Просмотр содержимого документа
«Компетентностная модель преподавателя спо»
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПО
Понятия компетенции и компетентности
Компетенция - отчужденное, наперед заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере. (А.В. Хуторской)
Компетенция - способность мобилизовать знания, умения и опыт в конкретной социально-профессиональной ситуации. (Э.Ф. Зеер)
Компетенция (в макетах ФГОС CПО и ВПО) – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Компетентность - (А.В. Хуторской) владение, обладание человеком соответствующей компетентностью, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Э.Ф. Зеер : компетентность человека определяют его знания, умения и опыт.
Модель компетенций – это их полный набор, характеризующий эффективное поведение человека, выполняющего определенную профессиональную деятельность.
В отличие от терминов «знание», «умение», «навык» понятие «компетенция» имеет:
интегральный, метапредметный или надпредметный характер;
обобщенный характер (шире, чем ЗУНы);
в своей формирующей основе имеет не только знание и способы деятельности, но и качественные личностные характеристики.
Компетенции включают совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности
по отношению к ним.
Целикомпетентностной модели
1) Создание инструмента «идеальный образ преподавателя» с одной стороны, для повышения эффективности коммуникации между руководством техникума и его подразделений с преподавательским составом; с другой стороны, для анализа преподавателями своих достижений и проблем и определения путей самосовершенствования.
Повышение обоснованности формирования групповых и индивидуальных планов развития персонала на основе анализа разницы между желаемым и фактическим уровнем компетентности.
3) Совершенствование системы вознаграждения преподавателей. Появляется возможность на основе уровня компетентности уменьшить субъективные факторы при установлении надбавок стимулирующего характера к зарплате преподавателя и увеличить их легитимность.
4) Повышение имиджа техникума. Техникум получает инструмент, позволяющий наглядно демонстрировать работодателям и обществу в целом, какие компетенции выпускников техникум стремится обеспечить и какие соответствующие требования техникум предъявляет к своему преподавательскому составу.
3. Необходимость введениякомпетентностной модели обуславливается также требованиями к преподавателям о подтверждении многих компетенций при прохождении аттестации:
владение информационно-коммуникационными и другими педагогическими технологиями;
владение и применение продуктивных методов обучения, развивающих личность ученика, адекватных целям и содержанию образования;
владение навыками педагогической
рефлексии; другие компетенции.
4. Очень подробно расписаны компетенции в стандартах ФГОС 3 для выпускников педагогических ВУЗов:
готовность использовать современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной работы;
способность использовать и разрабатывать методы психолого-педагогической диагностики для выявле-ния возможностей, интересов, способностей детей;
способность создавать систему проектно-исследовательской деятельности обучающихся;
способность восполнить дефициты информацион-ного и методического оснащения
образовательного процесса;
другие компетенции, всего более 40.
5. Структуракомпетентностной модели преподавателя
Образовательные учреждения по-разному подходят к созданию компетентностной модели. Одни ограничиваются перечнем компетенций, другие объединяют компетенции в блоки ключевых компетенций, третьи распределяют компетенции по уровням и значимости.
Предлагается рассмотреть следующую модель.
Основание модели - социально-личностная компетентность преподавателя, которая служит основой для профессиональной и педагогической компетентностей.
Верхняя граница предметной компетентности современного преподавателя определяется нормативно - правовыми документами по данной дисциплине или модулю. В процессе поиска нестандартных задач происходит профессиональный рост учителя и формирование научно- исследовательской компетенции.
В модели появляется творческий уровень.
Социально-личностные компетенции - компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения, к социальному взаимодействию человека и социальной сферы. В них могут входить: компетенции здоровьесбережения, компетенции ценностно-смысловой ориентации, гражданственность, компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии социального взаимодействия с обществом и в личной жизни, компетенции общения и познавательной деятельности.
Общепедагогические компетенции - готовность преподавателя выполнять учебно-воспитательные, научно-методические, организационно-управленческие виды деятельности, то есть общепрофессиональный блок.
