Интерактивные формы проведения учебных занятий как средство повышения познавательной активности студентов
Интерактивные формы проведения учебных занятий как средство повышения познавательной активности студентов
Интерактивные формы проведения учебных занятий как средство повышения познавательной активности студентов.
Е.А.Кошелева, преподаватель математики
ГБОУ СПО «ВПТ» г. Волжский, Волгоградская область
ХХI век - эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовало возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.
В современной педагогической практике разработаны и применяются несколько десятков новых стратегий, методов и приемов обучения, в том числе интерактивных. Современный педагог, независимо от преподаваемого предмета или учебной дисциплины, должен владеть необходимым «арсеналом» интерактивных методов обучения и уметь использовать их в учебном процессе.
Наиболее важные интерактивные методы с точки зрения формирования ключевых компетенций при изучении естественнонаучных дисциплин являются: метод проектов, исследовательский метод, дискуссии, игровые методики, групповые формы работы.
В педагогической деятельности преподавателей П(Ц)К физико-математических дисциплин одной из важнейших задач является – активизировать занятия, добиться включения всех студентов в работу на всех этапах деятельности, трудом добывать знания, активно участвовать в учебном процессе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интерактивные формы проведения учебных занятий как средство повышения познавательной активности студентов »
Интерактивные формы проведения учебных занятий как средство повышения познавательной активности студентов.
Е.А.Кошелева, преподаватель математики
ГБОУ СПО «ВПТ» г. Волжский, Волгоградская область
ХХI век - эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовало возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.
В современной педагогической практике разработаны и применяются несколько десятков новых стратегий, методов и приемов обучения, в том числе интерактивных. Современный педагог, независимо от преподаваемого предмета или учебной дисциплины, должен владеть необходимым «арсеналом» интерактивных методов обучения и уметь использовать их в учебном процессе.
Наиболее важные интерактивные методы с точки зрения формирования ключевых компетенций при изучении естественнонаучных дисциплин являются: метод проектов, исследовательский метод, дискуссии, игровые методики, групповые формы работы.
В педагогической деятельности преподавателей П(Ц)К физико-математических дисциплин одной из важнейших задач является – активизировать занятия, добиться включения всех студентов в работу на всех этапах деятельности, трудом добывать знания, активно участвовать в учебном процессе.
1.Метод проектов
Проектная деятельность обучающихся среди современных педагогических технологий является наиболее адекватной поставленным целям образования – формированию ключевых компетенций.
Выпускник образовательного учреждения в современных условиях для адаптации к изменчивым жизненным ситуациям, в том числе в профессиональной деятельности, должен обладать широтой знаний, умения их интегрировать и применять для объяснения окружающих его явлений. Все это подтверждает необходимость использовать в проектной деятельности проекты практической направленности. Приобретенный обучающимися опыт практической деятельности может быть использован для решения проблем, возникающих в повседневной жизни, в быту, на производстве. Практико-ориентированные задания повышают эффективность образовательного процесса за счет повышения мотивация к освоению данной области познания, которая проявляется только в условиях личностно значимых для обучающихся.
Стало традицией проводить на 1 курсе студенческие конференции по математике и физике где результатом исследовательской работы является представление проектов студентов. В ходе выполнения проекта обучающийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс, при этом происходит как закрепление имеющихся знаний по предмету, так и получение новых знаний. Кроме того, формируются надпредметные компетенции: исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные, умения и навыки работы в команде и др.
Так, студенты техникума при изучении математики и физики ежегодно принимают участие в региональной научно-практической конференции для старшеклассников и студентов профессиональных образовательных организаций «Информационно-коммуникативные технологии в реализации инновационной модели СПО», проводимой на базе ГБОУ СПО «ВПТ», а также, в различных дистанционных конкурсах проектов Всероссийского и Международного уровней.
2. Исследовательский метод
Исследовательская форма проведения занятий с применением элементов проблемного обучения предполагает следующую деятельность обучающихся:
– ознакомление с областью и содержанием предметного исследования;
– формулировка целей и задач исследования;
– сбор данных об изучаемом объекте (явлении, процессе);
– проведение исследования (теоретического или экспериментального) – выделение изучаемых факторов, выдвижение гипотезы, моделирование и проведение эксперимента;
– объяснение полученных данных;
– формулировка выводов, оформление результатов работы.
Данный подход дает возможность понять ход научного исследования, различной трактовки полученных данных и нахождения правильной, соответствующей реальности, точки зрения.
При исследовательском методе от обучающихся требуется максимум самостоятельности. Следует, однако, отметить, что в группах с различным уровнем знаний обучающихся, особенно на начальном этапе изучения предмета, целесообразно применять эвристические методы при активном участии преподавателя. Эвристическими могут быть беседы, лабораторные и практические работы, задачи, предполагающие самостоятельный поиск обучающимися новых знаний.
Так, например, разработан и внедрен в образовательную практику техникума лабораторный практикум по физике. Данный практикум представляет собой решение ряда небольших экспериментальных проблем, их теоретическое обоснование с привлечением системы физических понятий и закономерностей. Такая деятельность предполагает, что после коллективного обсуждения плана выполнения работы экспериментальные задания обучающиеся выполняют самостоятельно, без соответствующих указаний преподавателя. В данном практикуме нет определенности фронтального метода работы. При выполнении работы «парами» функции между обучающимися распределены: каждый обучающийся работает со своими данными, индивидуально решает свои проблемы, обдумывает свои действия в процессе выполнения эксперимента и решения теоретических заданий. Основные выводы студенты формулируют также самостоятельно до обсуждения в группе результатов экспериментов, которые проводятся в конце выполнения всей работы.
