Как понять что внесенные преобразования являются эффективными?
Как понять что внесенные преобразования являются эффективными?
Любое исследование включает в себя оценивание эффективности внесённых изменений и преобразований. Чтобы проследить степень эффективность преобразований, необходимо оценить, произошли ли изменения в период школьной практики, и если произошли, то какие именно? Как повлияли эти изменения на учителей, учеников, родителей и меня, как учителя - лидера.
Для объективной оценки эффективности своего исследования по теме «Критерии успешности как инструмент формирования навыка самооценки младшего школьника» я использовала следующие методы:
· Фото- и видеосъёмку
· Наблюдение
· Беседу
· Анализ
· Анкетирование
· Голос ученика
· Голос учителя
· Рефлексивный отчёт
· Оценочные листы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Как понять что внесенные преобразования являются эффективными?»
Обоснование необходимости преобразований
(мир, Казахстан, моя школа, я)
Окружающий нас мир быстро меняется, а вместе с ним меняемся мы, наши мысли, знания, умения.
«Динамичность происходящих в современном мире перемен обусловила необходимость переосмысления функционирующих мировых систем образования. В условиях стремительно меняющегося мира ключевыми вопросами и для политиков в сфере образования, и для учителей в частности являются: первый - «Что подлежит изучению учащимися в 21-м веке?» и второй - «Каким образом учителя подготовят учащихся к 21-му веку?» (Руководство для учителя, первый уровень, 2015г., третье издание, с.116).
Современный человек не сможет успевать за ритмом жизни, если не будет обладать определёнными качествами и необходимым набором знаний. Но знания мало иметь, важно уметь их применять в нужное время в нужном месте. А вот к этому, к сожалению, нынешняя школа своих учащихся не может подготовить в полной мере. Почему? Наверное, сказывается определённый консерватизм большинства учителей, привыкших давать ученикам академические знания, которыми славилась советская школа. И очень часто выходило так, что школьные отличники, покинувшие стены школы, не могли в полной мере реализовать себя в жизни, уступая пальму первенства другим, которые были менее успешны, но гораздо практичнее.
«Система образования - один из важнейших социальных институтов общества и необходимое условие нормального общественного развития. Образование или ставит пределы этому развитию, или открывает для него новые горизонты. При ранжировании жизненных ценностей, по исследованиям Организацией экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР), большинство населения развитых стран мира отдает предпочтение образованию». (Исследование ОЭСР о цифровых образовательных ресурсах как о системной инновации. 2012 г.).
Изучая опыт устройства системы образования зарубежных стран, я отметила, что успешность образования не зависит напрямую от успешности экономики, скорее, наоборот – в странах, где уровень образования растёт, вскоре наблюдается «экономическое чудо» - устойчивый рост экономики. Почему это происходит? Всё очень просто. Чтобы экономика развивалась успешно, требуются высококвалифицированные работники в разных её отраслях, причём среди их профессиональных качеств должны присутствовать такие, как способность работать в команде, критическое мышление, умение самостоятельно принимать решение в критических ситуациях, владение современными информационными технологиями, творческий подход к решению профессиональных задач. Если специалист не будет обладать вышеперечисленными навыками, он не сможет качественно выполнять свои профессиональные обязанности и, как следствие, будет невостребован на рынке труда.
Процесс реформирования образования и повышение его конкурентоспособности входит в число главных задач почти всех стран мира.
«Основными тенденциями мирового развития, обуславливающими существенные изменения в системе образования, являются:
ускорение темпов развития общества;
переход к постиндустриальному, информационному обществу, расширение масштабов межкультурного взаимодействия;
возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены в результате международного сотрудничества;
демократизация общества;
динамичное развитие экономики, рост конкуренции;
рост значения человеческого капитала.
В соответствии с этим в системе образования развитых стран наметились тенденции обновления философии и методологии образования, изменений методов конструирования содержания образования, выработки более совершенных моделей содержания образования, поисков эффективных способов управления образованием и т. д.» (Концепция 12-летнего среднего общего образованияв Республике Казахстан).
