Использование здоровьесберегающих технологий и развитие физической культуры учащихся, как приоритетное направление современного образования
Использование здоровьесберегающих технологий и развитие физической культуры учащихся, как приоритетное направление современного образования
Материал включает в себя все направления использования здоровьесберегающих технологий. Цели, задачи и средства методов здоровьесбережения, статистические данные. Один из разделов посвящен использованию здоровьесберегающих технологий в МБОУ "Михневская начальная общеобразовательная школа". Разработка пригодится для выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий и развитие физической культуры учащихся, как приоритетное направление современного образования»
«Здоровье (по определению Всемирной организации
здравоохранения) – это состояние полного физического,
психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Слайд 1
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий и развитие физической культуры учащихся, как приоритетное направление современного образования.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Целиздоровьесберегающих образовательных технологий обучения: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Стратегические цели ориентированы на длительный период. Это формирование системы знаний, умений и навыков в области здоровьесбережения, развитие интеллекта, памяти, мышления...
Тактические цели ориентированы на короткий промежуток времени — урок, занятие.
Выделяют следующие задачи здоровьесберегающих технологий: 1.Образовательные направлены на формирование устойчивых мотивов воспитания и самовоспитания, обучения знаниям, методическим умениям и знаниям. 2.Воспитательные направлены на формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия.
3.Оздоровительные направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний .
4.Прикладные задачи направлены на обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками, формирование представлений, знаний во время игр, физкультурных занятий.
Слайд 3
Средстваздоровьесберегающих образовательных технологий включают в себя:
средства двигательной направленности (физические упражнения, гимнастика, подвижные игры, физкультминутки, танцевальные упражнения);
оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, витаминотерапия);
гигиенические факторы (выполнение санитарно-гигиенических требований, проветривание и влажная уборка помещений, соблюдение общего режима дня).
Используют следующие методы здоровьесберегающих технологий:
фронтальный
групповой
практический метод
познавательная игра
ситуационный метод
игровой метод
соревновательный метод
активные методы обучения
воспитательные
просветительские и образовательные программы
метод индивидуальных заданий.
Слайд 4
Слайд 5
В 2010-2011 учебном году МБОУ «Михневская начальная общеобразовательная школа» стала муниципальной пилотной площадкой по апробации введения федеральных государственных стандартов начального общего образования, в части реализации внеурочной деятельности.
С 1 сентября 2010 года школа начала работу по введению ФГОС НОО в рамках внеурочной деятельности. В базисном учебном плане школы было отведено 10 часов для организации занятий по направлениям внеурочной деятельности.
На основе изучения интересов и потребностей детей, пожеланий родителей, возможностей школы внеурочная деятельность была организована по шести направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, проектная деятельность.
Школой был предложен спектр занятий по всем направлениям внеурочной деятельности, основными из которых являются духовно-нравственное воспитание личности, гражданско- патриотическое. При всем этом стоит острая необходимость сохранить и укрепить здоровье учащихся. Ведь мы в ответе более чем за 360 маленьких граждан.
Слайд 6
Как показывает массовая инновационная практика, проблема здоровьесбережения учащихся в последние полтора десятилетия стала одной из наиболее актуальных. Часто при развитии образовательного процесса в школе не уделяется должного внимания таким важным его аспектам, как оптимизация учебной деятельности, создание системы контроля здоровья, организация физкультурно-оздоровительной и санитарно-профилактической работы. Следовательно, для школы, работающей в инновационном режиме, проблема здоровьесбережения приобретает особую актуальность, а обеспечение здоровьесберегающих условий становится одной из важнейших задач внутришкольного менеджмента.
Современная школа стала «школой болезней». Следуя за техническим прогрессом, она продолжает наращивать объем и интенсивность информации, уходя от проблемы самочувствия, физической и психической переносимости детьми непомерных перегрузок. Дети реагирует на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и порой им приходится сталкиваться с проблемами, которые не всегда по силам даже взрослым. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования, ведь дети большую часть времени проводят в школе.
Слайд 7
Последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.
По данным выборочного исследования ряда психофизических и педагогических показателей, характеризующих уровень физического развития учащихся 1-4-х классов общеобразовательной школы, высокое физическое развитие имеют около 9% младших школьников, среднее – около 57%, а низкое – около 34%. При распределении по группам здоровья 21% учеников отнесены к I группе, 57% и 22% - соответственно ко II и III группам.
