Индивидуальный образовательный маршрут учащегося, имеющего затруднения в обучении
Индивидуальный образовательный маршрут учащегося, имеющего затруднения в обучении
На современном этапе развития общества внимание к детям - актуальная проблема образования. Индивидуальный маршрут позволяет выстроить индивидуальную траекторию обучения с целью достижения конкретных результатов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный образовательный маршрут учащегося, имеющего затруднения в обучении»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Соколовка
муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Индивидуальный образовательный маршрут учащегося, имеющего затруднения в обучении
Юзефович Екатерина Владимировна, учитель
начальных классов
с. Соколовка
2016
Пояснительная записка
На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, имеющим проблемы с социализацией в обществе и в обучении – одна из актуальных задач общеобразовательного учреждения.
При этом проблема обучения таких детей должна осуществляться в рамках инклюзивного образования в каждом учреждении. Это, безусловно, позитивное явление.
Именно поэтому МБОУ СОШ с. Соколовка в своей деятельности решает ряд важнейших социально-психологических задач:
не терять детей с имеющими трудности в обучении, дать им шанс быть успешными, самостоятельно учиться и работать;
создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы особенных детей;
формировать у таких детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей;
формировать правильное мировоззрение, сделать его достаточно устойчивым.
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута развития учащегося, имеющего затруднения в развитии в условиях общеобразовательного класса ставит своей целью поддержание детей с путём повышения социального статуса личности. Ценность индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ) состоит в том, что он позволяет учащемуся обеспечить усвоение зоны ближайшего развития. ИОМ включает в себя сочетание учебной и внеучебной деятельности в целях социальной самореализации личности и формирования обучающимися опыта допрофессиональной подготовки. Индивидуальный образовательный маршрут направлен на осуществление социализации учащихся, решение несложных проблемных, жизненных ситуаций, призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Индивидуальный образовательный маршрут рассчитан на 4 года (1-4 классы), реализуется в урочное и внеурочное время в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями и детей здоровья 7-10 лет.
Под выбором индивидуального образовательного маршрута мы понимаем создание специальных педагогических условий для возможности выбора способов, форм и методов обучения, позволяющих поддерживать различные образовательные интересы учащихся при обучении.
Актуальность программы
Уровня школьной зрелости в шестилетнем возрасте достигают 50% детей, а недоразвитие познавательных способностей отмечается у каждого десятого. По данным научно-исследовательского института дефектологии Российской академии наук 80% случаев школьной неуспеваемости обусловлены различными состояниями интеллектуальной недостаточности.
Задачи индивидуального образовательного маршрута:
создать благоприятные условия для общего развития учащегося, в том числе путем удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования;
работать над формированием умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);
развивать общую эрудицию детей, расширять их кругозор;
повышать уровень общего сенсорного, интеллектуального развития;
корректировать зрительно-моторные, оптико-пространственные нарушения, общую и мелкую моторики;
способствовать формированию у учащихся положительную оценку себя и своих способностей;
формировать бытовую ориентировку, прививать общепринятые правила и нормы поведения
Используемые понятия
Обучение – целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.
Метод обучения – совокупность относительно однородных приёмов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи (обучение в группе, объяснение, рассказ, демонстрация, наблюдение, работа с книгой, игра, упражнение, практическая работа, самостоятельная работа).
Методика – описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в образовательных процессах.
Приёмы – элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода (создание воображаемой ситуации, обращение к индивидуальному опыту ребёнка, использование музыки и поэтического слова).
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Маршрутный лист – индивидуальная форма организации занятия, специально подобранные задания для конкретного ученика в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.
Описание модели работы с детьми, имеющими затруднения в развитии
Основные условия осуществления образовательной деятельности с помощью ИОМ в следующем:
открытость обязательных результатов обучения;
возможность выбора учащимися уровня сложности;
целесообразность сочетания различных форм организации учебной деятельности;
организация дифференцированной помощи со стороны учителя;
обучение должно стать преимущественно активной самостоятельной деятельностью учащихся;
создание психологического комфорта ученика, учет его индивидуальных особенностей.
Все это создает условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями. Такая организация позволяет обеспечить развитие ученика и корректировать его обучение. Дает возможность основной массе класса получить достаточно прочные знания.
Сегодня активно идет поиск моделей и технологий обучения, которые позволили бы обеспечить каждому ученику собственную траекторию учения. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Это обеспечивает личностное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального проявления всех имеющихся у ребенка способностей, обладает более широким значением.
Общие требования к уроку
Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.
Урок должен быть воспитывающим и развивающим.
На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.
Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.
На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.
На уроке должны осуществляться межпредметные связи.
- весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.
На уроке должны осуществляться инновационные процессы.
Необходимо введение в обучение компьютеров.
На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:
- проведение физминуток (начальная школа – 2-3 физминутки
- соответствие мебели возрасту детей;
- соответствие дидактического материала по размеру и цвету;
- соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
- соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:
- оказывать всестороннюю педагогическую поддержку ребенку;
- способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.
Сложность заключается в том, что учитель ведёт урок со всеми учащимися по общеобразовательной программе, но способности и степень усвоения материалы у них разные.
Основные направления реализации индивидуального образовательного маршрута:
содержательное (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут);
Определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Структура индивидуального образовательного маршрута
Включает следующие компоненты:
целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования);
содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);
технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей);
структурирования педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);
сопровождения (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);
регулирования (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности).
Индивидуальный образовательный маршрут учащегося
на 2016/2017 учебный год
№
Мероприятия
Дата
Ответственные
Особенность проведения
1.
Анкетирование учащегося и учителя (приложение 1)
Первый урок
Учитель
Учитель и ученик отвечают на вопросы одной и той же анкеты
2.
Обсуждение анкеты
Первая неделя сентября
Учитель
Учитель и ученик обмениваются информацией (этап знакомства и доверия)
3.
Собеседование с родителями
Сентябрь – обязательно и по мере необходимости
Учитель, классный руководитель
Определение потребностей и запросов, дальнейших планов
4.
Проведение учёбы по изучению опыта работы учителей, работающих с особенными детьми
В течение года
Заместитель директора, учителя-предметники
Практикумы, мастер-классы, взаимопосещение уроков
5.
Определение интересов учащихся.
В течение года
Классный руководитель
Занятия в кружках и секциях
6.
Контроль посещаемости кружков и секций
В течение года
Заместитель директора по воспитательной работе, руководитель кружка
Изучение мотивации посещения занятий
7.
Участие во внеурочной деятельности по предмету
В течение года
Учитель
Разовые задания и поручения, требующие предварительной работы
8.
Участие учащихся в воспитательных мероприятиях класса
В течение года
Классный руководитель
Выполнение заданий только под контролем классного руководителя
9.
Проведение консультаций
В течение года
Учитель
Выявление трудностей, успехов, дополнительные занятия
11.
Публикация сочинений учащихся в школьном сборнике
Апрель
Библиотекарь
Стимулирование творческой активности
12.
Использование электронных игр по предметам
В течение года
Учитель
Во время уроков информатики
13.
Расширение банка методической литературы по работе с детьми
В течение года
Библиотекарь
Рaбота с образовательными сайта, интернет-магазинами
14.
Участие в конкурсе чтецов
Январь
Учитель
Индивидуальное проведение (с целью преодоления застенчивости)
15
Использование специальных развивающих игр
В течение года
Библиотекарь
Во время занятий, не входящих в учебный план
16
Анкетирование «Мотивация обучения» (приложение 2)
2 раза в год
Учитель
Сравнение данных двух анкетирований
17
Использование на уроках маршрутных листов
В течение года на каждом уроке
Учитель
Пополнять банк листов, использовать тематические папки
Главные принципы реализации индивидуального образовательного маршрута
Воспитывающий характер обучения.
Принцип практической направленности.
Принцип расширения социальных связей.
Коррекционно-развивающая направленность обучения.
Принцип доступности обучения.
Принцип индивидуального подхода.
Принцип наглядности и практической деятельности с реальными предметами.
Принцип целостности педагогического процесса.
Ожидаемые результаты:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей на основе приобретённых знаний;
рост качества знаний по изучаемым предметам;
повышение активности во внеурочной деятельности;
развитие коммуникативных навыков;
повышение мотивации к обучению;
применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.
Приложение 1.
Анкета для ученика и учителя
Задание 1
Прочитать текст и поработать с вопросами
«Целую ночь шел снег. Занесло весь школьный двор и каток. Утром ребята вышли на улицу гулять. Они увидали, как дворник убирает снег во дворе.
Кто-то крикнул: «Давайте поможем дворнику!» Все дружно взялись за работу. Только Миша стоял в стороне с коньками в руках.
«Ты чего смотришь?» — кричали ребята. «Жду когда очистят каток,— ответил Миша,— нам же никто не велел убирать снег».
Вопросы:
Как бы вы в этом случае поступили бы? Почему?
Кто поступил правильно?
Оцените поступок Миши.
В чем его ошибка?
Задание 2
Отвечает ученик
Вопросы:
Любишь ли ты свою школу? Почему?
Что тебе нравится в школе?
Что тебе не нравится в школе?
Где лучше, дома или в школе?
Какие уроки ты больше всего любишь? Почему?
Есть ли уроки, которые ты не любишь? Если есть, то почему?
Зачем дети ходят в школу?
Для чего нужно быть грамотным?
Какое твое самое любимое занятие в школе? Чем оно тебе нравится?
Чем ты не любишь заниматься на уроках? Почему?
Задание 3
Обсудить вместе ситуацию, используя рассказ:
«Весной ребята сажали деревья в школьном дворе. «Теперь у нас будет красиво!» — радовались они.
Наступили теплые дни. Деревья покрылись листвой. В школьном дворе стало прохладно и уютно.
Однажды, когда все вышли играть во двор, то увидели, как Саша, ухватившись за ветку дерева, раскачивается из стороны в сторону. Вдруг ветка сломалась. Ребята молча смотрели на Сашу.
«Ну и что! — крикнул он.— Я сам сажал это дерево, оно мое!»
Вопросы:
Что бы вы ответили Саше? Почему?
Оцени поступок Саши.
Задание 4
Обменяйтесь ответами на следующие вопросы
Вопросы:
Что ты любишь делать в свободное время?
Любишь ли ты читать книги?
О чем ты любишь читать больше всего?
Смотришь ли ты фильмы?
О чем ты любишь смотреть фильмы?
Собираешь ли ты какую-нибудь коллекцию?
Ходишь ли ты в какой-нибудь кружок? Что тебе там нравится?
В какие игры ты больше всего любишь играть?
Какое твое самое любимое занятие в школе? Почему?
Приложение 2.
Опросник «Учебная мотивация школьников»
(модифицированный вариант анкеты школьной мотивации
Н.Г. Лускановой)
Цель: выявить уровень мотивации и определить особенности отношения детей к школе, учебному процессу на основе эмоционального реагирования на школьные ситуации.
Вопросы для опроса:
1. Тебе нравится в школе?
А) не очень
Б) нравится
В) не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
А) часто хочется остаться дома
Б) бывает по-разному
В) иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, сто завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался дома?
А) не знаю
Б) остался бы дома
В) пошёл бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
А) не нравится
Б) бывает по-разному
В) нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
А) хотел бы
Б) не хотел бы
В) не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
А) не знаю
Б) не хотел бы
В) хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
А) часто
Б) редко
В) не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
А) точно не знаю
Б) хотел бы
В) не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
А) мало
Б) много
В) нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
А) нравятся
Б) не очень
В) не нравятся
Ключ:
№ вопроса
Ответ А)
Ответ Б)
Ответ В)
1
1
3
0
2
0
1
3
3
1
0
3
4
3
1
0
5
0
3
1
6
1
3
0
7
3
1
0
8
1
0
3
9
1
3
0
10
3
1
0
По количеству набранных баллов определяется уровень сформированности мотивации к обучению:
0-10 баллов – низкая школьная мотивация, негативное отношение к школе, школьная дезадаптация;
11-20 баллов – хорошая школьная мотивация, положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью;
21-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.