1.2Основные признаки инновационной деятельности педагога……………….6
1.3Структура инновационной деятельности педагога…………………………7
Заключение……………………………………………………………………….11
Список использованных источников………………..………………………….12
Введение
Обращение к проблемам инноватики и выделение их в число важнейших направлений современной научной мысли явилось результатом осознания возрастающей динамики инновационных процессов в обществе. Развитие научных интересов в этом направлении обнаружило сложность и многоаспектность данного феномена, что повлекло за собой появление разнообразных подходов к его анализу. Это определило необходимость осознания того, что инновационные процессы требуют системного, целостного изучения с учетом факторов, касающихся как собственно нововведений, так и их социокультурной среды. Анализ инновационной проблематики занимает значительное место в исследованиях многих зарубежных авторов (Барера М., Брауна В., Пэвитта К., Роджерса Э. и др.) В отечественной литературе проблема инноваций долгое время рассматривалась в системе экономических исследований. Однако со временем встала проблема оценки качественных характеристик инновационных изменений во всех сферах общественной жизнедеятельности, но определить эти изменения только в рамках экономических теорий невозможно. Понадобился иной подход к исследованию инновационных процессов, где анализ инновационных проблем включает в себя использование современных достижений не только в области науки и техники, но и в сферах управления, образования. Поиски решения педагогических проблем инноватики связаны и с анализом имеющихся результатов исследования сущности, структуры, классификации и особенностей протекания инновационных процессов в сфере образования. На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений в педагогику отражена в работах Н. И. Лапина, А. И. Пригожина, В. С. Толстого с позиций системно-деятельностного подхода, что дает возможность анализировать не только отдельные стадии инновационного процесса, но и перейти к комплексному изучению нововведений. В последние годы в систему российского образования все чаще стали внедряться инновационные процессы, то есть, целенаправленные изменения, вносящие в педагогический процесс новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы образования из одного состояния в другое. Для дальнейшего совершенствования российской школы эти процессы требуют решения многих проблем, в том числе, формирования и развития различных компонентов инновационной деятельности преподавателей. Инновационная деятельность, безусловно, связана с обновлением. Однако не все новое в образовании дает везде и всегда положительный результат.
Во-первых, «новое» всегда является средством решения актуальных для данной школы задач. Действительно, зачастую учителя не исследуют, а нередко игнорируют проблемы, над которыми должна бы работать школа. “Так, главными мотивами обновления работы многих учителей являются их стремления опробовать новые методы, приемы работы и сделать учение интересным для детей, а не стремление решить кардинальные проблемы школы, мешающие ей развиваться, двигаться вперед. Во-вторых, каждое новое средство рождается во вполне конкретных условиях и ориентировано на решение вполне определенных педагогических задач. Однако, многие руководители при выборе средств обновления работы своей школы забывают об этом, руководствуясь не анализом ситуации в ней, а только личными вкусами, симпатиями, принципом «нравится - не нравится» и т. п. В-третьих, ученые уже давно заметили, что увеличение числа тех, кто использует какое-либо новшество, появление нового опыта его освоения, как правило, ужесточают набор условий, при которых новшество эффективно”.
Понятия инновационной деятельности
Понятие «инновация» впервые появилось в исследованиях культурологов в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Это его значение до сих пор сохранилось в этнографии, в начале ХХ века оформилась новая область знания - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства.
Слово «инновация» имеет латинское происхождение. В переводе оно означает обновление, изменение, ввод чего-то нового, введение новизны.
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Инновации в сфере образования направлены на формирование личности, ее способности к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса.
Каждая педагогическая эпоха породила свое поколение технологий. Первое поколение образовательных технологий представляло собой традиционные методики; технологиями второго и третьего поколений были модульно-блочные и цельно-блочные системы обучения; к четвертому поколению образовательных технологий относится интегральная технология. В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретный характер, т.е. может возникать раньше своего времени, затем может стать нормой или устареть. ЮНЕСКО определяет инновации как попытку изменить систему образования, осуществить сознательно и намеренно улучшение нынешней систем. Новшество не обязательно является чем – то новым, но обязательно чем – то лучшим и может быть продемонстрировано само по себе. Источниками инновационных идей могут быть: 1) неожиданное событие (успех или провал, как толчок к развитию или расширению деятельности или к постановке проблемы); 2) различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами и желаниями и практическими действиями педагога); 3) потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей); 4) появление новых образовательных моделей; 5) демографический фактор; 6) изменения в ценностях и установках детей (изменение отношения детей к образованию, к значимым ценностям влечёт за собой поиск новых форм общения и профессионального поведения); 7) новые знания (новые концепции, подходы к образованию, конкретные методики и технологии). 8) Отличительные черты инновационной деятельности педагога: 9) новизна в постановке целей и задач; 10) глубокая содержательность; 11) оригинальность применения ранее известных и использование новых методов решения педагогических задач; 12) разработка новых концепций, содержания деятельности, педагогических технологий на основе гуманизации и индивидуализации образовательного процесса; 13) способность сознательно изменять и развивать себя, вносит вклад в профессию.
Инновационные процессы выражают не только внутреннюю, предметную логику новшества, но и логику его взаимодействия с окружающей средой. С этой точки зрения новшество характеризуется динамическим соотношением параметров, выражающих как его воздействие на окружающую среду, так и обратное влияние последней на само нововведение. Динамика этих характеристик во времени и образует жизненный цикл нововведений. “Полный жизненный цикл включает пять стадий: старт, быстрый рост, зрелость, насыщение, финиш или кризис”. Таким образом, нововведение есть динамическая система, характеризующаяся как внутренней логикой (инновационный процесс), так и закономерным развитием во времени ее взаимодействия с окружающей средой (жизненный цикл). Структура инновационного процесса меняется по мере перехода новшества от одной стадии к другой.
Основные признаки инновационной деятельности педагога
Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного потенциала педагога. Поэтому есть необходимость рассмотреть эту категорию.
Инновационный потенциал личности связывают со следующими основными параметрами:
- творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное - проектировать и моделировать их в практических формах;
- открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;
- культурно-эстетическая развитость и образованность;
- готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов;
- развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения).
Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).
Инновационная деятельность преподавателей имеет свою специфику. Она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. В силу специфики новаторской, поисковой работы она осуществляется очень часто на ощупь, за пределами существующего опыта и лишь частично может регулироваться и контролироваться действующими институтами. Поэтому общество вынуждено доверять исследователю, новатору, полагая, что в процессе свободного поиска истины, новых решений и способов реализации стоящих перед обществом задач он не предпримет действий, способных в дальнейшем нанести ущерб интересам общества. Следовательно, свобода творчества должна сопрягаться с высочайшей личной ответственностью субъекта инновационного поиска.
Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры.
Структура инновационной деятельности педагога
Деятельность педагога является очень сложным процессом. Внедрение в этот процесс инновации ещё более усложняет его. Структура инновационной деятельности педагога может быть представлена следующим образом. Рассмотрим кратко содержание компонентов.
Инновационная деятельность строится под влиянием доминирующих мотивов. Это могут быть:
1) внешние стимулы (материальное вознаграждение, присвоение более высокого разряда, по служебной необходимости и др.);
2) мотивы внешнего самоутверждения педагога или мотивы престижа и др.;
3) профессиональный мотив (желание учить и воспитывать, направленность инновации на обучающихся и др.);
4) мотивы личностной самореализации.
Второй компонент структуры — креативный (способность порождать новые идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации и др.). Линия его развития начинается от подражания опыту, концепции, идеи, отдельному приему, форме и методу. Далее педагог переходит к копированию через творческое подражание. Следующий этап — подражательное творчество, когда педагог, беря за основу идею, полностью разрабатывает содержание, методы и формы ее реализации. На четвертой стадии — подлинное творчество (создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей) — педагог создает свою собственную оригинальную концепцию, методику обучения и воспитания.
Технологический или операционный компонент инновационной деятельности педагога можно представить следующим образом:
- «личностно-мотивированная переработка имеющихся образовательных проектов, их самостоятельная интерпретация, вычленение и классификация проблемных (западающих) педагогических ситуаций, активный поиск инновационной информации, ознакомление с новшеством;
- профессионально-мотивированный анализ собственных возможностей по созданию или освоению новшества, принятия решения об использовании нового;
- формирование целей и общих концептуальных подходов к применению новшеств;
- прогнозирование средств достижения целей, изменений, трудностей, результатов инновационной деятельности: обсуждение с коллегами, администрацией, консультантами путей внедрения новшества;
- создание «массива» идей, разработка концептуальной основы и этапов экспериментальной работы;
- реализация инновационных действий: введение новшества в педагогический процесс и отслеживание хода его развития и внедрения;
- осуществление контроля и коррекции введения новшества и всей инновационной деятельности: оценка результатов внедрения, рефлексия самореализации педагога».
Необходимым компонентом в структуре инновационной деятельности педагога является рефлексия в форме самоанализа, самооценки, само понимания и само интерпретации собственного сознания и деятельности, а также мыслей и действий обучающихся, коллег.
В функциональной модели деятельности педагога, разработанной Н.В.Кузьминой, рефлексия педагога включена в гностический компонент. Сформированность инновационной деятельности может быть оценена по одному из четырех уровней:
1) адаптивный характеризуется неустойчивым отношением педагога к инновациям. Новшество осваивается только под давлением социальной среды;
2) репродуктивный отличается более устойчивым отношением к педагогическим новшествам, копированием готовых методических разработок с небольшими изменениями. Педагог осознает необходимость самосовершенствования;
3) эвристический уровень характеризуется большой целеустремленностью, устойчивостью, осознанностью путей и способов внедрения новшеств. Педагог всегда открыт новому, ищет и внедряет новые способы педагогических решений;
4) креативный уровень отличается высокой степенью результативности инновационной деятельности, высокой чувствительностью к проблемам, творческой активностью. Педагог целенаправленно ищет новую информацию, создает авторские школы, охотно делится педагогическим опытом и др. Интуиция, творческое воображение, импровизация занимает важное место в деятельности таких педагогов.
Большая часть педагогов выбирают определенные формы приобретения навыков инновационной педагогической деятельности на основе инновационного подхода.
В их числе:
самостоятельное изучение;
повышения квалификации на специальных курсах;
постоянное участие в работе научных конференций;
совершенствование и развитие необходимых знаний, умений и навыков путём традиционного обучения «устоз-шогирд» (мастер наставник-ученик);
организация самостоятельного научного исследования.
Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации, в том числе и технологии развивающего обучения, должны базироваться на результатах предварительной психолого-педагогической диагностики.
Заключение
Сегодня в нашей стране происходит становление науки о педагогических нововведениях. Выделение этой науки в самостоятельную отрасль началось с общественно-педагогического движения, с возникновения противоречия между имеющейся потребностью в быстром развитии школы и неумением педагогов её реализовать. Возрос массовый характер применения нового.
Кое-что сделано, но остаётся ещё немало нерешенных проблем, и одна из них – дать целостное теоретическое представление о педагогической инноватике, её составе, структуре и функциях.
Обществу нужны творчески мыслящие люди, специалисты, а это предполагает творческое освоение современных знаний. Разумеется, многое можно сделать с помощью проблемного обучения, но ведь оно требует больших затрат времени, чем объяснительно-иллюстративные методы, передающие знания в готовом виде. Необходим поиск новых подходов, обеспечивающих эффективность обучения, и он невозможен без инновационной деятельности учителей. Именно поэтому так важно сейчас научить этому педагогов и изменить систему подготовки педагогических кадров.
К сожалению, есть немало материально-технических, финансовых, социальных трудностей, которые сдерживают инновационные устремления нашего учительства, мешают овладеть в требуемой мере современной духовной культурой, необходимой для творчества. Существует явное противоречие между возможностями и реальным состоянием педагогического сообщества в освоении и оценке нового.
Список использованных источников
Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность: учебное пособие / В. А. Сластенин, Л.С. Подымова. – М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997– 363 с.
Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя: учебное пособие/ В.И. Загвязинский. – М.: Просвещение, 1987 – 157 с.
Инновационная деятельность педагога: [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs/kotljarova-olga/inovacionaja-dejatelnost-pedagoga.html
Инновационная деятельность учителя: [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://center-yf.ru/data/economy/Innovacionnaya-deyatelnost-uchitelya.php
Инновационные процессы в образовании: [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/4016615/page:4/
Применение средств мультимедиа а образовательном процессе: [Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2013/07/31/primenenie-sredstv-multimedia-v