Опыт лучших систем школьного образования свидетельствует, что решающую роль играют три фактора: 1) надо, чтобы учителями становились подходящие; 2) следует дать им подготовку, которая позволила бы повысить эффективность преподавательской работы; 3) необходимо обеспечить условия, при которых каждый без исключения ученик получил бы качественное образование. (А.Кусаинов «Качество образования в мире и Казахстане»)
Экспертизы эффективности образовательных реформ и их условий, проводившиеся в немецкоязычных странах, говорят о том, что модель реформ, проводившихся в Финляндии, Швеции и Канаде являются наиболее эффективными. В этих странах удалось не только провести успешные реформы и добиться значимых улучшений, но и избежать негативных побочных эффектов, связанных с новой политикой «управления по результату», как это имело место в США и Англии. Поэтому в странах средней Европы - Германии, Швейцарии, Австрии – при проведении реформ и создании систем оценивания ориентируются на модели реформ и управления скандинавских стран, прежде всего Финляндии и Швеции.
Причины реформ в этих странах:
- обеспечение равенства шансов: «любая школа, независимо от места расположения, гарантирует высокое качество образования».
- индивидуализация образования: «не потерять ни одного ребенка!»
- акцент на ранний этап образования – дошкольный период и младшую школу: «Секрет итогового успеха – правильный старт!».
- политика доверия учителям и школе: оценка ради поддержки и развития.
Эти страны показывают, что можно достигать высоких результатов в массовой школе, не прибегая к отбору учащихся. Самый квалифицированный учитель - тот, кто поднимает слабых, кто работает с трудным классом, кто умеет организовать работу с учениками разных уровней и способностей. На это работает вся система. «В Финляндии существует децентрализация школьной системы при жестком тщательном контроле. У школ очень широкая педагогическая автономия (методы, организация учебного процесса), и даже в отношении учебных планов (программ), а родители имеют право выбора между школами разного профиля. Выбор средств поражает воображение, например, используются гипертекстовые учебники: учебник-компьютер или дистанционные диски, технологические книги. Привычные для нас учебники используются только на дошкольном уровне. Присутствие в классе, по сути, беспредметно, но все сидят в классе с одной целью - развивать коммуникативные умения». [http://nachalka-edu.ucoz.ru/]
«Моделью навыков 21-го века, представляющей собой максимально широкий их диапазон, является Проект «Определение и отбор ключевых компетенций», разработанный ОЭСР. Названный проект рассматривает систему ключевых компетенций (в частности, способность учащихся к выбору решений и действий) в более широком контексте, предполагающем наличие базовой грамотности в сочетании с глубоким концептуальным пониманием. Учителя должны располагать достаточным объемом времени, проявлять компетентность не только в развитии у обучающихся знаний и навыков, но и в их личностном становлении, принимая во внимание важность индивидуализации обучения и формирования у учащихся метасознания - навыков обучения тому, как учиться (Руководство для учителя, первый уровень, 2015г., третье издание, с.116).
«Навыки учащихся, актуальные в 21-м веке, не новы. К примеру, навыки критического мышления и функциональные навыки являлись составляющими человеческого прогресса на протяжении всей его истории и находили признание своей значимости в достижениях в области прикладных, сельскохозяйственных, медицинских и прочих исследованиях». (Руководство для учителя, первый уровень, 2015г., третье издание с. 118)
В рамках Болонского процесса был рассмотрен принцип компетентностного подхода в образовании. Ключевые компетенции учащихся распределяются на три категории: 1) умение эффективно использовать масс-медийные средства, вспомогательные средства или инструменты, такие, как, например, информационные технологии, или языковые средства; 2) умение взаимодействовать с людьми различных культур и общаться в пределах социальных гетерогенных групп в насыщенном информационными сетями мире; 3) готовность принимать на себя ответственность за образ жизни, умение адаптироваться к быстро меняющемуся и расширяющемуся миру и действовать самостоятельно.