Уровни физического развития учащихся 1-4 классов
При распределении по группам здоровья
Многие российские дети оказываются больными уже с момента рождения. А за период обучения в школе у 80 % детей развиваются хронические заболевания. Одна из самых частых патологий школьников - нарушение остроты зрения. Так, высокие степени близорукости в современной школе встречается в 2 раза чаще, чем 10 лет назад.
Так же часто встречаются заболевания сердечно - сосудистой, пищеварительной и нервной системы.
Кроме того, ожирение, нарушение двигательных функций так же вызывает беспокойство.
Слайд 8
Парадоксально, но один из первых неприятных сюрпризов, с которым сталкивается ребенок, приходя в школу, - это запрет на движение. Такая ситуация явно противоречит условиям социальной жизни и законам биологии. Ведь движение является неотъемлемым фундаментом детского развития, важнейшей частью любого вида деятельности и составляющей многих психических процессов.
Природа снабдила ребенка врожденным стремлением к движению, ценнейшим чувством – чувством «мышечной радости», которое он испытывает, двигаясь. Двигательная активность – одна из основных, генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма. Являясь фактором сохранения постоянства внутренней среды, двигательная функция обеспечивает быструю адаптацию организма к изменяющимся условиям. Бегающий, играющий и прыгающий ребёнок глубоко и часто дышит, сердце его сильно бьется, разгораются щёки, он приходит в приятное возбужденное состояние. Работая мышцами, ребенок не только расходует, но и копит энергию, которая дает ему возможность строить мозг, тело, интеллект. Чем активнее работают мышцы, тем жизнеспособнее человек.
Специфический «двигательный голод» ребенка уже на протяжении ряда столетий выступает одной из главных негативных характеристик начальной школы.
Слайд 9
Проблемное поле школы, связанное со здоровьесберегающими образовательными технологиями, может быть соотнесено с основными проблемами самой школы, для решения которых, собственно и используются здоровьесберегающие технологии. К таким проблемам можно отнести следующие:
учебные перегрузки учащихся;
школьные стрессы;
неправильная организация физической активности учащихся;
питание школьников во время их пребывания в ОУ;
предупреждение нарушений, связанных с образовательным процессом низкий уровень культуры здоровья учащихся;
необходимость сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья;
некомпетентность педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий;
нарушение гигиенических условий обеспечения учебного процесса.
Слайд 10
Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Так как тема моего доклада является для меня темой самообразования, то работая над задачей создания здоровьесберегающей среды в школе, я пришла к необходимости увеличения двигательной активности детей. Основываясь прежде всего на передовом опыте здоровьесбережения учащихся в рамках осуществляемого школой инновационного процесса. Для данной задачи были введены следующие спортивно-оздоровительные мероприятия:
Слайд 11
1. Утренняя зарядка. Разученная мною с детьми в каждом классе ежедневно проводится классным руководителем. (фото)
2. Игровые перемены. Снять утомление за несколько минут межу уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью проводим прямо в коридоре перед кабинетами начальных классов.
Современные дети знают мало игр. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности детей, сначала знакомлю учащихся с правилами той или иной подвижной игры, помогаю организовать игру, чтобы в дальнейшем дети могли играть без учителя. (фото)
3. Дни здоровья. Добрая традиция нашей школы дважды в год проводить Дни здоровья. В прошлом учебном году это были дни «Как жить в гармонии с собой» и «Здоровым быть здорово!». Осенью этого учебного года был проведен день под девизом «Всегда готов!», учащиеся были познакомлены с понятием «Готов к труду и обороне» и нормами ГТО. Так же параллель 2 и 3 классов участвовала в поселковом Дне Здоровья «Папа, мама, я – спортивная семья!», организованным Михневским Физкультурно-оздоровительным комплексом. За помощь в организации и проведении, администрация вручила мне Благодарность. (фото)
4. Подробнее хотелось бы остановиться на уроках здоровья, которые провожу раз в неделю в четырех классах используя третий час физкультуры. Темы подбираю разные, актуальные для учеников данного класса. Главная цель таких уроков - всестороннее развитие личности на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры личности младшего школьника. Темы таких уроков: «Как стать Неболейкой», «В гостях у доктора Градусника» и другие. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, разгадывают кроссворды, проводят санитарные рейды, исполняют инсценировки, знакомятся или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате у детей формируется положительная мотивация к соблюдению правил здорового образа жизни. (фото)
Являясь учителем физической культуры в 4 классах подвижные игры подбираю в соответствии с программой по физической культуре с учетом закономерностей возрастного развития детей. Стараюсь охватить всех детей, дать им достаточную физическую нагрузку.
