Методическая разработка занятия по теме: "Самая добрая, нежная самая!"
1. Название разработки "Самая добрая, нежная самая!"
2. Автор: педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории Татьяна Гадыльзяновна Шибанова, МОУ ДОД "ДДЮТ".
3. Возраст детей: 8 – 12 лет.
4. Дополнительная образовательная программа «Мой друг – компьютер».
5. Цель занятия: способствовать проявлению у детей творчества, чувства любви, благодарности и заботы о маме через создание открытки.
Задачи:
Научить учащихся с помощью текстового процессора Word оформлять поздравительную открытку;
Формировать умение форматировать документы;
Развивать фантазию и творческие способности ребят;
Способствовать развитию речевых умений, формированию чувства прекрасного;
Способствовать самореализации детей.
6. Форма занятия: Комбинированное занятие, обобщение знаний и умений.
7. Продолжительность занятия – 2 академических часа.
8. Используемые методы, приемы, технологии обучения:
Методы:
По способу организации
словесный (беседа, анализ текста, работа с пословицами)
наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, работа по алгоритму)
практический (тренинг, упражнения, практическая работа)
По уровню деятельности детей
По форме организации деятельности учащихся на занятии
Приемы обучения: моделирование, индивидуальная творческая практическая работа.
Ведущая технология обучения: приемы технологии успеха.
9. Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся:
фронтальная, индивидуальная.
Организация деятельности обучающихся на занятии:
Эмоциональное восприятие мультимедийной презентации;
Эмоциональное высказывание по теме занятия;
Работа с пословицами,
Игровая деятельность;
Тренинговая деятельность;
Работа по алгоритму;
Выполнение индивидуальной творческой практической работы;
Обобщение знаний работы с текстовым, графическим материалом;
Создание модели поздравительной открытки;
Обоснование своего выбора номинации;
Анализ и оценка собственного результата и результата работ других детей;
Рефлексивная деятельность.
Оборудование
Компьютерный класс, проектор, цветной принтер, экран или интерактивная доска, фломастеры, раздаточный материал (алгоритм выполнения работы, электронная папка с материалами к занятию). Стенд (2 шт.), магниты (или булавки для крепления экспонатов выставки и цветка), заготовки для цветка из цветной бумаги, бумага для печати, стики на клеевой основе.
Обязательные условия проведения занятия:
Занятие является завершающим в блоке «Работа в текстовом процессоре Microsoft Word» , следовательно, обучающиеся должны иметь навыки работы в программе WORD, должны уметь создавать дизайн-проект, в том числе разрабатывать дизайн открытки: вставлять текст, рисунок, добавлять рамки и фон из коллекции MS Office или из файла.
Источники информации
Печатный текст (алгоритм), электронная презентация, электронная папка «Приложение к занятию», аудио-ресурс – песня из к\ф «Мама».
Прогнозируемый результат (формируемые компетентности)
Познавательная компетентность:
– умение учиться и оперировать знаниями и умениями.
Личностная компетентность:
– развитие индивидуальных творческих способностей;
– способность к рефлексии.
Самообразовательная компетентность:
– способность к самоорганизации;
– гибкость применения знаний, умений и навыков в новых условиях;
– контроль своей деятельности.
Социальная компетентность:
– сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;
– потребность и готовность к проявлению у детей чувства любви, благодарности и заботы;
– развитие личностных качеств;
– брать на себя ответственность, принимать решения, делать выбор.
Компетентное отношение к собственному здоровью:
– повышение уровня валеологических знаний.
Информационная компетентность:
– умение получать, осмысливать, обрабатывать и использовать информацию из разных источников.
Компетентность продуктивной творческой деятельности:
– приобретение конкретных, жизненных, необходимых знаний и умений человеку любой профессии;
– личностно-активное отношение к продуктивным занятиям, к самому себе как ее участнику, к учению, стремление к совместной творческой деятельности;
– наличие быстроты и легкости в овладении практическими умениями, активность и самостоятельность в овладении различными способами познавательной деятельности;
– формирование рефлексивности, умения анализировать, обобщать, делать выводы, контролировать и оценивать ход и результаты деятельности;
– развитие креативности - способности к продуктивной деятельности, умение находить творческие способы решения учебных задач.
Список использованной литературы и интернет-источников:
Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Практикум по информатике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Шафрин Ю.А. Информационные технологии. В 2 ч. Ч.2: Офисная технология и информационные системы. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003.
Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8 – 11-е классы. Изд. 2-е. Дополненное и переработанное. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.
Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике: Универсальное пособие: 8-9 классы – М.: ВАКО, 2005.
Подборка печатного материала «Компьютер – это просто». ООО «ТД «Издательство Мир книги»», 2005.
Локалова М.С. Праздник в подарок. – Ярославль: Академия развития: Академия, К°: Академия Холдинг, 2001г.
Кузнецова Э.Г. Игры, викторины, праздники в школе и дома. Занимательные сценарии. /М.: «Аквариум», К.: ГИППВ, 1999г.
Серия «Праздники в средней школе». – Волгоград: изд-во «Учитель», 2001г.
http://festival.1september.ru/articles/101845/
http://festival.1september.ru/articles/520966/
http://festival.1september.ru/articles/524039/
http://festival.1september.ru/articles/573374/
Методические рекомендации по организации занятия и подведению итогов.
Предлагаемое занятие рекомендуется проводить в преддверии Дня матери или Международного женского Дня 8 марта. Итоговые творческие работы детей могут быть успешно использованы в период подготовки классного, общешкольного, досугового внеурочного мероприятия, посвященного мамам (организация выставки поздравлений). Мультимедийная презентация может послужить в качестве эмоционального вступления на родительском празднике или собрании. Успешно можно использовать методическую разработку без работы на компьютерах, выполняя практическую часть на альбомных листах, используя техники рисования, аппликации, изготовления коллажей.
Ход занятия
ОРГМОМЕНТ
Здравствуйте, дети!
Вниманию детей предлагается мультимедийная презентация «Мама – первое слово…».
Вступительное слово педагога
Родиться стоит поздно или рано
хотя бы для того на этот свет,
Чтоб вымолвить впервые слово “МАМА”,
Которого священней в мире нет.
Эти слова мы решили взять эпиграфом к нашему занятию, посвященному самому главному человеку на Земле МАМЕ!
Мама! Мамочка! Сколько тепла таит это магического слово, которым называют человека самого близкого, дорогого, единственного.
Что для вас значит слово мама? (звучат ответы детей)
Педагог: Мама заботится о нас на протяжении всей жизни. Материнское тепло согревает нас.
Слово “Мама”, “Мать” - одно из самых древних на Земле и почти одинаково звучит на языках разных народов.
В народе живет много хороших ласковых слов о матери. Они передаются из поколения в поколение. А сколько пословиц о мамах!
Задание «Пословица». Давайте вспомним пословицы о маме. Я начинаю пословицу, а вы продолжите.
Текст педагога | Ответы детей |
При солнышке светло, | при матери добро. |
Птица рада весне, | а младенец – матери. |
Нет милее дружка, | чем любимая матушка. |
Матушкин гнев, что весенний снег, | много его выпадает, да скоро растает. |
Мать кормит детей, | как земля людей. |
У детины заболит пальчик, | а у матери сердце. |
Игра «Мамочка». Любовь к своей матери – это первая любовь. Ее необходимо пронести через всю жизнь. Мама любит вас мудро и терпеливо. Мама становится другом и наставником, дает советы, заботится о нас, оберегает.
Давайте поиграем в игру “Мамочка”. Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечаете одним словом “МА-МОЧ-КА”.
- Кто пришел ко мне с утра?
- Кто сказал: “Вставать пора?”
- Кашу кто успел сварить?
- Чаю в чашку кто налил?
- Кто косички мне заплел?
- Целый дом один убрал?
- Кто меня поцеловал?
- Кто ребячий любит смех?
- Кто на свете лучше всех?
Педагог. Если маму мы хорошо знаем дома, но можем не знать какая она на работе.
Ты маму знаешь только дома.
Родные руки берегут домашний ласковый уют,
Такой привычный и знакомый
И не всегда ты видишь маму-
в ее заботах трудовых…
Не шлешь ты с нею телеграмму,
Не лечишь вместе с ней больных,
Не мчишься с ней в автомобиле,
Ее не видишь у станка.
И славных дел ее на кухне
Не разделяешь ты пока.
Но если мама иногда
Придет усталая с работы,
Согрей ее своей заботой.
Как мы можем позаботиться о нашей маме? (дети отвечают).
Задание «Ласковушки». Я предлагаю вам самый простой способ приятно удивить свою маму: назвать её ласковыми волшебными словами. Давайте назовем такие слова. (Дети называют слова и записывают на заранее приготовленных лепестках, прикрепляя к сердцевинке цветка на доске)
Посмотрите, какой получился у нас цветик-семицветик! Именно такой цветок может исполнить наши желания!
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ - Создание открытки.
Педагог. Сегодня на занятии нашего коллектива я научу вас делать поздравительную открытку для мамы, используя программу Word.
Вы уже умеете:
Печатать в Worde.
Разрабатывать дизайн открытки (Не забывайте об использовании не более 3 цветов при оформлении).
Вставлять рисунок.
Добавлять рамки и фон.
Вы можете выбрать текст, фон и рисунок из коллекции, которую я вам предлагаю.
А сейчас познакомимся с алгоритмом работы (раздаточный материал).
Алгоритм выполнения практической работы на ПК:
Откройте текстовый редактор MS Word, создайте новый текстовый файл.
Если необходимо, измените ориентацию листа: войдите в главное меню Файл, в пункт Параметры страницы, выберите ориентацию страницы – альбомную.
В текстовом файле сделайте рамку листа (пункт главного меню Формат – Границы и заливка – Рисунок (выбрать соответствующий рисунок рамки и применить его).
Разработав композицию открытки, вставьте элементы: рисунок (пункт главного меню Вставка – Рисунок - из файла –Рабочий стол– папка Приложение к занятию – папка Рисунки); автофигуру (кнопка Автофигуры панели инструментов Рисование).
Сделайте соответствующее оформление открытки, добавив фон (Формат – Фон - выбрать либо конкретный цвет, либо войти в Способы заливки – Рисунок - Рабочий стол – папка Приложение к занятию – папка Рисунки – папка Фоны).
Выберите и добавьте текстовое поздравление (Рабочий стол – папка Приложение к занятию – файл «Стихи для мамы»), если необходимо, измените параметры, цвет шрифта.
Сохраните под именем Открытка ….doc¸ в зависимости от вашей фамилии и имени.
По ходу выполнения работы педагог консультирует детей, проводит физкультминутку (см. Приложение «Физкультминутка») и помогает распечатать готовые открытки на цветном принтере. На подготовленном для выставки стенде располагаются результаты работы детей.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ
Педагог. Я предлагаю подарить номинацию каждой открытке
Самый лучший дизайн
Самый лучший текст поздравления
Грамотей
Самая необычная открытка
Самостоятельному творцу
Я бы подарил своей маме
Самая добрая
Детям педагог выдаёт конверты с набором названий номинаций (цветные стики на липкой основе). Дети осуществляют выбор, прикрепляя стики с номинациями на стенд под выбранной открыткой.
Педагог подводит итоги, обращая внимание на то, как детям удалось творчески использовать имеющиеся знания, умения и навыки.
Заключительные слова педагога: Материнская любовь – основа и источник жизни на земле. Цените своих мамочек. Заботьтесь о них, чаще говорите им ласковые слова, устраивайте им маленькие и большие праздники, дарите им подарки. Сегодня мы с вами подготовили открытки и цветик - семицветик к празднику мам. Мы будем ждать их в гости на нашу выставку.