Просмотр содержимого документа
««Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы в процессе внедрения ФГОС основного общего образования»»
«Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы в процессе внедрения ФГОС основного общего образования»
В течение 2018-2019 учебного года работала над темой: «Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы в процессе внедрения ФГОС основного общего образования»
Цель: Совершенствование форм и методов обучения и повышение грамотности на основе применения педагогических технологий на уроках русского языка и литературы в условиях модернизации образования и внедрения ФГОС основного общего образования.
Задачи:
Изучить особенности педагогических технологий, применяемых в преподавании предмета в условиях введения ФГОС и использовать инновационные технологии на уроках.
Формировать орфографическую зоркость и речевую грамотность учащихся.
Создавать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Работать над качественной подготовкой учащихся к ВПР, ОГЭ.
Вести работу над формированием смыслового чтения учащихся.
Основными направлениями работы были
Изучение особенностей преподавания русского языка и литературы в условиях введения ФГОС (изучение методической литературы)
Повышение качества знаний учащихся и их углубление через факультативные и элективные курсы, внеклассные занятия.
Работа с одаренными учащимися (подготовка к олимпиадам и творческим конкурсам)
Подготовка к ВПР, ОГЭ на всех этапах обучения с 5 по 9 класс.
Несколько лет работаю над самообразовательной темой:
« Активные формы работы на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся »
Одной из активных форм считаю педагогическую технологию «Групповая работа на уроке»
Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовывать на практике и представлять найденный совместно результат.
Групповая форма организации работы на уроках русского языка и литературы позволяет активно включать учащихся в атмосферу сотворчества, создавать мотивацию обучения, стимулировать личностное восприятие предмета.
Правильно организованный процесс кооперации учащихся в классе помогает быстрее достичь высоких учебных показателей, повышает самооценку школьников, а главное – учит детей общению в учебной деятельности.
Таким образом, групповая работа является одним из мощных педагогических инструментов для учителя.
Какую методическую литературу использую?
Активные формы преподавания литературы. – М.: Наука, 1991. 2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении.О коллективном способе учебной работы. – М.: Наука, 1991. – С. 24 – 57, 60 – 81. 3. Жураковский В., Сазонова З. «Работа в команде» как педагогический принцип. // Высшее образование в России. – 2005. - №8. – С.3 – 9. 4. Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности. – Рязань, 1977. 5. Кочетова А. Подготовка к коллективной деятельности. // Высшее образование в России. – 2005. - №8. – С. 151 – 154. 6. Лийметс Х.И. Групповая работа на уроках. – М., 1975. 7. Селевко Г.К. Технология проведения дискуссии. // Школьные технологии. – 2004. - №5. – С. 106 – 111.
Что дает данная технология?
- Групповая работа делает урок более интересным, живым, воспитывает у детей сознательное отношение к учебному труду,
-активизирует мыслительную деятельность, дает возможность многократно повторять материал, помогает учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки .
-У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания.
- Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся, учитывая их способности, темп работы.
-При делении класса на группы давать группам задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала.
Рассмотрим конкретно, из каких этапов складывается групповая технология обучения:
1.Организация работы:
деление класса на группы, назначение учителем консультанта (группа в основном состоит из 5-6 человек), консультанта могут выбрать и сами ребята;
– постановка познавательной задачи; – объяснение последовательности выполнения работы; – раздача дидактического материала по группам (если есть в этом необходимость).
2. Групповая работа:
знакомство с материалом, планирование работы в группе; – распределение заданий консультантом среди участников; – индивидуальное выполнение задания;
обсуждение индивидуальных результатов работы в группах, обсуждение общего задания (замечания, дополнения…); – подведение итогов выполнения группового задания
3. Заключительная часть:
– сообщения о результатах работы в группах. Отвечающегоназначает либо учитель, либо консультант; – анализ познавательной деятельности каждого члена группы (консультант); – общий вывод об уровне достижения поставленной цели; – дополнительная информация учителя о результатах учебной деятельности;
- оценка работы каждого члена группы.
Считаю данную технологию как активной формой обучения.
Всегда у детей вызывают интерес нетрадиционные уроки: провожу уроки-презентации по литературе в 5-6 классах, пятиминутные мини-читательские конференции по русскому языку в 5-6 классах по углубленному изучению темы урока, письменные уроки-зачеты.
В мою практику прочно вошли уроки творчества: так в 5 – 6 классах дети пишут стихи собственного сочинения и соревнуются в группах на тему: «Малая родина-Частые». Учащиеся стараются реализовать свои творческие возможности.
Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности.
Стараюсь ежеурочно развивать и поддерживать интерес к изучаемым предметам. Часто задаю домашнее задание, содержащее творческую самостоятельную деятельность: составление вопросов для проверки знания орфографических правил по русскому языку, инсценировки эпизодов по изучаемому произведению на уроках литературы, мини-доклады интересных фактов, связанных с биографией писателя.
