Департамент образования Северо-Казахстанской области
Северо-Казахстанский институт повышения квалификации
и переподготовки педагогических кадров
РЕКОМЕНДАЦИИ
по подготовке к Единому Национальному Тестированию
Петропавловск
2007
Содержание
-
| Предисловие .................................................................................................. | 3 |
-
| Министерство образования и науки РК «О формате ЕНТ на 2007 год».. | 4 |
-
| Правила организации и проведения единного национального тестирования.................................................................................................... | 5 |
-
| Қазақ тілі мен әдебиеті пәні бойынша бірыңғай ұлттық тестілеуге дайындау жұмыстарына арналған ұсыныстар........................................... | 10 |
-
| Рекомендации по подготовке к ЕНТ по предмету «Русский язык»…… | 11 |
-
| Рекомендации по подготовке к ЕНТ по предмету «Математика»…….. | 14 |
-
| Рекомендации по подготовке к ЕНТ по предмету «История Казахстана»…………………………………………………………………. | 16 |
-
| Рекомендации по подготовке к ЕНТ по предмету «Физика»…………… | 18 |
-
| Рекомендации по подготовке к ЕНТ по предмету «География»………. | 21 |
-
| Рекомендации по подготовке к ЕНТ по предмету « Биология»………… | 23 |
-
| Рекомендации по подготовке к ЕНТ по предмету «Английский язык»... | 26 |
-
| Рекомендации по подготовке к ЕНТ по предмету «Немецкий язык»….. | 28 |
-
| Рекомендации по подготовке к ЕНТ по предмету «Химия»……………. | 30 |
-
| Шкала перевода баллов сертификата ЕНТ в оценки аттестата о среднем общем образовании…………………………………………………………. | 32 |
Предисловие
ЕНТ - это уже реальность. В области накоплен определенный опыт. Однако есть и достаточно много проблем. Они относятся, конечно, в первую очередь, к профессиональной подготовке педагогов. Очень важно в каждой школе выработать свою систему подготовки к ЕНТ, учитывая все уровни УВП в школе, а именно:
Педсовет: На этом уровне определяется стратегия подготовки к ЕНТ.
Можно провести педсоветы: «ЕНТ в школе: технология подготовки и проведения», «Качество образования – ядро образовательной политики школы» и др.
Научно-методическая работа. Решает актуальные тактические вопросы, касающиеся теории и практики организации и подготовки к ЕНТ, разработки системы формирования ключевых компетентностей, критериев контрольно-измерительных материалов для оценки текущих достижений учащихся, организации внутришкольного мониторинга учебных достижений учащихся.
Нужно разработать внутришкольную концепцию управления качеством УВП. Рекомендуй провести научно-методическую работу: «Организация деятельности школьных научно-методических служб по подготовке к ЕНТ», «Повышение квалификации педагогов в связи с введением ЕНТ», Качество научно-методической работы в школе как средство эффективной подготовки к ЕНТ», «Современные средства оценки учебных достижений учащихся».
Использование тестовых технологий в старших классах.
Инновационная деятельность педагогов в условиях введения ЕНТ.
Использование результатов ЕНТ в оценке качества деятельности педагогов.
Психологическое сопровождение ЕНТ.
Методические объединения. На этом уровне разрабатываются частно-методические и дидактические вопросы подготовки к ЕНТ, выпуска методических бюллетеней, разработок.
Ученический актив. Проведение репетиционных испытаний, инструктаж, психологические тренинги. Можно организовать просмотр видеоматериалов, обучить работе с бланками ЕНТ.
Родители. Разработка памяток, рекомендаций, родительские собрания, обмен опытом работы в семье. Стратегией образования в постиндустриальном обществе должно быть не только освоение школьниками новой информации, но и формирование у них системы универсальных ЗУН-ов, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование ключевых компетенций. В Концепции перехода на 12-летнее образование подчеркивается, что главная цель 12-летнего общего среднего образования - это формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, умеющей жить в динамично изменяющейся среде, готовой к максимальной самореализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. А это возможно только на основе новых форм, методов и технологий обучения, активизирующих познавательную, исследовательскую деятельность обучающихся и прививающих им соответствующие базовые умения.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О формате ЕНТ 2007 года
Министерство образования и науки Республики Казахстан в связи с поступающими обращениями учителей, выпускников школ и их родителей по вопросам организации единого национального тестирования (ЕНТ) в 2006- 2007 учебном году сообщает следующее.
Вопрос изменения формата ЕНТ неоднократно обсуждался на коллегиях Министерства образования и науки (декабрь 2005 года, август 2006 года), заседаниях рабочей группы Министерства по совершенствованию ЕНТ и комплексного тестирования, совещании с заместителями Акимов областей (май 2006 года), совещании с директорами областных, гг. Астаны, Алматы департаментов образования (сентябрь 2006 года).
Обсуждалась возможность увеличения количества предметов, сдаваемых в рамках ЕНТ до шести, что позволило бы расширить перечень специальностей вуза для выбора выпускником школы и увеличить вероятность получения государственных образовательных грантов для тех, кто набирает большое количества баллов.
Кроме этого три предмета по выбору скомпонованные блоками соответствовали бы принципу профильного обучения на старшей ступени школы. В связи с этим формат ЕНТ 3+3 будет введен с переходом на профильное обучение.
В 2007 году решено оставить формат ЕНТ прежним - 3 обязательных предмета и один по выбору.
В настоящее время определены основыые мероприятия по организации ЕНТ в 2006-2007 учебном году, в числе которых:
- совершенствование нормативной правовой базы и технологии ЕНТ;
- проведение экспертизы программного обеспечения и определение мер поусилению безопасности системы тестирования;
- проведение экспертизы тестовых заданий ЕНТ с привлечением опытных учителейшкол республики;
проведения совещания с участием авторов школьных учебников и учителей-предметников для анализа некорректных вопросов ЕНТ, выработки общей позиции и внесения коррективов в действующие учебные пособия;
проведения семинаров в каждом областном центре по обучению кандидатов в представители Министерства, председателей апелляционных комиссии и председателей государственных комиссий по организации и проведению ЕНТ.
По определению дальнейших перспектив национального тестирования с учетом перехода на профильное обучение, внедрения 12-летнего образования будет создана рабочая группа из числа работников Министерства, НЦГСОТ, педагогов вузов и школ, которой предстоит выработать стратегию национального тестирования.
ПРАВИЛА
организации и проведения единного национального тестирования
Общие положения
Настоящие Правила устанавливают порядок организации и проведения единого национального тестирования выпускников организаций среднего общего образования.
Правила распространяются на организации образования независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, типов и видов.
Единое национальное тестирование (далее-ЕНТ) предусматривает совмещение итоговой государственной аттестации выпускников организаций среднего общего образования (далее-выпускников) и приемных экзаменов в средние профессиональные (далее-колледжи), высшие профессиональные (далее-вузы) организации образования. Результаты ЕНТ признаются организациями среднего общего образования в качестве результатов итоговой государственной аттестации, а колледжами, вузами в качестве результатов
приемных экзаменов.
Государственная комиссия по организации и проведению ЕНТ
Для организации и проведения ЕНТ в каждом пункте проведения ЕНТ (далее-ПП ЕНТ) создаются государственные комиссии (далее-ГК).
ГК в своей работе руководствуется настоящими Правилами, Инструкцией о порядке перевода, итоговой аттестации и выпуска учащихся организаций образования Республики Казахстан, утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 15 февраля 2000 года № 124 «О завершении 1999-2000 учебного года и проведении экзаменов учащихся общеобразовательных школ Республики Казахстан», зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Казахстан 18 апреля 2000 года № 1114 (далее - Инструкция), Типовыми Правилами приема в высшие учебные заведения Республики Казахстан (приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 25 марта 2000 года № 247 «Об утверждении Типовых правил приема в высшие учебные заведения Республики Казахстан», зарегистрированный в Министерстве юстиции Республики Казахстан 22 апреля 2000 года № 1118 (далее-Типовые Правила) и другими нормативными правовыми актами центрального исполнительного органа в области образования (далее-Министерство).
6. В состав ГК входят представители маслихатов и акиматов, ректоры вузов области города), начальник (директор) областного (работагородского) управления (департамента образования, заведующий районным (городским) управлением (отделом) образования, представители правоохранительных органов, общественных, организаций, в том числе, молодежных и студенческих, средств массовой информации, а также секретарь, назначаемый из числа квалифицированных работников вузов, управлений (департаментов) образования.
7. Председателем ГК назначается, как правило, руководитель организации, на базе которой создан ПП ЕНТ (ректор вуза, начальник (директор) областного управления (департамента) образования, заведующий районным отделом образования) либо представитель акимата.
Состав ГК утверждается приказом Министра на период проведения ЕНТ по представлению вузов и областных управлений (департаментов) образования за два месяца до начала ЕНТ.
Основной задачей ГК является организация и координация работы по подготовке и проведению ЕНТ для выпускников данной области (города, района).
Для реализации поставленной задачи ГК:
проводит среди населения организационную и информационно-разъяснительную работу по ЕНТ;
обеспечивает в ходе подготовки и проведения ЕНТ взаимодействие с организацией образования, осуществляющей по поручению Министерства организационно-технологическое сопровождение ЕНТ, а также органами управления образованием различных уровней, организациями образования;
3) организует прием заявлений выпускников установленного образца на ЕНТ;
4) организует проведение консультаций выпускников по предметам ЕНТ;
5) создает необходимые условия для проведения ЕНТ выпускников данной области (города, района);
6) вывешивает коды правильных ответов после окончания ЕНТ и объявляет результаты тестирования;
организует работу апелляционной комиссии по ЕНТ;
организует выдачу сертификатов ЕНТ.
10. Для реализации возложенных на нее основных обязанностей ГК имеет право осуществлять в пределах своей компетенции организацию проведения ЕНТ.
11. ГК работает в соответствии с планом, утвержденным ее председателем. Секретарь ГК формирует план работы, повестку дня заседаний, организует взаимодействие членов ГК и отвечает за делопроизводство.
12. Заседания ГК считаются действительными, если на них присутствуют более 2/3 от общего числа ее членов.
Решения ГК принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов ГК и оформляются протоколами заседаний, которые подписываются председателем и секретарем. В случае равенства голосов председатель ГК имеет право решающего голоса.
ПРАВИЛА
организации и проведения ЕНТ
4. Порядок проведения единого национального тестирования
15. ЕНТ проводится по четырем предметам: трем обязательным - казахский или русский язык (язык обучения), математика, история Казахстана и одному из предметов по выбору, который является профильным для поступления на ту или иную специальность.
Для выпускников, избравших творческие специальности, выбор четвертого предмета - произвольный. При приеме в вузы и колледжи для таких выпускников будут установлены творческие экзамены, которые проводятся приемными комиссиями избранных ими вузов и колледжей.
Технология проведения ЕНТ утверждается Министерством и согласовывается с Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан.
16. Сроки приема заявлений на участие в ЕНТ с 15 марта по 30 апреля. Заполнение бланков заявлений производится выпускниками в организации среднего общего образования, в которой они обучаются.
17. Тестирование проводится в ПП ЕНТ с 10 по. 15 июня.
18. ЕНТ проводится с помощью тестовых заданий, которые разрабатываются на основе программ общеобразовательных предметов Национальным центром государственных стандартов образования и тестирования, их содержание не может выходить за рамки указанных программ.
Количество тестовых заданий по каждому предмету 30.
На ЕНТ отводится 3 астрономических часа. Пересдача ЕНТ не разрешается:
в случае получения неудовлетворительной отметки;
с целью повышения положительной отметки.
21. Тестовые задания ЕНТ оцениваются по 120-балльной системе для конкурсной комиссии и отметками по пятибалльной системе для получения аттестата о среднем общем образовании. Порядок и шкала перевода баллов в отметки устанавливаются Министерством.
5.Работа апелляционной комиссии
В целях обеспечения соблюдения единых требований и разрешения спорных вопросов при оценке тестовых заданий, защиты прав участников ЕНТ в каждом ПП ЕНТ создается апелляционная комиссия.
Председатель апелляционной комиссии и ее состав утверждается приказом Министра. В состав апелляционной комиссии не должны входить члены ГК.
Апелляционная комиссия принимает и рассматривает заявления от участников тестирования, проверяет соответствие набранных баллов, принимает решение о добавлении баллов и информирует участника тестирования, подавшего апелляцию, об итогах апелляции.
Заявление на апелляцию подается в апелляционную комиссию до 13 часов следующего дня после объявления результатов тестирования и рассматривается апелляционной комиссией в течение суток.
Заявление подается на специальном бланке на имя председателя комиссии лично участником тестирования.
Заявитель должен иметь при себе документы, удостоверяющие его личность, пропуск на ЕНТ.
Работу апелляционной комиссии возглавляет председатель апелляционной комиссии, в его отсутствие - заместитель председателя апелляционной комиссии.
Решение апелляционной комиссии принимается большинством голосов от списочного состава комиссии. В случае равенства голосов председатель комиссии имеет право решающего голоса. Работа комиссии оформляется протоколами, которые подписываются председателем и всеми членами комиссии.
Протоколы заседаний апелляционных комиссий хранятся в НЦГСОТ в течение года.
Контроль за соблюдением установленного порядка проведения ЕНТ и его технологии осуществляют направляемые в ПП ЕНТ уполномоченные представители Министерства.
6.Документы о сдаче ЕНТ
30. Выпускникам, сдавшим ЕНТ, выдаются: сертификат о результатах ЕНТ (далее - сертификат); аттестат о среднем общем образовании (далее - аттестат).
Форму сертификата утверждает Министерство. Срок действия сертификата - до 31 декабря текущего года.
31. Сертификат заполняется ГК и выдается ПП ЕНТ в течение трех дней со дня сдачи ЕНТ. В сертификате проставляются баллы по каждому предмету, сданному в рамках ЕНТ.
Сертификат заверяется подписью председателя ГК, представителя Министерства и скрепляется печатью ПП ЕНТ.
Аттестат выдается организацией образования, в которой выпускники обучались на момент сдачи ЕНТ. В аттестат по общеобразовательным предметам, сданным в рамках ЕНТ, выставляется оценка, полученная на ЕНТ.
Порядок зачисления в вузы и колледжи устанавливается соответствующими Типовыми правилами приема.
В преддверии выбора вуза
Государственные вузы
1. Государственные вузы особого статуса (национальные)
Евразийский национальный университет имени Л.Н.
Национальный университет имени аль-Фараби
Казахский национальный аграрный университет
Казахский национальный технический университет имени К.Сатпаева
Казахский национальный медицинский университет имени С.Д.Асфендиярова
Казахская национальная академия искусств имени Т.К.Жургенова
Казахская национальная консерватория имени Курмангазы
Казахская. национальная академия музыки
Казахский национальный педагогический университет имени Абая
2. Государственные вузы РГКП (региональные)
Актюбинский государственный университет имени К.Жубанона
Атырауский государственный университет имени Х.Досмухамедова
Атырауский институт нефти и газа
4. Актаускйй-университет имени Ш.Есенова
Аркалыкский-государственный педагогический институт имени И.Алтынсарина
Актюбинский государственный педагогический институт
Восточно-Казахстанский государственный университет им. Сарсена Аманжолона
Восточно-Казахстанский государственный технический университет имени Д. Серикбаева
Жетысуский государственный университет имени И.Жансугурова
Западно-Казахстанский государственный университет им. М.Утемисова
Западно-Казахстанская государственная медицинская академия имени М.Оспанова
Западно-Казахстанский аграрно-технический университет им. Жангир хана
Казахский государственный женский педагогический институт
Казахская государственная медицинская академия
Карагандинский государственный университет имени академика Е.А.Букетова
Карагандинский государственный технический университет
Карагандинская государственная медицинская академия
Қазақ тілі мен әдебиет
Бірыңғай ұлттық тестілеудің 3 жылғы тәжірибесінен ҰБТ-ге дайындық жұмыстарында ескеруді қажет ететін төмендегідей мәселелер байқалды.
1.Тест тапсырмаларының мазмұнына қатысты;
2.Тест тапсырмаларын орындаудың техникасына қатысты;
3.Ұйымдастыру мәселелеріне қатысты.
Тест тапсырмаларын орындау техникасына, ұйымдастыру мәселелеріне қатысты ұсыныстар жалпы ұсыныста берілуге тиісті болғандықтан, біз пән бойынша тест тапсырмаларында кездесетін білім мазмұнына қатысты бірқатар мәселелерге тоқталамыз.
Біріншіден, мұғалім қазақ тілі пәні бойынша 2004,2005,2006 жылдардағы тест тапсырмаларына талдау жасап шығуы керек. Тест мазмұнында мектеп бағдарламасында көп көңіл бөлінбейтін мәселелер кездеседі. Мысалы фонетика саласы бойынша қазіргі түлектер оқыған ескі бағдарламада ықпалдың барлық түрлеріне көңіл бөлінбейтін, ілгерінді, кейінді ықпал түрлері ғана қарастырылып, жалпы түрде 4-5 мысал ғана қарастырылатын. Ал ҰБТ тестерінде сөйлеу тіліміздегі ілгерінді, кейінді, тоғыспалы ықпалдар кездесетін барлық мүмкін жағдайларға тапсырмалар берілген. Сондай-ақ лексика саласы бойынша сөйлеу тілімізде көп кездесе қоймайтын тұрақты тіркестердің мағынасын анықтауға тапсырмалар жиі кездеседі. Мысалы «Түйе үстінде сирақ үйткен» деген тіркестің мағынасын мектеп оқушысының дұрыс табуы екіталай. Сондықтан ықпалдың түр-түрі кездесетін сөздердің сөздігін, фразеологиялық тіркестер сөздігін т. б. сөздіктің түрлерін жасауды әдетке айналдырған дұрыс. Бұл сөздіктерді мұғалім емес, оқушылардың өздері жасауы керек. Себебі, технологиялық тұрғыдан келгенде, дайынды жаттағаннан гөрі өздері іздеп тапқан материалдарды есте сақтау жеңіл болып келеді.
Тілдің синтаксис саласы бойынша мектеп тәжірибесінде көп қиындық туғызатын мәселе - сөйлем мүшелеріне талдау мәселесі. Әдетте ҰБТ тестерінде құрамындағы сөздердің синтаксистік қызметі айқын танылатын сөйлемдермен қатар даулы пікірлер тудыратын сөйлемдер де кездеседі.Сондықтан дайындық барысында осындай сөйлемдерді талдауға көп көңіл бөлу керек.
Тілдік терминдерді жете меңгертудің де маңызы бар. Өйткені тест тапсырмаларының ішінде «Буын үндестігінің балама терминдік атауын табыңыз», «Алфавит деген сөздің шығу тегін түсіндіріңіз»деген сипаттағы тапсырмалар кездеседі.
Сонымен қатар тест тапсырмаларына талдау жасау барысында оқушыны сөздің, сөз тіркесінің, сөйлемнің схемасын жасауға үйретуді де естен шығармау керек екендігі анықталды.
Қазақ тілі пәнінен ҰБТ-ге дайындау барысында төменде көрсетілген құралды пайдаланған тиімді болуға тиісті.
Қазақ тілі. Жоғары оқу орындарына түсушілерге арналған оқулық-тест. Алматы, «Шың»,- 2005жыл.
Бұл оқулықты облПКБАИ кітапханасынан табуға болады.
Дайындаған: Қайнетова Г. Қ., облыстық педагог кадрлардың
біліктілігін арттыру және қайта даярлау институтының аға оқытушысы
Русский язык
Низкие показатели ЕНТ свидетельствуют о недостаточном уровне знаний учащихся по базовым дисциплинам. Данные рекомендации предназначены для подготовки школьников, направленной на качественное улучшение знаний.
1. Для отработки навыков работы с тестами рекомендуется регулярно использовать тестирование как форму контроля качества знаний учащихся.
В практике преподавания русского языка постоянно используются основные умения:
анализировать, классифицировать языковые факты;
оценивать их с точки зрения нормативности;
анализировать языковые единицы(правильность, уместность их употребления);
использовать основные приемы информационной переработки текста;
оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Все эти умения вырабатываются на уроках русского языка, поэтому нет необходимости в специальной подготовке к ЕНТ, но обобщать и систематизировать знания необходимо. Повторение и обобщение изученного целесообразно проводить по основным содержательным разделам. Перед этой работой необходимо:
объяснить цели и задачи ЕНТ, обсудить с учениками его специфику;
разъяснить структуру;
продиагностировать знания, умения и навыки выпускников по основным разделам школьного курса;
определить методические просчеты в обучении и продумать, как устранить пробелы и недостатки в подготовке выпускников.
Чтобы успешно справится с тестированием по русскому языку необходимо:
I Фонетика. Орфоэпия.
знать предмет изучения фонетики и орфоэпии;
систему гласных и согласных звуков русского языка;
основные выразительные средства фонетики русского языка;
основные орфоэпические нормы;
уметь применять знания по фонетике в практике правописания;
объяснять особенности произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции;
проводить фонетический и орфоэпический анализы;
находить в тексте основные выразительные средства фонетики русского языка.
II Морфемика и словообразование.
знать предмет изучения морфемики и словообразования;
систему словообразующих и формообразующих морфем; основные способы образования слов;
основные выразительные средства морфемики и словообразования;
уметь опознавать морфемы с чередованиями гласных и согласных;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания;
объяснять зависимость значения, морфемного строения и написания слова;
определять способы образования слов.
III Лексика и фразеология.
знать предмет изучения лексикологии и фразеологии;
основные понятия лексикологии и фразеологии;
основные способы объяснения лексического значения слова;
основные выразительные средства лексики и фразеологии;
уметь соотносить слово, фразеологизм и их лексическое значение;
выбирать из синонимического ряда нужное слово с учетом его значения и стилистических свойств;
находить в тексте основные выразительные лексические средства.
IV Морфология.
знать предмет изучения морфологии;
основные морфологические нормы;
основные выразительные средства морфологии русского языка;
уметь определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
применять знания по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
различать омонимичные формы слов разных частей речи.
V Синтаксис и пунктуация.
знать предмет изучения синтаксиса и пунктуации;
основные признаки словосочетания и предложения как единиц синтаксиса;
виды словосочетаний, виды связи в словосочетаниях;
виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по характеру грамматической основы;
основные пунктуационные нормы;
основные синтаксические нормы;
основные выразительные средства синтаксиса русского языка;
уметь устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных видов;
определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
пользоваться синтаксическими синонимами.
VI Орфография.
знать предмет изучения орфографии;
основные орфографические правила каждого раздела орфографии;
уметь применять орфографические правила в практике письма;
применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксиса в практике правописания.
2. Анализ итогов ЕНТ прошлых лет показывает, что наибольшие трудности вызывают вопросы по следующим темам школьного курса:
Правописание чередующихся гласных в корне.
Правописание Н и НН в различных частях речи.
Правописание НЕ с различными частями речи.
Правописание НЕ и НИ.
Правописание предлогов.
Склонение имен существительных.
Склонение имен числительных.
Виды связи в словосочетаниях.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Односоставные предложения.
Знаки препинания при однородных членах предложения.
Обособление согласованных и несогласованных определений.
Виды придаточных предложений.
Знаки препинания в сложных предложениях.
Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.
Виды разборов.
Рекомендуется использовать факультативные часы для углубления знаний по данным темам. Необходимо углублять теоретические знания учащихся, отрабатывать умения и навыки применения правил на практике, выбирая комплексные упражнения на формирование орфографической и пунктуационной зоркости.
Рекомендуемая литература:
Учебный комплекс под ред.В.В.Бабайцевой.
Русский язык. Сборник заданий 10-11 классы. Под ред. В.В.Бабайцевой. – М., 1997.
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М., 1999.
Пособие по русскому языку для поступающих в вузы. Под ред.Р.Розенталя. Любое издание.
Сборник диктантов и изложений по русскому языку для 10-11 классов школ с казахским и русским языками обучения.Сост. И.Р.Махракова, Н.Н.Ставицкая, В.И.Никулина и др.
Табакова З.П. Виды языкового анализа. – Петропавловск, 2005.
Сборники тестов прошлых лет.
Шанский Н.М. и др. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по русскому языку.- М.: ДРОФА, 2005.
Львова С.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по русскому языку.11 класс. – М.:ДРОФА, 2005.
10. Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Новые тесты по русскому языку.5-7 классы. – М.,2005.
Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Новые тесты по русскому языку.8-9 классы. – М.,2005.
Подготовила: Мунжасарова Г.Ж., преподаватель СК ИПК и ППК
Математика
Важная современная проблема во всех цивилизованных странах мира – определение целей развития образовательного пространства. Новые требования и результаты обучения в школе предполагают необходимость всесторонне и объективно оценивать успехи в достижении планируемых результатов обучения каждого учащегося, его отношение к учебе и динамику развития.
ЕНТ выявило недочёты в подготовке выпускников:
● формально усваивается теоретическое содержание курса, поэтому школьники не могут применить изученное в ситуации, которая даже незначительно отличается от стандартной;
● у многих не выработаны навыки самоконтроля: появляются ответы, невероятные в рамках условия решаемой задачи.
● особое беспокойство вызывает то, что стабильно слабо владеют материалом основных разделов курса и начал анализа 10−11-х классов недостаточно подготовленные ученики.
Так как выпускники показывают невысокие результаты при выполнении значительной части заданий базового уровня, например:
● при выполнении тождественных преобразований логарифмических выражений;
● при решении показательных неравенств;
● распознавании графиков элементарных функций.
Необходимо добиться того, чтобы все ученики овладели минимумом содержания на базовом уровне.
Для этого рекомендуем использовать уровневую дифференциацию учащихся: слабым, средним и сильным ставить посильные учебные задачи и добиваться, чтобы они их выполняли с помощью различных дидактических средств (наглядных пособий, раздаточных материалов) и различных современных педагогических технологий (в частности, групповых форм работы, деловых игр, средствами «личностно-ориентированной» педагогики). Обязательно должна быть положительная мотивация для усвоения минимума содержания на базовом уровне: показать посильность учебной задачи и необходимость её выполнить. Причём нужно учитывать, что этап формирования базовых умений у слабо подготовленных школьников займёт больше времени, чем потребуется хорошо подготовленным для того, чтобы усвоить материал на базовом уровне. Ребята должны знать: они не будут аттестованы, если не научатся самостоятельно решать задачи, в которых нужно применять то небольшое количество элементов содержания, овладеть которыми может любой выпускник школы.
Результаты ЕНТ показывают, что немногие умеют выполнять задания повышенного уровня сложности. Сравнение результатов выполнения заданий базового и повышенного уровней показало, что выполнять задания повышенного уровня могут только те, кто прочно овладел минимумом содержания, выполнил достаточно много заданий базового уровня. Вместе с тем, к сожалению, нередко бывает и так, что сильные ученики делают ошибки и неоправданно теряют баллы при выполнении заданий базового уровня. Возможно, что достаточно простые задания эти ребята делают устно и допускают ошибки в простейших подсчётах или преобразованиях. Нужно учить контролировать свою учебную работу.
Хорошо подготовленным ученикам надо предлагать задания на повышенном (по сравнению с базовым) уровне. Для этого используется различный задачный материал, где варьируются исходные данные задачи, нестандартно ставятся вопросы, предлагаются различные трактовки понятий. Педагоги могут брать материал из сборников разноуровневых заданий по математике из пособий для подготовки к сдаче ЕНТ.
При обучении решать задачи повышенного уровня сложности самое серьёзное внимание надо уделить именно обучению поиску решений, а не показывать готовые алгоритмы или стандартные процедуры. Надо научиться использовать различные эвристические методы – находить рациональные пути преобразования выражений, выявления тех или иных свойств функции, план решения уравнения или системы уравнений.
Основной проблемой школьников является ограниченное время, то есть времени, выделенного в среднем на один вопрос, зачастую оказывается недостаточно. Поэтому хотелось бы обратить внимание учителей, в первую очередь, на развитие навыков рационального и быстрого счёта.
В последние годы в тестах по математике на ЕНТ увеличилось количество:
● геометрических задач;
● заданий с обратными тригонометрическими функциями;
● уравнений с параметрами;
● заданий на вычисление интегралов, производных и их применение (площади криволинейных трапеций, объёмы тел вращения, уравнение касательной к графику функции).
● задач по теме «Векторы и координатный метод решения геометрических задач»
В силу того, что в школьной программе на данные темы отведено очень малое количество времени, школьники обычно не справляются с этими заданиями.
Рекомендуем использовать факультативные часы для углубления знаний по данным темам.
Таким образом, подготовка к ЕНТ не должна подменять систематическое изучение школьных предметов; как любая традиционная подготовка к экзамену, она должна включать планомерное повторение, обобщение, систематизацию знаний различных разделов курса математики, варьировать стандартные условия заданий, рассматривать новые типы заданий.
Рекомендуемая литература
Рустюмова И.П.,Кузнецова Т.А.,Рустюмова С.Т. Пособие для подготовки к ЕНТ по математике. Алматы: «Зият Пресс», 2005.-544 стр.
Исмаил Акйол. Математика: Учебно-методическое пособие и сборник тестов для поступающих в ВУЗы. Алматы:ҚАЗақпарат, 2005.– 222 стр.
Мырзахан Қабасұлы. Математика: Бірыңғай ұлттық тест тапсырушыларға көмекші құрал.
Сборник тестов по математике. НЦГСОТ; Астана -2005, 2006.
Подготовила: Касенова А.Е., преподаватель СК ИПК и ППК.
История Казахстана
Подготовка детей к сдаче ЕНТ в тестовой форме по истории Казахстана имеет большие различия с подготовкой к устному экзамену. В течение года детям необходимо вспомнить материал с 6 класса до современности. При этом навряд ли знания и навыки полученные по истории в течении этих лет могут помочь сдать экзамен успешно, так как тесты имеют свою специфику. Тестовые задание - это сгусток информации ответ, на который нужно дать быстро и точно без особых на то умозаключений, тем более в варианте 30 вопросов по разным периодам истории Казахстана и различным аспектам и историческим процессам, которые протекали на территории Казахстана. Поэтому с сожалением приходится признавать, что зачастую подготовка к экзамену превращается в сплошную «зубрешку» тестовых сборников. Но учить или «зубрить», бессистемно, также чревато для детей большой нагрузкой на их память. Тестовые задания к сожалению проверяют не качество знаний детей, а возможности их памяти.
Работа учителя при подготовке к ЕНТ
При подготовке детей к сдаче ЕНТ по истории Казахстана необходимы следующие условия.
1. Наличие учебников по истории Казахстана с 6 по 11 класс
утвержденные Министерством образования.
Сборники тестовых заданий с 2000 г выпущенные НЦГСОТ. Сборники НЦГСОТ нужны для проверки знаний на уроках и домашних условия.
Сборник по истории Казахстана Бексултановой как наиболее полный
по объему сборник тестовых заданий.
Наличие времени для подготовки в виде спецкурса.
РАБОТА С УЧЕБНИКАМИ и Тестами требует определенной системы.
В основе работы должен лежать хронологический принцип. Работа с учебником требует кропотливого труда. Необходимо соотносить материал тестовых заданий и школьного учебника, при этом мы выясним что большинство заданий касаются личностей, терминов, городов, дат, и другой фактологический материал. Следует выписывать по определенным блокам этот материал.
Для 6 класса этот материал может быть выделен в следующие блоки.
Археологическая периодизация.
Хронологическая таблица, для всей истории Казахстана, она есть в
Сборнике Бексултановой.
Археологические памятники привести в таблицу.
Изобретения каменного и бронзового века.
Антропологическое развитие человека.
Племена, географическое размещение, особенности гос устр-ва и т п.
Термины.
Завершив работу с учебником 6 класса можно перейти к следующему учебнику и так, просмотреть и выписать задания для всех классов. Это очень сложно, так как иногда почти из каждой строки текста учебника составляется тестовое задание. Поэтому следует выбрать несколько направлений работы изначально. Например выписав термины из учебника 6 класса, туда с правильной последовательностью необходимо дописывать термины и по другим классам, тогда у вас получится цельный блок по терминологии истории Казахстана. То же самое можно сделать по городам начиная с Аркаима протогорода периода бронзы, до Астаны современной столицы Казахстана и т.п. К этой работе при правильной постановке задания можно привлечь самих детей непосредственно заинтересованных лиц в этом процессе. В процессе составления блоков и их наполнении материалом, следует учитывать то, что всегда будут оставаться тестовые задания вне выбранных вами блоков, поэтому должен существовать блок «Прочее», или «Разное»
В тестовых заданиях мы часто встречаем вопросы, которые требуют знаний детей о тех или иных количественных показателей в истории Казахстана. Например, какое место Казахстан занимал по производству свинца, или сколько было выделено денег на покупку сельхоз машин, или сколько Казахстднцев стали Героями Советского Союза. Поэтому считаю обязательным выделение такого блока как «Количественные показатели»
Когда работа по выделению блоков закончится и вы наберете материал по всем периодам истории Казахстана, у вас окажется, не полная, но собственная база тестовых заданий, которую имеет НЦГСОТ. ОНА будет выдержана во-первых хронологически, во-вторых по направлениям, тех блоков, которые вы сочли нужны выделить.
Записав эти блоки, ученики будут иметь возможность повторять ее дома, в школе, и т д.
«Работа в паре» ученики самостоятельно проверяют друг друга по материалам блоков. При этой работе важно добиться духа соревновательности у учеников.
Также при подготовке следует обратить внимание на то, что у разных детей по-разному развит тот или иной вид памяти.
При подготовке детей и в процедуре их ответов всегда нужно напоминать, то чтобы они внимательно должны читать вопрос и обязательно запоминать их формулировку, так как зачастую НЦГСОТ при обновлении тестовых заданий пользуется методом обратных заданий, когда вопрос превращается в ответ, а ответ в вопрос тестового задания.
Физика
Достижение ожидаемых результатов обучение (целей, как учебных результатов), современное получение объективной достоверной информации – количественной и качественной- необходимо для повышения эффективности работы образовательного учреждения и всей системы в целом, для принятия управленческих решений и т.д., усиливает проблему оценки качества образования, и технологии, в том числе процедуру оценки результатов обучения учащихся.
Новые требования и результаты обучения в школе предполагают необходимость всесторонне и объективно оценивать успехи в достижении планируемых результатов обучения каждого учащегося, его отношение к учебе и динамику развития каждого индивида.
Оценочные инструменты, методы и средства проведения контроля для отслеживания учебных достижений учащихся на каждом уровне общеобразовательной подготовки разрабатываются самими учителями, при этом предполагается текущий и итоговый контроль, проводимый по образовательным областям при завершении темы, курса, исследовательского проекта; в конце семестра, четверти, полугодия и года.
Единые Национальные экзамены организуются независимым органом и проводятся для определения учебных достижений учащихся в соответствии с ожидаемыми результатами, отслеживание качества образовательного процесса в школе, выяснение и сравнения уровней достижения ожидаемых результатов учащихся в национальном масштабе.
ЕНТ- независимая от организаций образования государственная система оценки качества образования, основанная на новых технологиях, совмещающая итоговую государственную аттестацию выпускников школ и вступительные экзамены в колледжи и вузы.
Цель ЕНТ: Создание системы независимой внешней оценки учебных достижений, обеспечивающей высокое качество образования.
Задачи ЕНТ:
Повышение объективности, достоверности оценки качества образования
Обеспечение социальной справедливости в доступе к высшему и среднему профессиональному образованию
Обеспечение государственного контроля и управления качеством образования с помощью единых измерительных материалов.
Пути улучшения готовности учащихся к ЕНТ
К началу 11 класса учащиеся выпускных классов должны определиться с выбором четвертого экзамена. Поэтому необходимо организовать таких ребят в группу и начинать с ними систематическую подготовку к сдаче ЕНТ. Порой достаточно выделить для этого два час в неделю (пара). В идеальном варианте администрация школы должна найти возможность оплатить эти часы за счет вариативной части, как факультативные занятия. Соответственно учитель должен представить программу таких занятий и проводить их строго по плану в определенное время. В худшем варианте такие занятия проводятся за счет энтузиазма учителя-предметника. При таком подходе можно создать специальные условия для подготовки во время уроков. В любом случае положительный эффект от таких занятий будет только в том случае, если они носят систематический и планомерный характер. С этой целью Вы должны определиться с количеством часов, которые будут отведены на подготовку (возможно, часть занятий будет организована во время весенних каникул) и взяв за основу «Программу по физике 9-11» в соответствии с количеством часов, отведенных на ту или иную тему (желательно вычесть время, отводимое на выполнение лабораторных и контрольных работ), пропорционально распределить часы на повторение. Занятия должны быть завершены к 25 мая. Во время консультаций в июне месяце можно остановиться на отдельных частных вопросах (например: выражение единицы измерения физической величины через единицы измерения величин, принятых за основные). В течение полугодия необходимо несколько раз организовать пробное тестирование. Для этого надо обратиться в Центр тестирования по СКО.
Подготовка должна носить тематический характер. Поэтому сначала необходимо дать обзорную лекцию по той или иной теме, сделав акцент на самые главные структурные элементы. Затем необходимо разобрать подходы к решению стандартных и нестандартных задач по данному материалу. Необходимо учесть, что математический аппарат ученика 11 класса (особенно дифференциальные исчисления) позволяет более эффективно решать некоторые задачи по физике. Закрепление материала осуществляется в виде выполнения домашних заданий: составления обобщающего опорного конспекта, решения специально подобранных задач, проработка тематических тестовых контрольных работ и вопросов по данной теме в вариантах по ЕНТ за предыдущие годы.
Тест ЕНТ содержит 120 вопросов с выбором ответа по четырем предметам, один из которых – предмет по выбору. На выполнение теста отводится 180 минут, то есть скорость выполнения теста 0,67 вопроса/мин.
Итоги национального тестирования становятся независимой проверкой деятельности учителя, оценкой способности выполнить социальный заказ, поэтому каждый из преподавателей заинтересован в повышении качества знаний выпускников. Пути реализации данной задачи:
Тщательный анализ содержания и классификация опубликованных материалов.
Проведение уроков, на которых бы учащиеся были поставлены в условия, сходные с теми, в которых они будут находиться при прохождении ЕНТ
Для этого необходимо:
Широкое внедрение в учебный процесс тестовой проверки знаний с постепенным наращиванием темпа выполнения заданий и доведения его на выходе до необходимой скорости 90 вопр/мин.
Систематическое проведение физических диктантов.
Составление памяток для учащихся с методическими рекомендациями по выполнению заданий ЕНТ.
Формирование вычислительных навыков (навыков оценки получаемой величины)
Рекомендации по проведению уроков
Запоминание формул и определений способствует систематическое проведение физических диктантов, методика выполнения которых достаточно хорошо описана в литературе.
Можно проводить комбинированные контрольные работы. Первая часть – это из тест из пяти «открытых» заданий, рассчитанный на 12-15 минут. Вторая часть – это классическое контрольной задание из трех задач разной сложности. По истечении 15 минут учащиеся сдают таблички ответов, которые учитель проверяет во время выполнения учениками второй части работы. При такой форме контроля учащиеся заинтересованы, как можно быстрее выполнить тест, так как знают, что их ожидает другой вид работы, а учитель может пронаблюдать динамику изменения скорости выполнения теста, проверив тест во время того, как учащиеся выполняют вторую часть работы.
Список рекомендуемой литературы:
Тарасов Л.В., Тарасова А.Н. Вопросы и задачи по физике (Анализ характерных ошибок поступающих во втузы): Учеб. Пособие, - 3-е изд.. перер. и доп. – М.: Высш.шк.. 1984. – 256 с., ил.
Янчевская О.В. Физика в таблицах и схемах. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 96 с.: ил. – (Серия «Школьная программа»)
Кабардин О.Ф. и др. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений : Дидактический материал. – 2-е изд. – М. Просвещение, 1995. -223 с.;ил.
Симакин М.В. Тестовые задания, формулы, решения, ответы по физике для поступающих в вузы. Кокшетау 2004.
Сборник тестов по физике. НЦГСОТ; Астана -2005
Материал подготовили:
Методист Сев Каз ИПК и ППК: Сейдахметова Э.А.
Старший преподаватель Сев Каз ИПК и ППК: Рамазанов А.Р.
География
К началу второго полугодия большая часть учеников выпускных классов уже должна определиться с выбором четвертого экзамена. С этой целью учителя должны больше уделять времени, которое будет отведено на подготовку к ЕНТ (возможно, часть занятий будет организована во время каникул), и, взяв за основу ГОСО 2002 г. РК «Программу по географии 5-11 классов», количество часов, отведенных на ту или иную тему пропорционально распределить часы на повторение. Важно учителю не только четко представлять программу своего предмета «География» по всем курсам, но и иметь хотя бы трехлетний материал по учебно–методическому пособию «Сборник тестов», созданных Национальным центром государственных стандартов образования и тестирования.
Сделать выборку материала по темам курса. Это даст возможность нацеливать учащихся уже с 5 класса на более глубокое понимание изучаемого материала и ориентирование их на более продолжительное время запоминания.
Использовать факультативные часы для углубления знаний по данным темам. Необходимо развивать теоретические знания учащихся, отрабатывать умения и навыки работы с тестами. Для отработки навыков работы с тестами рекомендуется регулярно использовать тестирование как форму контроля качества знаний учащихся. Тестирование позволяет проверить большой объем знаний учащихся, быстро проверить ответы и выставить более объективную оценку. При помощи тестов проверяются теоретические, практические и прикладные знания учащихся.
Из 30 вопросов каждого варианта тестовых заданий 50 % вопросов отведены Географии Казахстана, а следующие 50% вопросов распределены по всем остальным курсам географии. В тестовых заданиях встречаются наиболее трудные вопросы.
Например: тема: «Климат» является, по мнению учителей, одной из наиболее сложных в тестовых заданиях курса физической географии. Сложность этой темы обусловлена объективными причинами, поскольку здесь сосредоточены важные теоретические вопросы о закономерности распределения тепла и влаги, о взаимосвязи различных компонентов природы. После изучения этой темы провести тестирование по разным уровням сложности.
При изучении темы «Население и трудовые ресурсы» часто в тестовых заданиях происходят изменение данных по численности населения республики, по миграции населения, по плотности населения и др. Необходимо использовать книгу «Казахстан в цифрах», а так же материалы последней переписи населения. В этом статистическом сборнике приведены полные сведения о росте численности населения республики за последние 30 лет, а в последней переписи населения можно получить свежие данные по численности населения республики в целом и по регионам.
В вопросах тем: «Крупные торговые партнеры Казахстана», «Топливно-энергетический комплекс» в тестовых заданиях цифры ежегодно меняются, поэтому учащиеся затрудняются правильно определить группы стран, уровень роста добычи нефти, газа, железа и др. По материалу данных уроков можно пополнить некоторые знания учащихся, главным образом – из внешкольных источников («Стратегия – 2030», Послания Президента, телевидения, периодической печати, научно-популярной литературы).
Всех учителей географии обращаем внимание на первый раздел учебника «География» 10 класс естественно-математического направления авторов А.С.Бейсеновой, К.Д. Каймулдиновой, С.А. Абилмажиновой, К.М. Баймурзаева, Ж.Достай, Г.М.Тусупбековой, Алматы «Мектеп» 2003г., 2004г.
I раздел назван «Общие географические закономерности», где выделено 17 часов для более глубокого изучения материала, ранее изучаемого в 5-6-7 классах.
Материал авторами в учебнике описан глубоко – научно, с большим объемом новейших сведений о Земле.
Учителям, работающих в классах общественно-гуманитарного направления, большую помощь окажет этот учебник для подготовки работы по ЕНТ.
Дополнительная литература:
- Сборники тестов по географии, 2004, 2005, 2006г. (учебно-методическое пособие) Министерство образования и науки РК Национальный центр государственных стандартов образования и Тестирования.
- ГОСО – 2002г.
- Программы по предмету «География» 5-11 классы МОиН РК
- Учебники по курсам предмета «География».
Составители: Виноградова Л.А. ст.преп. ИПК и ППК
Ахметова Н.И. методист ИПК и ППК
Биология
Единое национальное тестирование совмещает в себе функции выпускного экзамена за одиннадцатилетнюю школу и вступительного экзамена в ВУЗ. При подготовке к этому экзамену учащиеся должны как самостоятельно, так и с помощью учителя повторить, систематизировать и закрепить знания основных разделов биологии.
В качестве основных форм подготовки можно предложить следующие:
а) факультативные занятия по предмету (в случае, если биологию сдают несколько человек).
Тематика разделов факультативного курса может соответствовать логике изучения предмета биологии в школе. Например, в плане могут иметься разделы: «Растения», «Животные», «Человек», «Общая биология». Во время занятий учитель активизирует знания учащихся, предлагает дополнительный материал и, в качестве проверки, проводит тестирование по вопросам сборников к ЕНТ.
б) введение тестового контроля в учебный процесс (если биологию сдает весь или почти весь класс).
В течение каждого урока 7-10 минут отводится на повторение и тестирование по основным вопросам из сборников.
в) индивидуальные задания и консультации (если биологию сдает один - два человека из класса).
Любое занятие должно содержать тестирование и объяснение теоретического материала, разбор непонятных вопросов, рефлексивный этап.
По отношению к содержанию материала, используемого в тестах необходимо отметить следующее:
Материал тестов по ботанике, зоологии, анатомии имеет уровень более высокий, чем в средней школе. В связи с этим, подготовка должна осуществляться по «вузовским» учебникам, использующим научную терминологию и классификацию.
Учащиеся чаще всего затрудняются ответить на вопросы по генетике и цитологии, не решают задачи на определение генотипа родителей, потомства, на сцепленный и промежуточный характер наследования. Необходимо обратить внимание на отработку навыков решения генетических задач.
Особое внимание необходимо обратить на усвоение знаний об обмене веществ как главном признаке живых организмов, сущность обмена веществ, его этапы, процессы биосинтеза белка и фотосинтеза.
Не менее важным является материал о способах видообразования, движущих силах, результатах и направлениях эволюции, биологическом прогрессе и регрессе.
Сложными вопросами оказались для выпускников задания о нервно-гуморальной регуляции человека, расщеплении белковых молекул, составе и росте костей. Необходима усиленная отработка материала о рефлекторной дуге и составляющих ее элементах, последовательном участии разных нейронов в передаче нервного импульса.
Рекомендуется повторить материал о многообразии растений и животных, их классификации в органичной связи с изучением теории эволюции и вопросов экологии.
Педагоги должны запланировать работу с различными типами заданий, предлагаемых в ЕНТ. Это несложно выполнить, так как включение таких заданий в каждую программную тему расширяет спектр учебной деятельности, с помощью которой вырабатываются умения. На этапе промежуточного, текущего контроля, а также и на завершающем этапе изучения темы, при подготовке, например, к тематическому контролю, целесообразно предлагать задания с выбором ответа, а также с кратким и развернутым ответом.
Подготовка к ЕНТ не должна подменять систематическое изучение школьных предметов; как любая традиционная подготовка к экзамену, она должна включать планомерное повторение, обобщение, систематизацию знаний различных разделов курса биологии, варьировать стандартные условия заданий, рассматривать новые типы заданий.
При ответе вопросы ЕНТ учащиеся помимо воспроизведения знаний анатомо-морфологического материала, умение называть признаки таксонов, живого, структуры клетки, воспроизводить определения, копировать элементарные виды практической деятельности должны показать такие мыслительные операции, как анализ и синтез конкретизация и обобщение.
Учащиеся должны уметь характеризовать особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов. Иметь четкое понятие отличия животной клетки от растительной.
Должны уметь определять основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений, подцарств, типов и классов животных.
Учащиеся должны уметь характеризовать учение Ч. Дарвина о движущих силах эволюции и ее результатах. Особое внимание необходимо обратить на действие разных форм отбора - стабилизирующего и движущего, на вопросы и задания, требующие установления родства беспозвоночных и позвоночных животных, названия вероятных предков пресмыкающихся, выявление конкретных морфологических признаков в эволюции организмов на разных ее этапах.
Необходимо учитывать возникающую сложность при перечислении факторов эволюции. Обычно факторами считают отбор, дрейф генов, мутации и изоляцию. Борьба за существование - это компонент естественного отбора и отдельным фактором считаться не может.
Должны уметь обосновывать взаимосвязи строения и функций органов и систем органов, организма и среды. Особое внимание желательно обратить на классификацию тканей, функции различных органов и систем, отличительные признаки строения животных различных систематических групп.
Учащиеся старших классов должны уметь обосновывать роль круговорота веществ, разнообразия видов, регулирования численности популяций в сохранении экосистем, иметь знания о биотических факторах, биогеоценозах, формах взаимоотношений в экосистеме (симбиоз, конкуренция, квартиранство, паразитизм), должны уметь правильно строить пищевые цепи, экологические пирамиды, объяснять космическую роль растений - аккумуляцию солнечной энергии.
Должны уметь сравнивать мутационную и модификационную изменчивость организма.
Уметь распознавать организмы бактерий, грибов, лишайников, клетки, ткани растений, животных; иметь понятие об ароморфных признаках покрытосеменных, признаки деления их на классы.
Уметь показать знания о генетике, сущности гибридологического метод, значении близкородственного скрещивания, роли самоопыления в получении однородного потомства. Хорошо знать законы наследственности, расщепление по генотипу при неполном доминировании, промежуточном характере наследования. Особое внимание обратить на терминологию.
Составитель: зав. кафедрой
«Содержания образования» О.Ю. Тушинская
Английский язык
Рекомендуем несколько способов подготовки выпускников школ к ЕНТ.
Прежде всего, необходимо отводить не менее 8- 10 минут каждого урока выполнению тестовых заданий. В течение учебного года рекомендуется проводить контроль знаний учащихся в форме тестов для отработки навыков выполнения тестовых заданий. Целесообразно во втором полугодии вести факультатив для подготовки к сдаче ЕНТ.
При подготовке к ЕНТ по английскому языку рекомендуем разбить учебный материал на следующие блоки:
I Morphology .Parts of speech.
1 The noun.
2. The adjective.
3. The numerals.
4. The pronouns.
5. The verb.
Indefinite tenses.
Continuous tenses.
Perfect tenses
The voice
The modals
The infinitive
The gerund
The participle
The irregular verbs
6. The adverb.
7. The preposition.
8 .The conjunction.
9. The interjection.
10. The article
II. Syntax.
The simple sentence.
The complex sentence.
Types of Subordinate Clauses
Conditional sentences
Direct and indirect speech
Sequence of tenses.
Subjunctive Mood.
The Complex Object
Особое внимание следует уделить следующим темам:
The gerund
The article
Conditional sentences
The preposition
The Passive voice
Sequence of tenses
Как быстро и правильно выполнить тест по иностранному языку
Как правило, тестирование ограничено по времени: в среднем учащийся может потратить 34-40 секунд на одно задание. Поэтому рациональной считаем методику выполнения тестов, предложенную Л. И. Романовой , вытекающую из одного из основных правил их конструирования. Суть методики заключается в следующем:
1) из 5- ти предлагаемых ответов три составлены заведомо неправильно, поэтому они отбрасываются и внимание сосредотачивается на 2-х оставшихся;
2) необходимо обращать внимание на слова, стоящие до и после пропуска, они помогут определить нужное слово или словосочетание,
3) если ответ несколько раз изменялся, а неуверенность в варианте остаётся, целесообразнее остановиться на первом пришедшем в голову варианте, согласно статистике, именно он, вероятнее всего, и есть правильный ответ .
4) нельзя тратить слишком много времени на одно предложение, следует переходить к следующему ,можно вернуться к нерешённому варианту позже.
По окончании следует проверить работу ещё раз, так как при выполнении заданий часто допускаются ошибки по невнимательности. При проверке нужно аргументировать себе, почему ответ верен, к какой грамматической теме относится предложение, какие трудности Вам встречались при изучении этой темы.
При подготовке к ЕНТ рекомендуем использовать следующую литературу:
Гичева Н., Дворжец О., Черкашина Л. 1200 тестов по английскому языку. М.: Айрис пресс, 2002 – 250 с.
Качалова К. Н., Израилевич Е. Е. Практическая грамматика английского языка.М.: Лист Нъю, 2003.-544 с.
Кудинова Н. И. Подготовка к письменному экзамену. Тесты. Саратов, Издательство «Лицей», 2005- 126 с.
Николаенко Т. Г. Тесты по грамматике английского языка. М.: Рольф, 2002-160 с.
Резник Р. В., Сорокина Т. С. Грамматика английского языка с упражнениями. Для учащихся средней школы. Челябинск: «Урал» 1999- 288с.
Романова Л. И. Английская лексика в тестах – 2 издание М.: Айрис – пресс, 2004 -336 с.
Романова Л. И. Английская грамматика в тестах.- 2 издание. М.: Айрис пресс, 2004 – 350с.
Тихонов А. А. Английский язык. Пособие для интенсивной подготовки к выпускным, вступительным экзаменам и ЕГК по английскому языку.М.: «ВАКО», 2004 – 286 с.
Подготовила: ст. преподаватель СК ИПК и ППК, О. В. Грибовская
Немецкий язык
При подготовке к ЕНТ необходимо учесть подготовку общеучебных навыков и умений по всем видам речевой деятельности.
ЕНТ предусматривает решение тестовых заданий, в этой связи важную роль играет приобретение навыка решения тестовых заданий.
По результатам анализа тестовых заданий предыдущих лет замечено, что к наиболее часто встречающимся темам относятся спряжение глаголов, сложноподчинённые предложения, употребление предлогов, управление глаголов.
Следует обратить внимание на изучение этих тем при обучении всем видам речевой деятельности. Так при обучении аудированию, кроме заданий на понимание текста и слуховое восприятие, нужно подобрать задания с акцентом на грамматические структуры. Н-р: определите временную форму в которой излагается текст, какие предлоги употреблены для обозначения места и времени события и т.д.
При обучении чтению – возможны следующие варианты заданий: найдите в тексте глаголы в различных временных формах и определите их временную форму, наклонение, назовите инфинитивную форму данных глаголов, их три основные формы, глаголы с устойчивым управлением, сложноподчинённые предложения- преобразуйте их в простые или наоборот. Перескажите текст в другой временной форме, преобразуйте его в диалог(сказку, интервью) в другой временной форме. Найдите в тексте предлоги + существительные – определите их падеж, на какой вопрос они отвечают.
При обучении письму возможны вышеназванные задания, а также : напишите сочинение, используя только одну временную форму или несколько для выражения прошлого или будущего. Напишите рассказ, используя только страдательный залог или сложноподчиненные предложения, Составьте описание картинки, используя как можно больше предлогов места или времени. Напишите изложение в другой временной форме отличной от оригинала.
При обучении говорению возможны следующие задания: составьте сложноподчиненные предложения из простых и наоборот. Ответьте на вопросы, используя только предлоги, страдательный залог. Разыграйте диалог в прошедшем, настоящем времени, используя только перфект и презенс, или в прошедшем, используя только претеритум и плюсквамперфект. Возьмите интервью, используя при этом сложноподчиненные предложения и т.д.
Таким образом, подготовка к сдаче ЕНТ по немецкому языку возможна не только и не столько на механическом натаскивании путём выполнения тестовых заданиях, но, и – это очень важно на занятиях , преследующих и выполняющих главную цель обучения языку- коммуникативную, т.е.обучению чтению, письму, аудированию и говорению.
Здесь важно правильно подобрать задания, выполнение которых даёт возможность формирование и развитие языкового «чутья», умения чувствовать язык, развивать логическое мышление при обучении языку. При формировании речевых компетенций – лингвистическая грамотность развивается через логическое и аналитическое мышление, а также через чувство языка.
Выполнение только грамматических заданий, акцентирование внимания только на грамматике закроет путь к основной цели – коммуникативной. Следует помнить, что грамматика только средство обучения языку.
План научно- экспериментальной работы
1.Составление тематики исследовательских тем, отчёт по ним.
2. Планы кафедр по научно-экспериментальной работе
3. Портфолио преподавателя и методиста:
Тема исследовательской работы
План саморазвития
Программы по курсам
Лекции
Практические занятия
Издательская деятельность
Участие в конференциях и конкурсах
4. Конференции, конкурсы.
5. Экспериментальные площадки + ответственные. Программа методической помощи экспериментам.
6. Разработка проектов по профильному образованию (Черепанова О.В.,Власенко С.В.Терейковская Т.В.Запорощенко Н.Ф.,Тушинская О.Ю. )12-летнему начальному Жайсенбаева Х.Х., Батырбаева Н.К., Абдульманова Б.А., Саксенбаева А.С.)., по проектно-исследовательской деятельности УО- Байгунакова Ш.Х., Сабиева К.У., Выходцева Л.И.
7. Методическая учёба – тематика (по запросам преподавателей и методистов)- зав каф.
Подготовила: заместитель директора СК ИПК и ППК Байгунакова Ш.Х.
Химия
В Казахстане была введена новая модель проведения выпускных школьных и вступительных вузовских экзаменов - единое национальное тестирование(Е.Н.Т) ЕНТ предусматривает совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников организаций среднего общего образования и вступительных экзаменов в высшие профессиональные учебные заведения.
Реализация идей подготовки к Е.Н.Т. возможна в условиях использования в сфере образования перспективных форм, методов, средств обучения. Основная цель ЕНТ объективно оценить уровень и качество подготовки выпускников. Полученная информация позволяет проанализировать различные стороны подготовки выпускников и на этой основе выявить сильные и слабые стороны предмета.
В качестве основных форм подготовки к ЕНТ можно рекомендовать следующие:
А) курсы по выбору
Б) факультативные занятия
В)индивидуальную работу
Г) введение тестового контроля в учебный процесс
Настоящие рекомендации предназначены для учителя с целью организации подготовки к единому национальному тестированию. Система подготовки к ЕНТ включает:
1. Анализ результатов предыдущего тестирования;
-получение информации об уровне и качестве подготовки учащихся;
-оценка овладения учащимися содержанием учебных предметов в обязательном уровне;
- определение основного и дополнительного учебно-методического обеспечения учебного процесса;
- создание «банка данных» измерителей с проверкой использованных тестов на валидность, по предмету химии.
2. Совершенствование уровня подготовки учащихся по предмету, с использованием;
- повторения и обобщения наиболее значимых и объективно трудных элементов содержания ( особенности строения и состава неорганических веществ и органических, классов неорганических веществ, зависимость свойств органических веществ от их строения, особенности протекания гидролиза, электролиза., окислительно- восстановительные реакции)
- формирования умений применять полученные знания в новой ситуации;
- контролирующих задания различного типа, аналогичных заданиям измерителей единого национального тестирования.;
- внедрения в практику работы учителя проведение тест контроля (текущего,рубежного, итогового). после изучения основных тем химии;
- коррекции и отслеживания результатов промежуточного тестирования по предмету, для каждого учащегося;
- подбора алгоритмов при решении стандартных задач и отработка умений работы по алгоритму;
- организации образовательного процесса на подготовку к сдаче ЕНТ на базовом и повышенном уровне;
- организации работы с различными типами заданий, предлагаемых в ЕНТ;
- системы раннего прогнозирования затруднений, связанных с подготовкой к ЕНТ-
-ликвидации пробелов путем построения индивидуальной образовательной траектории;
В процессе подготовки к тестированию необходимо организовать систематизацию теоретического материала, объединенного сложными причинно-следственными связями. Система работы по предмету опирается на основные принципы преподавания химической науки:
-приоритетности наук естественнонаучного цикла;
-историзма научного подхода;
-равенства позиций;
-доверительности;
-обрат ной связи;
-занятия исследовательской позиции.
Согласно этим принципам необходимым условием организации этой системы является приобретение учащимися субъективности в процессе обучения.
Материал тестов по химии имеет более высокий уровень, чем в средней школе, подготовка к ЕНТ должна осуществляться по учебникам предназначенных для ВУЗов
3. Упорядочить, имеющиеся знания у учащихся о правилах при подготовке к ЕНТ
-изучить основные документы для подготовки учащихся к ЕНТ;
-познакомить учащихся с рекомендациями психологов для подготовки к экзаменам;
- рекомендовать учащимся отработать навыки работы с тестами в условиях комплексного централизированного тестирования;
4.Совершенствовать подготовку учителя к ЕНТ:
- прохождение курсов повышения квалификации при обл ИПК и ППК;
- пропаганду и обмен передовым педагогическим опытом;
- организацию самообразования педагога в аспекте подготовки к ЕНТ.
Составила преподаватель: Черепанова О.В
Приложение
к Правилам организации и проведения единого
национального тестирования
Шкала перевода баллов сертификата ЕНТ
в оценки аттестата о среднем общем образовании
Утверждены приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 16 марта 2004 года № 213, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Казахстан за №2804
Внесены изменения и дополнения приказом и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 апреля 2004 года № 373, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Казахстан за № 2837
Внесены изменения и дополнения приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 декабря 2004 г. № 1057, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Казахстан за № 3345
Внесены изменения и дополнения приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 февраля 2006 г. № 89, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Казахстан за № 4134.
4