Если выход на улицу по каким-либо причинам невозможен, предусматриваю двигательную активность в спортивном зале. При этом использую простое физкультурное оборудование: мячи, обручи, кегли. В спортивном зале провожу различные подвижные игры, организую соревнования.
5. Формы внеклассных мероприятий подбираю так же в рамках реализации здоровьесберегающих образовательных технологий - в виде подвижных игр и эстафет. Ребятам нравится такая смена вида деятельности и соревновательный момент. Это и День защитника Отечества «Служить России суждено тебе и мне» и Международный женский день «Праздник весны» и даже Новый год. (фото)
В прошлом учебном году учащиеся нашей школы участвовали в спортивной военно – патриотической игре «Зарничка», посвященной 25-летию вывода войск из Афганистана, где наши 2 команды заняли 1 и 2 место.
6. Мини-проекты на различные темы, например «Эстафета Олимпийского огня. Сочи 2014» проводим во внеурочное время. Работа над проектами строилась таким образом: сначала выявляли актуальные темы; затем из сборников, из журналов, детских газет собрали материал; после этого каждый выбрал подходящие теме материалы. Сбор информации фиксировался учениками и контролировался мной для дальнейшей индивидуальной работы ученика во внеурочное время. (фото)
7. Во внеурочное время мной и учителями нашей школы проводятся различные подвижные часы, согласно программе. У первоклассников – это пальчиковая гимнастика, у четвероклассников – это спортивные игры, в рамках которых мы проводим увлекательные для детей турниры между классами по определенному виду спорта.
Спортивный час, проводимый в начальных классах, удовлетворяет потребность организма в движении, служит укреплению здоровья детей и их хорошему самочувствию. Спортивный час проводится в более или менее свободной форме с элементами игры, танца.
В 3 и 2 классах уроки здоровья посвятили озеленению класса. Каждый ученик работал над индивидуальным проектом, выбрав для себя определенное комнатное растение, не только декоративно-привлекательное, но и приносящее пользу здоровья человека. Каждый ученик сам посадил и вырастил полезное растение, информацию о котором собирал. (фото)
8. Много времени своего пребывания в школе ученик проводит в группах продленного дня. Поэтому наиболее главной задачей остается организация ГПД в условиях здоровьесберегающей технологии.
Несомненно лучшими методами сохранения работоспособности во время самоподготовки является смена форм работы ученика. Но учитывая, что динамичность активного снимания младших школьников не превышает 20 минут, часть времени следует использовать на проведение физкультпауз. Из всех нагрузок с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддерживания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего выполнения домашнего задания. Переключение с одного вида деятельности на другой должно неизбежно сопровождаться с изменением позы ребенка.
На занятиях по самоподготовке в начальной школе широко используется веселые физкультминутки в стихотворной форме, когда двигательные упражнения сопровождается выразительным хоровым произношений четверостиший. (фото)
Физминутки применяются на разных этапах занятий для тренировки и разминки определенных частей тела и органов.
Разработаны специальные упражнения для формирования правильного дыхания, для коррекции зрения , для осанки.
9. На протяжении всего пребывания детей на школьной летней площадке, я старалась максимально занимать детей подвижными играми. Утром проводилась обязательная зарядка, далее – поход в парк или игры на свежем воздухе, соревновательные эстафеты. Активный отдых, подвижные игры на свежем воздухе оказывают большой положительный эффект в функциональном состоянии организма ребенка. С удовольствием посещали мероприятия, организованные для поселковых детей Михневским Детско-юношеским центром. (фото)
10. В конце каждой четверти проводятся линейки по технике безопасности детей в каникулярное время. Я даю ребятам инструкции по поведению, согласно времени года и социальной обстановке. (фото)
11. Проведение профилактики травматизма путем инструктажа по технике безопасности проводятся специалистами. (фото)
Слайд 12
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Учитель обязан ответственно относится к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Слайд 13
Релаксация
Обратная связь
Слайд 14
Спасибо за внимание!
Приглашаю на спортивно- познавательное мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества, в рамках празднования 70-летия Победы в ВОВ «Навойне одной минутки не прожить безприбаутки».