Данные три категории образуют основу для разработки определения ключевых компетенций. Компетенции важны не только как способность ориентации человека в мире, но и как способность выполнять практические действия (изменять мир и влиять на него). Люди должны обладать ключевыми компетенциями, при помощи которых они адаптируются к постоянным изменениям и сложностям мира. Поэтому особую ценность представляют те ключевые компетенции, которые помогают людям в многочисленных жизненных ситуациях и которые необходимы всем людям (Определение ключевых компетенций и их отбор, Проект ОЭСР, 2005.)
Учитель должен знать не только преподаваемый предмет, но и способы его совершенствования посредством применения новых технологий. «Технологические знания (ТЗ) представляют собой знания прикладных средств преподавания (видеоматериалы, цифровые средства массовой информации и пр.). Данная категория знаний предполагает как достаточную осведомленность в области технологических устройств, так и владение навыками, необходимыми для управления ими. (Руководство для учителя 1-й уровень, третье издание, с. 152).
Чтобы стать успешными в современном информационном обществе, дети и молодые люди должны быть вовлечены в более эффективные формы активного, конструктивного обучения, обеспечивающего понимание и обретение независимости. Растет необходимость индивидуализации и персонализации обучения, предоставляющего возможности для получения различными группами учащихся инклюзивных и сенситивных знаний. По определению исследователей из Университета Огайо «информационная компетентность – это способность эффективно реализовывать собственные информационные потребности - находить, оценивать и использовать соответствующую информацию, необходимую для принятия решений». Эта группа исследователей подчеркивает, что, несмотря на то, что информационная компетентность предполагает наличие умений и навыков обращения с компьютерной техникой, наиболее существенным в ней является умение установить коммуникацию, понять содержание, провести анализ и оценку полученной информации. Именно посредством критического анализа получаемой информации индивидуумы, обладающие информационной компетентностью, оказываются в состоянии успешно управлять собственным образованием на протяжении всей жизни.
«В новых педагогических технологиях акцент с информирующей функции педагога, переносится на функции координатора, консультанта, организатора самостоятельной познавательной деятельности и творческой активности учащихся» (Концепция 12-летнего среднего общего образованияв Республике Казахстан).
В системе среднего образования РК имеют место проблемы, связанные как со слабой материально-технической, учебно-методической базой, так и необходимостью обновления содержания и методов обучения. Современная система образования, внедрение инновационных форм и методов обучения предъявляет всё более высокие требования к личности и профессиональной компетентности педагогических работников.
В Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства» Н.А. Назарбаев отметил: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».
В последние годы в Казахстане, а также во многих других странах мирового сообщества, все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая начинает рассматриваться как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации. Ярким свидетельством этого является позиция Казахстана в области государственной политики в сфере образования. В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы самостоятельным разделом представлено электронное обучение, целью которого является обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям.
В числе задач, стоящих перед казахстанской школой, - переход к 12-летнему среднему образованию. Эксперимент по его внедрению успешно завершился. В настоящее время в республике выбраны пилотные школы для апробации данной системы обучения. Полностью перейти на 12-летнее обучение планируется в 2020 году. В связи с этим огромный интерес для нас представляет опыт Японии, где 12-летняя школа существует уже более полувека. Эта страна вообще привлекает к себе внимание небывалыми успехами своего экономического развития. Ныне это высокоразвитое, компьютеризированное, высокотехнологичное государство. А ведь после второй мировой войны Япония лежала в руинах, пожиная последствия двух атомных бомбардировок, потеряв 44% всей территории и 36% национальных ресурсов. Как же удалось Японии за такой небольшой срок превратиться в супердержаву? Сами японцы в числе прочих аргументов обязательно называют высокий уровень образованности своего народа. Действительно, эта страна сегодня, пожалуй, единственная в мире выходит на уровень «образовательного общества», в котором образование является массовым и отвечает достаточно высоким стандартам. В Японии компьютерные технологии начинают активно применять уже в дошкольном образовании.
