 20 циклов перед ответственной деловой встречей или экзаменом. 

Лыжник

Исходное положение то же. Поднять расслабленные руки вверх, опустить руки махом по дуге резко вниз, словно отталкиваетесь лыжными палками. Мах должен быть таким, чтобы пятки сами собой поднимались в момент окончания движения. Синхронно с движениями делаете наклоны головой: при опускании рук - вниз, а при подъеме - вверх. Это один цикл. Работают мышцы плечевого пояса и межлопаточной зоны. Разминаются шейная и затылочная зоны.  Выполнять 10 – 20 циклов.

. Шалтай - Болтай

Исходное положение то же, руки опущены и расслаблены. Делаете скручивающие повороты вправо-влево. Опущенные руки свободно залетают за спину. Синхронно совершаете повороты головы. Один цикл - это поворот вправо и влево. Делаете 10 - 20 циклов. Разминается поясничная и позвоночная зоны. 



В заключение, хочется привести слова профессора Колмогорова (теория личностного образования): «Выпускник современной школы «напичканный» знаниями, подобен «фаршированной рыбе». Эта рыба плавать не может». Поэтому, учителям – предметникам, необходимо учитывать, что кроме знаний, которые несомненно важны, современный ученик должен самостоятельно справляться с напряжением, усталостью, со стрессом. Это поможет ему жить в гармонии с миром и с самим собой.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Брэгг П. С. Позвоночник - ключ к здоровью. (Сборник)/ Поль СБрэггРНордемар. - СПб.: Лейла, 1997. - 336 с.

  2. Лазарев М.Л. Система развивающей терапии для детей, страдающих астмой. М., 1993.

  3. Сметанкин А.А. Здоровье на 5 [Текст]/ААСметанкин. - СПб.: Биосвязь, 2007-160 с.

4. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка " Минуты здоровья"

Автор: Ливар Людмила Ивановна

Дата: 31.05.2017

Номер свидетельства: 419836

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Методическая разработка внеурочного мероприятия "День здоровья". "
    ["seo_title"] => string(72) "mietodichieskaia-razrabotka-vnieurochnogho-mieropriiatiia-dien-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "121747"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414063760"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Методическая разработка "Урок физической культуры XXI века" "
    ["seo_title"] => string(64) "mietodichieskaia-razrabotka-urok-fizichieskoi-kul-tury-xxi-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "139165"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417675299"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Методическая разработка интеллектуальной игры «Что?Где?Когда?» по произведениям Корнея Чуковского "
    ["seo_title"] => string(111) "mietodichieskaia-razrabotka-intielliektual-noi-ighry-chto-gdie-koghda-po-proizviedieniiam-kornieia-chukovskogho"
    ["file_id"] => string(6) "241919"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445345633"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Методическая разработка. Классный час "День матери""
    ["seo_title"] => string(54) "mietodichieskaia-razrabotka-klassnyi-chas-dien-matieri"
    ["file_id"] => string(6) "265909"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450038372"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ С КОНСТРУИРОВАНИЕМ АКТИВНЫХ, ПРОДУКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ "
    ["seo_title"] => string(131) "mietodichieskaia-razrabotka-uchiebnogo-zaniatiia-s-konstruirovaniiem-aktivnykh-produktivnykh-i-intieraktivnykh-sriedstv-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "130634"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415961273"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства