kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Одним из основных направлений модернизации современной школы стало введение стандарта нового поколения.  Введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом. При разработке Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование у младших школьников умения учиться, создание условий способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечивающих их личностный рост. Модель выпускника начальной ступени обучения – творчески развитая личность, которая обладает жизненной и нравственной культурой, осознает ценности образования, проявляет инициативу и творчество. Миссия школы  по реализации творческого потенциала младшего школьника включает: 1. По отношению к учащимся – создание развивающего образовательного пространства, обеспечивающего личностный рост и социализацию. По отношению к педагогам – предоставление каждому сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, повышение уровня педагогического мастерства 3. По отношению к родителям – вовлечение их в совместную деятельность 4. По отношению к социуму – развитие социального партнерства, сетевого взаимодействия, информационной открытости образовательного учреждения

Просмотр содержимого документа
«ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ »

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ


Кашпур О.В.

Троицкий район

МКОУ «Яснополянская СОШ»


 Одним из основных направлений модернизации современной школы стало введение стандарта нового поколения.  Введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом. При разработке Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование у младших школьников умения учиться, создание условий способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечивающих их личностный рост. Модель выпускника начальной ступени обучения – творчески развитая личность, которая обладает жизненной и нравственной культурой, осознает ценности образования, проявляет инициативу и творчество. Миссия школы по реализации творческого потенциала младшего школьника включает: 1. По отношению к учащимся – создание развивающего образовательного пространства, обеспечивающего личностный рост и социализацию. По отношению к педагогам – предоставление каждому сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, повышение уровня педагогического мастерства 3. По отношению к родителям – вовлечение их в совместную деятельность 4. По отношению к социуму – развитие социального партнерства, сетевого взаимодействия, информационной открытости образовательного учреждения

В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствовал идеологии нового стандарта, что нужно изменить в работе учителя, чтобы ученики класса успешно выполнили те требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершению обучения в  школе. В связи с переходом на ФГОС НОО я, как учитель начальных классов, прошла обучение ГОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» по теме «Педагогическая деятельность в условиях перехода на ФГОС общего образования».

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает: новую цель образования, новые средства обучения, новое содержание образования, новые технологии обучения.

Начальные классы нашей школы осуществляют обучение по УМК «Школа России».  УМК «Школа России» сегодня — это мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Реальная возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования. Эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций.  Постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы.

Информационно-образовательная среда УМК «Школа России» представлена не только учебниками, рабочими и творческими тетрадями, словарями, дидактическими материалами, различными методическими пособиями по всем предметным  областям учебного плана ФГОС, но и высококачественными комплектами демонстрационных таблиц к ведущим линиям УМК, современными электронными пособиями. Все компоненты комплекса интегрированы в единую методическую систему, помогающую учителю решать задачи современного образования. Большое внимание в обучении учащихся уделяю развитию речи. Развитие речи веду через игру. Развитие речи - процесс сложный и творческий. Он невозможен без эмоций и увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память ребенка каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Шаблон в развитии речи недопустим, механическое заучивание может принести, только вред. Однако и стихийность тоже вредна и недопустима, речь – это последовательная, постоянная учебная работа, которую можно планировать и на каждый урок, и в перспективе. Для развития речи учащихся с большой пользой для их общего развития могут широко использоваться все традиционные виды работ: пересказы, изложения, сочинения. Развитие речи имеет свой арсенал методов, виды упражнений. В развитии речи выделяются три линии: работа со словом, над словосочетаниями и предложениями, связной речью. Совершенствуя речь учащихся большое внимание обращаю на такие формы : точность, ясность, выразительность и правильность речи. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения. Составила фантастические гипотезы. Техника гипотезы ясна, например « Что было бы, если бы …»- дети охотно фантазируют. Основными источниками обогащения словаря являются художественные произведения, тексты в книгах и речь учителя. Работа со словарем – фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным словарным запасом слов, ученик не сможет построить предложение, выразить свои мысли. Работа над словарем на уроках по развитию речи ценна тем, что словарь детей закрепляется не только в устной речи, но и в письменной. По пед.технологии опережающего обучения С. Н. Лысенковой составила для каждого класса блоки.

(Тематический словарь). Такие разделы : Россия, учебные вещи, огород, животные и т.д. Веду понедельную работу по каждому блоку.1 ДЕНЬ – ознакомление со словом, орфографическое проговаривание, запись в словарик, выяснение значения слов. 2 ДЕНЬ – запись в тетради по слогам для переноса. 3 ДЕНЬ – составление словосочетаний, подбор однокоренных слов, составление предложений. 4 ДЕНЬ – составление рассказа с этими словами, озаглавливание текста, отбор лучших названий. 5 ДЕНЬ – словарный диктант. Использование графической наглядности на уроках русского языка обладает большими развивающими возможностями. Объясняется это тем, что при речевом акте и при использовании условных графических средств левое и правое полушарие головного мозга включаются в совместную работу по разному. Графическая наглядность может применяться на любом этапе изучения. Умение читать графический язык, работать со схемами, таблицами – складывается постепенно. В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования,  активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;  построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Стандарт предполагает использование базовых образовательных технологий: обучение на основе «учебных ситуаций,         проектная деятельность, уровневая дифференциация, информационные и коммуникационные технологии.