В Казахстане не было таких ужасных последствий, следовательно, нам должно быть проще повысить уровень экономики и образования, но у нашей страны есть свои особенности и трудности. «По данным МОН РК, из 7620 общеобразовательных организаций образования в сельской местности расположено 6032 общеобразовательных школы (79,2 %), малокомплектных школ — 4303 (56,4% от общего числа)». (Государственная программа развития образования республики Казахстан на 2011-2020 годы. Астана, 2010).
Правительством определены приоритетные направления решения обозначенных проблем — развитие информатизации образовательной системы Казахстана, в том числе развитие открытых образовательных ресурсов, способствующих получению высококачественного образования вне зависимости от состояния здоровья, местонахождения и проживания обучающихся.
«В связи с растущим социальным и этнокультурным разнообразием учащихся, большим количеством реформ и изменяющимися требованиями к образованию, работа учителя или руководителя школы все более усложняется. Чтобы иметь прекрасных учителей и руководителей, необходимо привлекать и удерживать высококлассных специалистов». (Исследование ОЭСР о цифровых образовательных ресурсах как о системной инновации. 2012г.). Немаловажную роль при этом играют учителя, прошедшие уровневые курсы. От них остальные учителя узнают о возможностях применения новых подходов в образовании.
В моей школе, как и в других, существует ряд проблем, которые до сих пор не удавалось решить:
недостаточно высокий уровень качества знаний по школе;
низкая мотивация обучающихся;
много «педагогически запущенных» детей, по причине индивидуальных особенностей личности ребенка (малоактивен, застенчив, и т.д.);
недостаточная работа с одаренными детьми.
Большинство из перечисленных проблем являются следствием несформированности навыков саморегуляции учащихся, недостаточного использования учителями на уроках диалогического обучения, информационноөкоммуникационных технологий, а также не знание педагогами преимуществ кооперативного коллаборативного обучения.
Познакомившись с передовым опытом других стран в ходе обучения на курсах первого уровня, я уверена, что этот опыт можно успешно применять и в наших школах, но для этого необходимы преобразования в преподавании и обучении.
Кто же будет это делать? Мы привыкли, что все реформы проводятся сверху, а учителя являются только исполнителями чужой воли. Мировая практика показывает, что это не так. «Наибольшее воздействие на процесс обучения и результаты учеников имеет не столько деятельность администрации школ и органов управления системой образования по обеспечению учителей соответствующими ресурсами, сколько повседневная работа самого учителя в классе, направленная на воспитание и развитие учащихся» (Barber & Moushad, 2007). «Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников является учитель» (Stronq, Ward & Grant, 2011). «Учителя, движимые нравственными убеждениями, не механически получают знания, а сами их формируют, действуют в данных условиях с лидерской позиции, оказывая воздействие на своих коллег и их окружение и сохраняя неустанное внимание на аутентичном обучении» (Frost, 2011). (Руководство для учителя, первый уровень, третье издание, с.130)
Безусловно, процесс преобразования тогда станет эффективным, когда каждый педагог проникнется идеей необходимости перемен и сможет ответить на вопросы: Почему нужны перемены? Что для этого смогу сделать я? Как это нужно сделать? Я уверена, что после прохождения курсов первого уровня, я смогу ответить на третий вопрос, смогу научить этому коллектив в школе. В этой связи, лидерам школ (учителям первого уровня) для преобразования процесса преподавания необходимо успешно овладеть новыми педагогическими подходами и методами.
Всем хочется, чтобы наши дети в будущем стали успешными людьми. Для этого процесс обучения в школе должен дать ребенку навыки жизни в обществе, вооружить его необходимыми знаниями и «инструментами».
Используемая литература:
Государственная программа развития образования республики Казахстан на 2011-2020 годы. Астана, 2010
Исследование ОЭСР о цифровых образовательных ресурсах как о системной инновации. 2012г.
Кусаинов А. «Качество образования в мире и Казахстане». Алматы, 2013г.
Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 - 2016 годы. Астана, 2012г.
Руководство для учителя 1-й уровень (3-е издание), 2015г.