Другой эффективный приём, который я использую на уроках русского языка, это орфографические словарные диктанты. Их я провожу на каждом уроке. Если орфограммы повторяются не от случая к случаю, а постоянно, то учащиеся лучше запоминают орфограммы, и грамотность учащихся достаточно высокая.
Безусловно, применяю тематические тесты с 5 класса. Тесты помогают освоить лингвистическую терминологию, закрепить знания, развивают навыки грамотного письма. Тесты использую и в качестве среза знаний по той или иной пройденной теме урока или же на этапах закрепления материала.
На уроках литературы часто использую индивидуальное выступление
учащихся. (обучающийся выбирает вопрос и готовит самостоятельно. Например, В чем схожесть сюжета и различие сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна»?) Это помогает охватить весь материал при обзорном изучении произведения, у учащихся создаётся целостная картина творчества писателя.
Подготовка к выступлению вырабатывает у учащихся навыки работы со
справочной литературой, умение работать с дополнительной литературой, навыки
исследовательской работы, развивает кругозор учащихся, интерес к предмету, а
при выступлении отрабатывается монологическая речь.
Также на уроках литературы с 5 класса использую приём «погружение в текст».
Этот приём приучает читать внимательно, не пропуская скучные картины (
например, для учащихся скучной считается описание природы, монологи и т.д.).
При погружении в текст учащиеся легко находят ключевые фразы, помогающие
более точно определить замысел автора, сделать вывод.
При подготовке уроков контроляпо русскому языку применяю такие приемы, как: тестирование (с целью не только проверить знания учащихся, но и подготовить к прохождению итоговой аттестации в форме Единого государственного экзамена) , опрос (с целью развивать навыки устного говорения на заданную тему, умения оперировать терминами, ориентироваться в пройденном материале ), диктанты и изложения, сочинения разных жанров (с целью проверки практических навыков, полученных в ходе изучения материала), а также письменный зачет для систематизации пройденного материала.
По литературе уроки контроля проходят в следующих формах: письменные работы в виде вопросов , устные опросы – выступления , тестирования. Данная система позволяет мне, как учителю, более полно проверить знания учащихся, составить план работы с плохо усвоившими материал учениками и спланировать работу по расширению и углублению материала для тех, кто хорошо усвоил программу .
Каждую четверть провожу контроль техники чтения, сравнивая с предыдушим результатом.
Считаю применение данной технологии в полной мере формирует УУД в условиях ФГОС.
Шерстобитова С.И.
Методическая тема: « Активные формы работы на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся »
Цель: Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
Достигаются планируемые результаты на уроках:предметные: учащиеся соблюдают нормы русского языка, отвечают на вопросы, ориентируются в текстах учебника и словарях, понимают прочитанное; метапредметные: личностные: оценивают личную учебную деятельность, познавательные: находят информацию самостоятельно, ориентируются в справочных материалах, строят высказывание, рассуждают, регулятивные: при заполнении таблицы планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей учителя на уроке, коммуникативные:формируют собственное мнение и позицию, высказывают, соглашаются в сотрудничестве с другими обучающимися или не соглашаются.
Какие методы работы с учащимися на уроках ФГОС использую: словесный метод: беседу, организую работу с учебником, объяснение, групповую дискуссию; метод практического обучения: заполнение таблицы, творческая работа; наглядный метод: метод демонстрации иллюстраций, в виде презентаций и т.п.
Практические результаты:
Повысилось качество успеваемости по предмету в 5 а кл, 6 в кл. , 9 в кл.
Приняла участие в школьном ( Поварницына Софья- 1м. Кичигина А., Гречко Е., Оленева В.- участие)и муниципальном туре предметных олимпиад( Головнина Н – 9 в кл. – 1м, по русскому яз.), (Голдобина Ксения – 9 в кл. – 3 м.- по литературе)
Приняла участие в муниципальном конкурсе сочинений «Я выбираю Главу района» - Доронин Д., Голдобина Ксения – 9 в кл.
Активно участвовала в школьных и районных конкурсах чтецов прозы «Живая классика» (Гречко Е. – 5 а кл. -1м. , Кичигина А. – 5 а кл. – 2м. – школный тур. В районном туре – Гречко Е., Кичигина А. – участие.
Повысилась техника чтения в 5, 6 и 9 кл.на 2%
Обучающиеся 9 в кл. успешно сдали итоговое собеседование и все получили зачет.
Проводилась подготовка к ВПР по русскому языку в 5 а кл, в 6 в кл.- в 7 б кл.
Участвовала в курсах по цифровизации, проводимых Т.А.Графской
Прошла краевое заочное тестирование по цифровизации