Практические работы по решению задач, которые предполагают нахождение наиболее рационального пути решения проводятся при изучении тем «Закон постоянного тока», «Основы термодинамики», «Уравнения и неравенства», «Измерения в геометрии».
Исследовательская деятельность позволяет сформировать такие ключевые компетенции, как умения творческой работы, самостоятельность при принятии решений, развивает наблюдательность, воображение, умения нестандартно мыслить, диалектически воспринимать явления и закономерности окружающего мира, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения.
3.Дискуссии
Дискуссии, как форму взаимодействия субъектов обучения, преподаватели П(Ц)К физико-математических дисциплин используют при актуализации знаний, для мотивации изучения новой темы, таких как «Силы в природе (тяжести, трения)», «Логарифм числа», «Производная и ее физический смысл», «Прямые и плоскости в пространстве», «Многогранники», «Круглые тела».
Во время дискуссии формируются следующие компетенции: коммуникативные (умения общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и др.), способности к анализу и синтезу, брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их, умения отстаивать свою точку зрения, т.е. навыки социального общения и др.
4. Игровые методики
Преподаватели П(Ц)К физико-математических дисциплин ежегодно проводят игры «Что, где, когда?», «Остров сокровищ», «Брейн-ринг», «Знатоки постоянного тока» и др., что вносит разнообразие в течение предметного образовательного процесса, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие обучающихся в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных. При этом происходит освоение участниками игры нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.
Практика подтвердила эффективность применения игровых методик на завершающем этапе (по завершении изучения темы, раздела, курса) обучения математике, физике, являющихся общеобразовательной предметами.
5.Групповые формы работы
Групповая работа – это совместная деятельность студента и преподавателя, где на смену репродуктивной деятельности приходит исследовательская, поисковая, коллективно – распределенная деятельность. Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность.
При групповой форме работы студентов на занятии в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней учащемуся, как со стороны преподавателя, так и учащихся. Причем помогающий учащийся получает при этом не меньшую помощь, чем учащийся слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему одногруппику.
Приведу несколько видов групповой работы, которые используются на уроках физики и математики:
Снежный ком.
Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.
После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.
Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.
В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
Прием «Зигзаг». Или метод пилы.
Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.
Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».
Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).
Составление кластеров.
Слово «кластер» происходит от английского cluster – гроздь, груда, рой, скопление. Кластер – графический способ, позволяющий представить большой объём информации в структурированном и систематизированном виде, выявить ключевые слова темы. Это графическая схема из овалов. В центре кластера, в главном овале, – основная проблема, тема, идея. В овалах следующего уровня – классифицирующие признаки или основания для систематизации, в овалах третьего уровня – дальнейшая детализация и т.д. Кластеры могут сильно ветвиться, поэтому всегда нужно уметь остановиться на разумном уровне детализации. Кластер содержит ключевые слова, ключевые идеи с указанием логических связей между текстовыми субъектами, которые придают картине целостность и наглядность.
Кластер (как и все графические схемы) является моделью изучаемой темы, позволяет увидеть её целиком, «с высоты птичьего полёта». Повышается мотивация, т.к. легче воспринимаются идеи. Человеку всегда нужны графические образы. Мозг запоминает модели. Представление информации учащимися в виде кластера способствует её творческой переработке, поэтому обеспечивает усвоение информации на уровне понимания. Кластеры (как и другие схемы) позволяют развить мышление, сделать его более гибким, избавиться от стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое.
И самое главное – учащиеся практически осваивают способ самостоятельного приобретения нового знания, самостоятельного обучения на основе текстов, который могут применять в дальнейшем, и с удовольствием учиться в течение всей жизни. У них формируется функциональная грамотность, информационно-коммуникативная компетенция.
Вышеописанная технология обучения на основе творческой переработки текста позволяет учить интересно, быстро, качественно и даёт учащимся чувство удовлетворения.
Цели:дидактическая – через опосредованное изучение текста сформировать систему научных знаний об элементарных частицах; развивающая – выработать у школьников приёмы эффективной переработки учебной информации, продолжить формирование способа самостоятельного обучения, познавательных и коммуникативных компетентностей; воспитательная – продолжить формирование уверенности в своих собственных познавательных возможностях, диалектико-материалистического мировоззрения.
Ожидаемый результат: усвоение системы научных знаний об элементарных частицах и представление её в виде кластера; получение и осмысление каждым учеником собственного опыта самостоятельной познавательной деятельности на основе работы с текстом через индивидуальную, парную, групповую, коллективную формы работы.
ДЗ (внеклассная работа). Составьте кластер по § 65 «Фундаментальные взаимодействия» и § 66 «Фундаментальные частицы» и (по желанию) представьте их с помощью ИКТ.
Практика преподавания позволяют сделать вывод, что не все методы в одинаковой степени могут быть применимы при обучении общеобразовательным предметам естественнонаучного цикла. Учитывая дефицит времени при изучении предметов, некоторые методы (метод проектов, игровые методики), требующие достаточно большого времени для их подготовки и проведения, можно рекомендовать для организации внеаудиторных занятий или обобщения изученного материала и осуществления интеграции знаний посредством реализации межпредметных связей, в том числе с предметами профессиональной подготовки. Исследовательская, дискуссионная форма организации занятий, групповая форма работы являются эффективными методами формирования компетенций при проведении аудиторных занятий.