Профессиональные компетенции - специальные и профессиональные компетенции в области преподаваемой дисциплины, методическая компетенция в области способов формирования знаний, умений у учащихся по своей дисциплине, умение применить инновационные методы и технологии в своей области. Они имеют следующие составляющие:
Когнитивная составляющая:
- знание предмета;
- знание смежных наук;
- знание и обеспечение реализации содержания и структуры федерального базисного учебного плана;
- знание учебных планов и программы по предмету;
- знание требований ГИА по данному предмету.
Операционно-технологическая:
- умение извлекать информацию и отбирать её по преподаваемой дисциплине;
-самостоятельная работа по накоплению научных материалов, проблем , решений;
- постоянная работа с периодикой;
- умение адаптировать научное знание для достижения учебных целей.
Аксиологическая составляющая:
- глубокое понимание и умение использовать на практике основные ценности, понятия, нормы, достоинства, решения;
- готовность и желание познавать, учиться.
6. Критерии оценки владения компетентностью.
Ценностно-смысловой (личностный) компонент
Показатели:
1. Ценностное отношение к профессии.
2. Ценностное отношение: к событиям, к людям, к себе – образ «Я – учитель-исследователь»
3. Готовность к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту. (8 слайд)
Гносеологический компонент - общепедагогический
Показатели:
1. Знания теоретических и методологических основ предметной области образования.
2. Знание психолого-педагогических основ современного образования (в том числе нормативных документов).
3. Знание требований, предъявляемых к современному учителю.
4. Широта и глубина дополнительных знаний. (9 слайд)
В качестве общих критериев оценки содержания компетентности можно рассматривать следующие ориентировочные критерии:
Готовность к актуализации компетентности (мотивация);
Знания - (когнитивная основа компетентности);
Опыт проявления компетентности (использования знаний (умения), поведенческий аспект;
Отношение к процессу, содержанию и результату компетентностей (ценностно-смысловой аспект);
Эмоционально-волевая саморегуляция процесса и результата.
Профили компетенций различных специальностей
Для преподавателей различных специальностей состав компетенций будет отличаться, пусть и в небольшой степени.
Рассматриваемая модель «трех измерений» позволяет в первом приближении оценивать профиль компетенций разных специалистов. Профиль компетенций историка, философа, социолога будет позиционироваться вокруг оси знаний. Профиль техника будет смещен в сторону оси НОУ-хау. Профиль компетенций политика, топ-менеджера будет группироваться вокруг оси отношений.
Другие модели компетенций.
Ниже представлена компетентностная модель преподавателя в табличном варианте.
Дифференцирующие
компетенции
Вес – относительная частота, с которой компетенция различает лучших и средних преподавателей
Воздействие и оказание влияния
ХХХХХ
Развитие других
ХХХХХ
Межличностное понимание
ХХХХ
Самоконтроль
ХХХ
Наслаждение от работы и преданность образовательному учреждению
ХХХ
Ориентация на потребителя образовательной услуги
ХХХ
Командная работа и сотрудничество
ХХХ
Аналитическое мышление
ХХХ
Концептуальное мышление
ХХ
Инициатива
ХХ
Гибкость
ХХ
Ориентация на достижения
Х
Директивность/настойчивость
Х
Профессиональные знания по предмету
Х
Вес в таблице определяет относительную частоту, с которой компетенция различает лучших и средних преподавателей
Поведенческими индикаторами компетенции воздействие и оказание влияния являются использование таких стратегий влияния, которые задействуют родителей, других учащихся, а также применение «вознаграждения», основанного на знании индивидуальных потребностей учащихся. Кроме того, для успешных педагогов характерно применение конкретных примеров и демонстраций в процессе объяснения учебного материала, а также невербальных коммуникаций (жестов, прикосновений, голосовых модуляций).
Важнейшая компетенция лучших педагогов – развитие другихпроявляется в таких индикаторах, как использование инновационных программ и способов обучения, выполнение функций эффективного тьютора, облегчающего самостоятельное освоение учебного материала, в использовании обратной связи от учителя к ученику (на основе позитивных ожиданий). Кроме того, поведенческими индикаторами данной компетенции являются: изменяет учебные планы и методы в соответствии с учебными целями ученика, верит в потенциал учеников (имеет положительные ожидания), ориентирован на гуманистическое обучение.
Компетенция межличностное пониманиепроявляется в эмпатии, в сопереживании и связано с аффилиативным интересом к учащимся (другим людям). Лучшие педагоги интересуются другими людьми, получают наслаждение от общения с другими, имеют положительные ожидания по отношению к другим людям. По сути, помощь другим составляет смысл педагогической деятельности. Наиболее часто встречающиеся индикаторы: тратить время на выслушивание проблем учащихся (как личных, так и связанных с образовательным процессом); знать настроения и чувства других людей; знать потребности, взгляды, интересы других людей, понимать их воздействие на отношения; иметь понимание текущей ситуации, которую переживают другие люди; знать о прогрессе бывших учеников после окончания ОУ, радоваться успехам своих учеников.
Компетенция самоконтрольочень важна для педагогов, часто сталкивающихся с кризисами, расстроенными учениками, рассерженными родителями и т.п. Лучшие педагоги не позволяют смешивать свои личные эмоции с исполнением педагогической деятельности, проявляют выдержку и такт.
Лучшие учителя испытывают истинное наслаждение от работы и одновременно ощущают ответственность, имеют серьезные обязательства по отношению к образовательному процессу и к миссии (предназначению) школы. Например, они получают удовольствие от осознания достигнутого учениками приращения в понимании учебного материала или развития личности обучающихся.
Индикаторами компетенции ориентация на потребителя образовательной услугиявляются следующие. Лучшие педагоги выясняют скрытые потребности учеников, родителей и постоянно работают над их удовлетворением, внимательны к запросам, жалобам, одинаково доступны для средних и лучших учеников, работает над доступностью учебных материалов для понимания учащимися, уверены, что ученики способны изменяться. Таким образом, положительное ожидание как характеристика межличностного понимания очень важно для поддержки компетенции ориентация на потребителя.
Командная работа и сотрудничествоочень важны для учителей, поскольку результаты педагогической деятельности сильно зависят от способности налаживать сотрудничество с родителями, коллегами, учениками, администрацией ОУ, от умений разрешать конфликты. Забота о помощи детям и желание развить собственные профессиональные навыки приводят учителей к взаимовыгодному диалогу с коллегами – педагогами.
Аналитическое мышлениепроявляется в том, что учителя задумываются о связях в теме урока и между разными темами предмета и способах, с помощью которых удается эффективно донести знания до учащихся.
Компетенция концептуальное мышление позволяет учителям распознавать паттерны (образы), понимать и диагностировать педагогические ситуации. Учителя применяют концептуальное мышление для того, чтобы осознать и начать применять межпредметные связи, а также связи между учебным курсом и жизнью своих учеников. Кроме того, данная компетенция позволяет учителю делать доступным для понимания сложный учебный материал.
Инициативаозначает повышение учителем требования к себе и к результатам педагогической деятельности, а также способность улаживания возникающих проблем прежде, чем они приобретут статус острых. Активная реакция на критические ситуации особенно характерна для воспитателей дошкольных ОУ и учителей начальных классов.
Гибкостьозначает способность понимать и ценить различные (в том числе противоположные) точки зрения, свойство легко принимать изменения, связанные с педагогической деятельностью, способность оставаться объективным. Основа гибкости – объективно воспринимать ситуацию, принимать во внимание точки зрения всех субъектов образовательного процесса (учащихся, коллег, родителей, администрации), менять формы и методы образовательного процесса в зависимости от ситуации.
Ориентация на достижение в меньшей степени различает лучших и средних учителей и проявляется в заботе о стандартах обучения либо в поиске и продвижении образовательных инноваций.