kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Метод проектов как средство формирования конкурентоспособного выпускника

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время стране требуются социально мобильные, способные к реализации  своих возможностей специалисты, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Многие предприятия терпят большие убытки только потому, что не предусмотрели или неправильно спрогнозировали изменения внешней среды и не оценили своих возможностей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов как средство формирования конкурентоспособного выпускника»

Метод проектов как средство формирования конкурентоспособного выпускника


В настоящее время стране требуются социально мобильные, способные к реализации своих возможностей специалисты, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Многие предприятия терпят большие убытки только потому, что не предусмотрели или неправильно спрогнозировали изменения внешней среды и не оценили своих возможностей.

Поэтому ведущее место в подготовке будущих востребованных специалистов отводится методам инновационных технологий и методик, одной из которых является метод проектов. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого студента как индивида и как члена проектной группы. Метод проектов является органической частью переноса организации производственных и технологических процессов на систему образования. Метод проектов является такой технологией, которая позволяет преподавателю создать педагогические ситуации, задачи и задания по различным проблемам на основе различного предметного и междисциплинарного содержания. Понятие «проект» появляется впервые более 300 лет назад в Западной Европе. Изначально этот термин использовался в архитектуре в Римской школе искусств в XVI веке. В архитектуре того периода оперировали понятием «прочетти», что означало«проекты, планы, эскизы». Постепенно в этой же школе искусств термин «проект» начинает употребляться и в педагогическом контексте. Проекты -это самостоятельно выполненные студентами задания, своеобразный конкурс, на основе результатов которого лучшие студенты могли быть зачислены в мастер-классы.

Проектной деятельности того периода были присущи следующие признаки:

    • ориентация на самостоятельную деятельность;

    • ориентация на действительность;

    • ориентация на продукцию.

Педагогические технологии представляют собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор организационных и процедурных компонентов в виде форм, методов, приёмов и средств обучения, воспитания и контроля, которые обеспечивают возможность достижения эффективного результата в усвоении студентами учебного материала, в развитии их личностных и профессиональных качеств.

В 20-е и начале 30-х годов в российских учебных заведениях широко использовался метод проектов для реализации выдвигаемых задач - развития студента. Однако этот метод не давал возможности учащимся овладевать системой знаний в области конкретных учебных курсов, поэтому был изъят и вместе с этим резко снизилось внимание к основной философской идее образования того времени – направленность его на студента.

В настоящее время эта идея вновь стала определяющей в деятельности российских учебных заведений, что объясняет интерес педагогов-практиков к технологии проектного обучения.

В чем же суть проектного обучения? Чаще всего можно услышать не о проектном обучении, а о проектном методе. Этот метод более четко оформился в США к 1919 году. В России он получил широкое распространение после издания брошюры В.Х. Килпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1925 г.). В основе этой системы лежат идеи Дьюи, Лая, Торндайка и др. американских ученых. Главные их идеи состоят в следующем:

    • с большим увлечением выполняется студентом только та деятельность, которая им выбрана свободно самим;

    • опора на сиюминутные увлечения учащихся;

    • истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения.

Исходный лозунг основателей системы проектного обучения - «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. Карл Фрей в своей книге «Проектный метод» (изд-во «Бельц», Германия, 1997) под этим понятием подразумевает путь, по которому идут обучающие и обучаемые, разрабатывая проект. Он выделяет 17 отличительных черт проектного метода: участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни; участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения; участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех; участники проекта организуют себя на дело; участники проекта информируют друг друга о ходе работы; участники проекта вступают в дискуссии и т.д.

Все это говорит о том, что автор под проектным методом имеет в виду систему действий педагога и учащихся по разработке проекта. В современных условиях можно говорить уже о создании основ проектного обучения.

Представляет интерес позиция Н.Г. Черниловой, которая рассматривает проектное обучение как развивающее, базирующееся «на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний» (Система проектного обучения как инструмент развития самостоятельности учащихся. Саратов, 1997). Это определение относится автором к проектному обучению как типу развивающего обучения.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жёсткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности.

Проектом (от латинского projectus = выдвинутый вперед) называют реалистический замысел о желаемом будущем. От капризного хотения, пустого мечтания, несбыточных грез и беспочвенных фантазий (сегодня их иронически именуют «прожектами» или «прожектерством») проектный замысел отличается тем, что содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ (технологию) своей практической осуществимости. Иначе говоря, проектный замысел указывает нам, что и как нужно сделать для его реализации, или воплощения в жизнь. То есть получить, изготовить, создать, построить, или сконструировать то, в чем мы нуждаемся и чего пока не имеем, но сможем иметь, если приложим к тому надлежащие умственные, физические и/или политические усилия.

Проектирование есть процесс разработки такого рода замысла и его фиксации в какой-то внешне выраженной знаковой форме - буквенно- цифровом тексте, графическом изображении, объемном макете, действующей модели и т.д.

Термин «проектирование» происходит от латинского слова, означающего «брошенный вперёд», и означает создание модели, образа желаемого состояния объекта или процесса в будущем. Проектирование – универсальный и самостоятельный в интеллектуальном и социокультурном отношениях тип деятельности, направленный на создание реальных объектов с заданными функциональными качествами.

По дисциплине «Бизнес-планирование» студенты на занятиях создают бизнес - проекты по развитию предприятий, результатом которых являются бизнес-планы.

Целью занятия является создание практических проектов по теме

«Разработка бизнес-плана по новой продукции на предприятии». Работа над проектом проводится в пять этапов. Принципы построения проектов едины, то есть проекты созданные специалистами на предприятиях и проекты создаваемые студентами идентичны. Последовательность этапов

работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности:



  1. Поисковый этап: моделирование идеальной (желаемой) ситуации; анализ реальной ситуации; определение и анализ проблемы; анализ имеющейся информации; определение потребности в информации; сбор и изучение информации.

  2. Аналитический этап: постановка цели проекта; определение задач проекта; определение способа разрешения проблемы; анализ рисков; планирование продукта; анализ имеющейся информации; определение потребности в информации; сбор и изучение информации.

  3. Практический этап: выполнение плана работ; текущий контроль.

  4. Презентационный этап: предварительная оценка продукта; планирование и подготовка презентационных материалов; презентация продукта.

  5. Контрольный этап: анализ результатов выполнения проекта; оценка продукта; оценка продвижения.

Чтобы заинтересовать студентов в разработке бизнес-плана, студенты на уроке принимают активное обсуждение о сущности и необходимости бизнес-планирования организации.

Затем проводится анализ мнений. Определяются факторы, влияющие на бизнес предприятия, такие как местные законы, сезонность товара, потребность товара, возможности предприятия, возможности покупателей, география предприятия, вкусы покупателей.

В результате студенты определяют ошибки, которые можно избежать во время составления бизнес-плана: определяют факторы, устранения потенциально опасных ошибок.

Далее студенты разбиваются на группы и самостоятельно проводят маркетинговые исследования рынка, выявляют спрос населения на необходимые товары и услуги, собирают информацию о предполагаемых конкурентах, их сильных и слабых сторонах, разрабатывают структуру и стратегию собственного предполагаемого предприятия.

На следующем этапе осуществляется выбор предполагаемого предприятия. Студенты выступают за «круглым столом», используя дискуссионный метод, в роли инициаторов проекта, инвесторов, заинтересованных лиц.

В дальнейшем студенты составляют план сбыта, он позволяет определить планируемую выручку от реализации продукции. Планируемую выручку от реализации продукции определяют, умножая планируемый уровень продаж на цену за единицу продукции. Составление производственного плана позволяет определить объём производства с учётом запасов. Студенты определяют задачи плана производства - доказать партнёрам, что предприятие в состоянии реально продавать н Всё это обеспечивает мотивированное включение студентов в учебный процесс, создаёт условия для самостоятельного совершения учебных действий, выбора средств решения учебной задачи и самооценки достигнутого результата.

Коммуникативные знания и умения войдя как обязательный компонент в понятие современного профессионализма, превратились в необходимый компонент образования. Коммуникативные умения, готовность и способность к коммуникативной деятельности не возникают у человека сами по себе, они являются предметом специального приложения сил, а это ставит специфические задачи перед системой непрерывного образования, в рамках которого человек осваивает на практике различные способы коммуникации. Коммуникация выступает одной из форм педагогического взаимодействия, в рамках которой в образовательном процессе происходит движение информации через взаимодействие, идёт обучение, передаются модели поведения, формируется совместный опыт деятельности.

Педагогическое общение имеет коммуникативную основу. Общением как деятельностью движет мотив соучастия, а это, безусловно, невозможно без некоего информационного обмена, т.е. коммуникации. Цели общения заложены в самом общении, которое является самоценностью и самоцелью.

В процессе составления бизнес-плана использовались экономико- математические модели. Планирование всегда связано с будущим, а модель является представлением ожидаемой реальности. Поэтому студенты рассчитывают по составленным моделям – рентабельность, срок окупаемости проекта, срок погашения кредита и другие показатели.

Для проверки знаний студентов использовались тестовые задания, анализ статистических материалов, вопросы ситуационного маркетингового анализа.

Всё это обеспечивает мотивированное включение студентов в учебный процесс, создаёт условия для самостоятельного совершения учебных действий, выбора средств решения учебной задачи и самооценки достигнутого результата.

Таким образом, коммуникативные знания и умения, войдя как обязательный компонент в понятие современного профессионализма, превращаются в необходимый компонент образования. Коммуникативные умения, готовность и способность к коммуникативной деятельности не возникают у человека сами по себе, они являются предметом специального приложения сил, а это ставит специфические задачи перед системой непрерывного образования, в рамках которого человек осваивает на практике различные способы коммуникации. Коммуникация выступает одной из форм педагогического взаимодействия, в рамках которой в образовательном процессе происходит движение информации через взаимодействие, идёт обучение, передаются модели поведения, формируется совместный опыт деятельности.

Педагогическое общение имеет коммуникативную основу. Общением как деятельностью движет мотив соучастия, а это, безусловно, невозможно без некоего информационного обмена, т.е. коммуникации. Цели общения заложены в самом общении, которое является самоценностью и самоцелью.

В процессе составления бизнес-плана использовались экономико- математические модели. Планирование всегда связано с будущим, а модель является представлением ожидаемой реальности. Поэтому студенты рассчитывают по составленным моделям – рентабельность, срок окупаемости проекта, срок погашения кредита и другие показатели.

Для проверки знаний студентов использовались тестовые задания, анализ статистических материалов, вопросы ситуационного маркетингового анализа.

Достоинства метода проектов: реализует деятельностный подход; обеспечивает личностно ориентированное профессиональное обучение; реализует требования принципа проблемного обучения; содействует формированию навыков самостоятельности в мыслительной, практической, волевой сферах; обучает взаимодействию в ходе групповой деятельности; формирует целенаправленность, толерантность, ответственность, инициативность и творческое развитие; содействует связи теории с практикой; повышает мотивацию учения и труда; учит способам самостоятельного познания; формирует умения практически применять имеющиеся знания и умения; учит проектированию деятельности, проблематизации, целеполаганию, самоанализу и рефлекции, поиску надлежащей информации, выбору технологии изготовления продукта проектирования, проведению исследования, презентации процесса своей деятельности и результатов проектирования.

Приобретённые студентом навыки творческой, исследовательской работы помогут ему быстро адаптироваться в будущей профессиональной среде, позволят ему повышать профессиональный уровень, совершенствоваться, саморазвиваться.


Библиографический список


  1. Балабанов А. Анализ и планирование хозяйствующего субъекта. - М., 2015.

  2. Бизнес-план инвестиционного проекта / Под ред. И.А. Иванниковой. - М., 2015.

  3. Блэквелл Э. Как составить бизнес-план: Пер. с англ. - М., 2015.

  4. Буров П.В. Бизнес-план инновационного проекта: Методика составления. - М., 2017.

  5. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. - М., 2017


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Метод проектов как средство формирования конкурентоспособного выпускника

Автор: Чечерина Екатерина Владимировна

Дата: 28.07.2020

Номер свидетельства: 555141

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Творчество как основа конкурентоспособности специалиста социально-культурной сферы "
    ["seo_title"] => string(89) "tvorchiestvo-kak-osnova-konkurientosposobnosti-spietsialista-sotsial-no-kul-turnoi-sfiery"
    ["file_id"] => string(6) "190642"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427202793"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Социальное проектирование как эффективное средство формирования гражданских компетенций российских школьников. "
    ["seo_title"] => string(125) "sotsial-noie-proiektirovaniie-kak-effiektivnoie-sriedstvo-formirovaniia-ghrazhdanskikh-kompietientsii-rossiiskikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "109722"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404967827"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Современные образовательные технологии на уроках физической культуры."
    ["seo_title"] => string(80) "sovriemiennyie_obrazovatiel_nyie_tiekhnologhii_na_urokakh_fizichieskoi_kul_tur_1"
    ["file_id"] => string(6) "404756"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490806608"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Проблемный урок. Статья. "
    ["seo_title"] => string(24) "probliemnyi-urok-stat-ia"
    ["file_id"] => string(6) "169247"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423390455"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Реферат "Применение педагогических технологий" "
    ["seo_title"] => string(58) "riefierat-primienieniie-piedaghoghichieskikh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "143041"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418412573"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства