Информационно - образовательная среда в условиях внедрения ФГОС
Информационно - образовательная среда в условиях внедрения ФГОС
Основная цель современного образования состоит в формировании новой образовательной системы, призванной стать основным инструментом социокультурной модернизации российского общества. Цель образования формируется:
Новыми образовательными запросами общества, семьи и государства;
Широким внедрением ИКТ – технологий во все сферы жизни.
Ежедневно человек сталкивается с новой информацией: анализирует, перерабатывает, создает. Количество информации каждые 10 лет удваивается. Такой рост требует формирования умения работать с информацией, учиться её находить, выбирать главное и использовать с максимальной пользой. Таким требованиям, к сожалению, не всегда отвечает учебник по тому или иному предмету. Поэтому нужны новые, современные информационные и коммуникационные технологии. Иными словами, информационно – образовательная среда (ИОС).
ИОС - совокупность (скорее, система) информационной, технической и учебно-методической подсистем, целенаправленно обеспечивающих учебный процесс, а также его участников.
Новые технологии обучения обеспечивают современному образованию:
Стремительный рост информационно-ресурсной базы;
Свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам;
Мобильность;
Интерактивность;
Возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений;
Интерактивность;
Сегодня мы учим детей, которые будут работать по специальностям, которых ещё нет, а значит, мы должны владеть ИКТ.
Педагогический потенциал ИОС:
Делает процесс образования индивидуальным;
Организация коллективной деятельности и работы в группах сотрудничества;
Ориентация на самообразование;
Создание ситуации успешности для учащихся;
Возможность обеспечения деятельностного подхода;
Процесс обучения более интенсивен;
Социализация учащихся;
Обеспечение психолого-педагогического сопровождения учебного процесса;
Разноуровневость содержания образовательного процесса;
В своей практике я использую следующие учебные ситуации с применением ИКТ:
Проведение уроков с помощью инреактивной доски, мультимедийного проектора, в частности «Уроки Кирилла и Мефодия» - обучение грамоте, окружающий мир;
Просмотр видеороликов, видеофильмов, анимации при изучении нового материала и закреплении пройденного;
Использование возможностей компьютерных программ для отслеживания результатов учебной деятельности;
Электронные тренажеры;
Словарная работа;
Использование учебных заданий для самопроверки;
Работа с цифровым оборудованием;
Устное выступление в сопровождении аудио – и видеоподдержки
Общение в цифровой среде (электронная почта, сайт);
Работа над презентацией;
В статье рассказывается о создании сайта класса, какие темы представлены.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Информационно - образовательная среда в условиях внедрения ФГОС »
Информационно – образовательная среда в условиях внедрения ФГОС.
Патрушева Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов.
«Послушай – и ты узнаешь.
Посмотри – и ты поймёшь.
Сделай и ты научишься»,
Китайская мудрость
Основная цель современного образования состоит в формировании новой образовательной системы, призванной стать основным инструментом социокультурной модернизации российского общества. Цель образования формируется:
Новыми образовательными запросами общества, семьи и государства;
Широким внедрением ИКТ – технологий во все сферы жизни.
Ежедневно человек сталкивается с новой информацией: анализирует, перерабатывает, создает. Количество информации каждые 10 лет удваивается. Такой рост требует формирования умения работать с информацией, учиться её находить, выбирать главное и использовать с максимальной пользой. Таким требованиям, к сожалению, не всегда отвечает учебник по тому или иному предмету. Поэтому нужны новые, современные информационные и коммуникационные технологии. Иными словами, информационно – образовательная среда (ИОС).
ИОС - совокупность (скорее, система) информационной, технической и учебно-методической подсистем, целенаправленно обеспечивающих учебный процесс, а также его участников.
Новые технологии обучения обеспечивают современному образованию:
Стремительный рост информационно-ресурсной базы;
Свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам;
Мобильность;
Интерактивность;
Возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений;
Интерактивность;
Сегодня мы учим детей, которые будут работать по специальностям, которых ещё нет, а значит, мы должны владеть ИКТ.
Педагогический потенциал ИОС:
Делает процесс образования индивидуальным;
Организация коллективной деятельности и работы в группах сотрудничества;
Ориентация на самообразование;
Создание ситуации успешности для учащихся;
Возможность обеспечения деятельностного подхода;
Процесс обучения более интенсивен;
Социализация учащихся;
Обеспечение психолого-педагогического сопровождения учебного процесса;
Разноуровневость содержания образовательного процесса;
В своей практике я использую следующие учебные ситуации с применением ИКТ:
Проведение уроков с помощью инреактивной доски, мультимедийного проектора, в частности «Уроки Кирилла и Мефодия» - обучение грамоте, окружающий мир;
Просмотр видеороликов, видеофильмов, анимации при изучении нового материала и закреплении пройденного;
Использование возможностей компьютерных программ для отслеживания результатов учебной деятельности;
Электронные тренажеры;
Словарная работа;
Использование учебных заданий для самопроверки;
Работа с цифровым оборудованием;
Устное выступление в сопровождении аудио – и видеоподдержки
Общение в цифровой среде (электронная почта, сайт);
Работа над презентацией;
Хочу более подробно рассказать об одном из направлений новой информационной образовательной среды в работе с родителями – создание собственного сайта класса.
Сайт (от англ. website: web — «паутина, сеть» и site — «место», буквально «место, сегмент, часть в сети») — совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации в компьютерной сети, объединённых под одним адресом (доменным именем или IP-адресом). Такое определение дает электронная энциклопедия Википедия.
Первый год учебы в школе имеет большое значение. От него зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Значит, первый класс серьезное испытание, как для ребенка, так и для родителей, когда четко проявляются все пробелы семейного воспитания.
Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении не может носить эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без всякой системы. Чтобы помощь родителей была действенной, а дело воспитания и развития стало общим делом семьи и школы, надо обучать не только детей, но и их родителей. Причем не столько обучать, сколько общаться, обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы и, вместе искать пути и способы их решения.
Поэтому, взяв с курсов по ИКТ некоторую информацию, решила создать сайт, который стал бы моим помощником в работе с родителями, помог установить обратную связь. Работая над сайтом, я в первую очередь хочу помочь родителям сориентироваться в учебном процессе, сообщать о предстоящих планах, изменениях, более подробно рассказать о том, как подготовиться к тому или иному мероприятию, что нового узнали на уроках, на что следует обратить внимание родителей при занятиях с детьми.
На сайте представлены следующие темы и рубрики:
Главная страница: («Внимание, конкурс!», «Готовимся к празднику» в этих темах размещена информация о предстоящем празднике и что нужно подготовить)
Ближайшие планы (в этой теме размещена информация, касающаяся предстоящих экскурсий, олимпиад, праздников, каникул)
Ваше мнение (обмен мнением о работе сайта)
Вести с уроков (Информация о прохождении тем, на что следует обратить внимание при изучении темы, итоги работ, ссылки на электронные тренажеры и игры, образцы самостоятельных и контрольных работ, информация к условным обозначениям в учебниках и прописях и другая полезная информация, относящаяся к урокам)
Для вас, родители («25 книг для чтения», «Портфолио ученика», «Как правильно оформить запись в тетради», «Что должен знать ребёнок, заканчивая 1 класс», "Коротко о разном" (интересные исследования в области воспитания), советы по воспитанию, как подготовить ребенка к новому учебному году, положение о школьной форме, санитарные требования к учебному процессу и т.д.). В этом разделе родители могут получить информацию по всем вопросам, касающимся организации учебного процесса.
Детская страничка ( ссылки на сайты, где можно найти нужную и полезную информацию, а также на мультфильмы, игры)
Поздравляем (Название говорит само за себя: поздравления с победами, достижениями)
Расписание уроков и звонков
Спасибо (Слова благодарности родителям);
Фото и видеоальбом (Фотографии с праздников, экскурсий, видеоролик с праздника).
В каждой теме, каждом сообщении есть возможность родителям оставить комментарии, задать вопрос.
Большая часть родителей ежедневно заходят на сайт. Просматриваются все темы ( на некоторых страницах есть счётчики посещений), добавляются фотографии. Сайт - это оперативное информирование родителей об изменениях в учебном процессе, получение ответов на волнующие вопросы. Безусловно, это новый способ общения с родителями и пока связь в большей мере осуществляется в одностороннем порядке, но, я думаю, ситуация со временем изменится: родители станут активнее высказывать своё мнение, активнее принимать участие в обсуждении интересующих их тем.
Таким образом, информационные технологии обогащают процесс обучения и воспитания, позволяют сделать их более эффективными, а так же способствуют творческому развитию как учащихся, так и учителя.
Современный учитель – это не только указка, мел и доска. Современный учитель – это учитель, владеющий ИКТ технологиями, способный организовать работу учащихся с позиции современного общества.
Во многом именно от учителя зависит, каким будет ребёнок – будущее страны. А это значит, что учитель должен быть в одном ряду с развивающимся обществом, должен уметь и знать, как научить того, за кого в ответе. Именно поэтому овладение учителем современными образовательными технологиями – важный этап в педагогической деятельности.
Однако, давайте не будем забывать, что ни одна современная техника не заменит живого общения. Только эмоции и чувства учителя, ребёнка, родителя и других участников образовательного процесса могут творить чудеса и воспитывать радостью.
Список литературы:
Долинер Л.И., Шпарута Н.В., Волкова И.А., Сероштанова Н.Ю. Информационная образовательная среда школы: создание и развитие [ Текст ]: метод. рекомендации / М-во образования Свердл. Обл., Ин-т развития образования, Каф. информ. технологий в образовании. Екатеринбург: ИРРО, 2011.