Важнейшей задачей системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

    Мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке составляют группу ЛИЧНОСТНЫХ УУД.

   Ребёнок учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, т.е. развивает РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД.

    Целью действия ребёнка является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет целый  комплекс ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД: работает с информацией, осуществляет синтез, анализ, использует общие приёмы решения задач.

    В процессе учения дети будут контролировать действия товарища, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. Это значит, что будут развиваться КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД.

      Уже в 1 классе на своих уроках учу детей ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности, осуществлять самоконтроль и давать самостоятельную оценку своей работы на уроке.

Таким образом, дети на основе системно–деятельностного подхода должны учиться учить и оценивать самого себя.

Важным элементом формирования УУД является ориентировка младших школьников в информационно-коммуникативных технологиях. Я широко использую мультимедийный проектор при подаче материала на уроке.  Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью. Для развития детского творчества необходимо:

замечать любые творческие проявления учеников

создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе

Особая роль в интеллектуальном развитии младшего возраста принадлежит воображению, без которого невозможно не только полноценное мышление, но и любая творческая деятельность. Воображение развивается при выполнении специальных творческих заданий, которые предусмотрены во всех учебниках. Их объединят общая дидактическая цель – развитие детей предвидеть, представлять, реконструировать известные образы, придумывать новые. А различаются они своим содержанием. Это может быть работа по составлению мини – рассказа по набору слов, описание своего друга, его поступков. Такие задания помогают выявить детей, склонных к интеллектуальному творческому труду, способных к стихосложению. В классном уголке было выделено место рубрике « Проба пера», куда дети помещали свои стихи, загадки по желанию. Постепенно в работу включались даже те дети, которые на уроках не проявляли особого интереса. Огромная работа проводилась над умением писать письма. Дети знакомились со структурой составления письма, принцип построения, употребление нужных слов. В процессе обучения дети писали друг другу письма. Все это обсуждалось на уроках, определялись неточности. Заключительный этап- написание письма Деду Морозу.

Творческая игра в журналистику не только закрепляет знания. Полученные на уроках, но и развивает стремление к творчеству, инициативе, самостоятельности. В качестве примера – выпуск газеты. Для выпуска газеты создаются группы. Накануне изучается история создания газет, наличие различных рубрик и их назначения, профессии людей, занимающихся созданием газет. Между членами групп были распределяются поручения : редактор, корректор, художник, журналист. Детям предоставляется самостоятельность. Ребята работают дружно, с интересом, вникают во все тонкости. Газеты получаются разные, в них ребята проявляют творческие способности. Учитель координирует работу, оказывает необходимую помощь, направляет деятельность, если это необходимо.

Развитию творческих способностей является свободная атмосфера в школе, в классе, доверие и уважение со стороны учителя, предоставления ученикам самостоятельности, внимание к интересам каждого ученика. Во время любой творческой письменной работы ученик сталкивается с массой слов, правописание которых он не знает. Писать, как слышишь или заглянуть в словарь? Я стремлюсь, чтобы дети дружили со словарем. Это умение контролировать себя, развивать свою речь, накапливать словарный запас, знакомство с лексическим значением новых слов. Словарные упражнения учат правильному орфографическому произношению. Проектный и исследовательский метод, широко представленный в новых стандартах. Сегодня уже никого не приходится убеждать в важности и необходимости методов проектов (в переводе замысел, план). Технология организации проектной деятельности включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути. Мы с детьми тоже готовим проекты. Проекты различны по форме, теме, содержанию. В 1 классе – это рисунки, поделки. Также авторы учебников тоже предлагают работу над проектами. На уроках мы собираем нужный материал, обсуждаем тему, а дома ребята воплощают свои идеи в жизнь Лучшие проекты можно увидеть уже в конце 3 и 4 классов. Хочется поделиться своим опытом в проектной деятельности. Технология проектов позволяет формировать навыки проектной деятельности. Работа по данной методике даёт возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно овладевать умением осуществлять проектную деятельность и вырабатывать ценностное отношение к общению со сверстниками, учителями. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять и прогнозировать, формирует адекватную самооценку, предусматривает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Ведет к личностному росту ребенка - это главное в работе каждого учителя. Данная технология: 1) отвечает современным требованиям времени; 2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения; 3) развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе; 4) приучает обучающихся умело использовать ИКТ в учебном процессе; 5) открывает возможности формирования жизненного опыта; 6) стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.

Проектную деятельность я применяю на уроках, во внеурочной деятельности и в пришкольном оздоровительном лагере. За три, последние года, мы с учащимися разработали и реализовали такие проекты, которые не требует много времени: работа с бумагой и картоном «Детская площадка», работа с соленым тестом «Веселый клоун», подготовленная группой учащихся. Для создания исследовательские проектов: «Цветочно-декоративное оформление пришкольного участка», «Лекарственные растения родного края» потребовалось длительный промежуток времени, чтобы изучить, провести наблюдения, обработать полученный материал и оформить работу в соответствии с требованиями и представить на школьных и районных НОУ. При обучении создания проектов создаю ситуацию успеха, поиска, открытий, опираюсь на индивидуальные особенности развития учащихся. Планирую, обучение и воспитание школьников, с учётом их достижений, намечаю пути закрепления и дальнейшего развития достигнутого. В основе обучения использую поисковый подход к изучению программного материала по предметам, что способствует развитию творческих способностей учащихся. Это помогает формировать и развивать основные качества личности, способной к самоконтролю, необходимые учащимся в жизни, прочные навыки культурных, нравственных норм

Важная деталь – презентация. Необходимо помочь детям в этом. Это завершающий этап. Главное не превращать презентацию в соревнование с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы проект победил в какой – либо номинации ( познавательный проект, памятный проект, веселый проект, дружный проект). Это может быть либо оформление альбома, газеты, гербария, коллекции, реклама, сувенир, поделки, учебного пособия и др. Творчество – это самостоятельная, индивидуальная деятельность, где ребенок раскрывает свою индивидуальность, поэтому необходимо предоставить ему свободу. Творческую деятельность можно считать успешной только в том случае, если результаты у всех детей разные. В новых ФГОСах нашла свое отражение и тема дифференцированного обучения, которую  использую в своей практике.  Дифференцированный подход требует одновременно уделять внимание и группе подготовленных детей (индивидуальные домашние задания). Практикую с такими детьми, поручая им работу консультантов. Такая позиция ученика, оказывающего помощь, является весьма эффективным средством активизации учения как для слабо успевающих, так и успешно успевающего ученика. Дифференцированное обучение имеет развивающее (мышление, воображение, память, волю) и воспитывающее (мировоззрение, интерес к знаниям, чувства ответственности, товарищество) значение. Много работаем в группах, парах. Учимся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) критика.

Таким образом, в соответствии с ФГОСами, уроки должны строиться по совершенно другой схеме. Стараюсь усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать, что школьные занятия – это необходимая подготовка к жизни.  Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Проведение урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором так организована  работа, что учитель лишь направляет и дает рекомендации, заставляя детей мыслить, выдвигать свои гипотезы и аргументировать их. Это сложно, но очень важно для гармоничного развития личности.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений обучающегося. 

Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях. Портфель достижений является оптимальным способом организации текущей системы оценки. В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.

Я  использую  в учебно-воспитательном процессе элементы здоровьесберегающей технологии: 

Режим динамической смены поз.

Упражнения на зрительную координацию.

Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных  зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры).

Упражнения на мышечно-телесную координацию.

Дыхательная гимнастика

 Новые федеральные  государственные образовательные стандарты помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность. Она предполагает занятость учащихся по интересам во второй половине дня.   Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Направление и формы внеурочной деятельности: «Я - гражданин», «Юный волейболист», «Вокал и танцы», «Мастерица», «Поделки- переделки», «Футбол», «Лего».

Учителя начальных классов нашей школы принимают активное участие в семинарах различных уровней по актуальным проблемам модернизации начального образования в условиях реализации ФГОС.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Автор: Кашпур Ольга Викторовна

Дата: 17.04.2015

Номер свидетельства: 202572

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения в 8 классе "
    ["seo_title"] => string(152) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-ghieoghrafii-chieriez-ispol-zovaniie-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "121586"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413998548"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Развитие творческих способностей учащихся, через использование коммуникативно-речевых упражнений на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(144) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-chieriez-ispol-zovaniie-kommunikativno-riechievykh-uprazhnienii-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "169063"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423334403"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Развитие творческого потенциала обучающихся в воспитательном процессе "
    ["seo_title"] => string(86) "razvitiie-tvorchieskogho-potientsiala-obuchaiushchikhsia-v-vospitatiel-nom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "201286"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429021189"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Развитие творческих способностей учащихся на уроках природоведения "
    ["seo_title"] => string(81) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-prirodoviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "218403"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433775833"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Формирование коммуникативных УУД как средство повышения мотивации и развития творческой личности учащегося"
    ["seo_title"] => string(113) "formirovaniiekommunikativnykhuudkaksriedstvopovyshieniiamotivatsiiirazvitiiatvorchieskoilichnostiuchashchieghosia"
    ["file_id"] => string(6) "271100"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1451374754"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства