kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Индивидуальный образовательный маршрут учащегося, имеющего затруднения в обучении

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе развития общества внимание к детям - актуальная проблема образования. Индивидуальный маршрут позволяет выстроить индивидуальную траекторию обучения с целью достижения конкретных результатов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный образовательный маршрут учащегося, имеющего затруднения в обучении»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Соколовка

муниципального района имени Лазо Хабаровского края





Индивидуальный образовательный маршрут учащегося, имеющего затруднения в обучении





Юзефович Екатерина Владимировна, учитель

начальных классов










с. Соколовка

2016


Пояснительная записка


На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, имеющим проблемы с социализацией в обществе и в обучении – одна из актуальных задач общеобразовательного учреждения.

При этом проблема обучения таких детей должна осуществляться в рамках инклюзивного образования в каждом учреждении. Это, безусловно, позитивное явление.

Именно поэтому МБОУ СОШ с. Соколовка в своей деятельности решает ряд важнейших социально-психологических задач:

  • не терять детей с имеющими трудности в обучении, дать им шанс быть успешными, самостоятельно учиться и работать;

  • создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы особенных детей;

  • формировать у таких детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей;

  • формировать правильное мировоззрение, сделать его достаточно устойчивым.

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута развития учащегося, имеющего затруднения в развитии в условиях общеобразовательного класса ставит своей целью поддержание детей с путём повышения социального статуса личности. Ценность индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ) состоит в том, что он позволяет учащемуся обеспечить усвоение зоны ближайшего развития. ИОМ включает в себя сочетание учебной и внеучебной деятельности в целях социальной самореализации личности и формирования обучающимися опыта допрофессиональной подготовки. Индивидуальный образовательный маршрут направлен на осуществление социализации учащихся, решение несложных проблемных, жизненных ситуаций, призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Индивидуальный образовательный маршрут рассчитан на 4 года (1-4 классы), реализуется в урочное и внеурочное время в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями и детей здоровья 7-10 лет.

Под выбором индивидуального образовательного маршрута мы понимаем создание специальных педагогических условий для возможности выбора способов, форм и методов обучения, позволяющих поддерживать различные образовательные интересы учащихся при обучении.

Актуальность программы

Уровня школьной зрелости в шестилетнем возрасте достигают 50% детей, а недоразвитие познавательных способностей отмечается у каждого десятого. По данным научно-исследовательского института дефектологии Российской академии наук 80% случаев школьной неуспеваемости обусловлены различными состояниями интеллектуальной недостаточности.

Задачи индивидуального образовательного маршрута:

  • создать благоприятные условия для общего развития учащегося, в том числе путем удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования;

  • работать над формированием умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т.д.);

  • развивать общую эрудицию детей, расширять их кругозор;

  • повышать уровень общего сенсорного, интеллектуального развития;

  • корректировать зрительно-моторные, оптико-пространственные нарушения, общую и мелкую моторики;

  • способствовать формированию у учащихся положительную оценку себя и своих способностей;

  • формировать бытовую ориентировку, прививать общепринятые правила и нормы поведения

Используемые понятия

Обучение – целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками.

Метод обучения – совокупность относительно однородных приёмов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи (обучение в группе, объяснение, рассказ, демонстрация, наблюдение, работа с книгой, игра, упражнение, практическая работа, самостоятельная работа).

Методика – описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в образовательных процессах.

Приёмы – элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода (создание воображаемой ситуации, обращение к индивидуальному опыту ребёнка, использование музыки и поэтического слова).

Индивидуальный образовательный маршрут  (ИОМ) – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Маршрутный лист – индивидуальная форма организации занятия, специально подобранные задания для конкретного ученика в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.

Описание модели работы с детьми, имеющими затруднения в развитии

Основные условия осуществления образовательной деятельности с помощью ИОМ в следующем:

  • открытость обязательных результатов обучения;

  • возможность выбора учащимися уровня сложности;

  • целесообразность сочетания различных форм организации учебной деятельности;

  • организация дифференцированной помощи со стороны учителя;

  • обучение должно стать преимущественно активной самостоятельной деятельностью учащихся;

  • создание психологического комфорта ученика, учет его индивидуальных особенностей.

Все это создает условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями. Такая организация позволяет обеспечить развитие ученика и корректировать его обучение. Дает возможность основной массе класса получить достаточно прочные знания.

Сегодня активно идет поиск моделей и технологий обучения, которые позволили бы обеспечить каждому ученику собственную траекторию учения. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Это обеспечивает личностное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального проявления всех имеющихся у ребенка способностей, обладает более широким значением.


Общие требования к уроку


  • Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.

  • Урок должен быть воспитывающим и развивающим.

  • На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.

  • Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.

  • На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.

  • На уроке должны осуществляться межпредметные связи.

  • Урок должен быть оснащен:

- техническими средствами обучения;

- дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмы рассуждений, перфокарты, перфоконверты и т.п.);

- весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.

  • На уроке должны осуществляться инновационные процессы.

  • Необходимо введение в обучение компьютеров.

  • На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим:

- проведение физминуток (начальная школа – 2-3 физминутки

- соответствие мебели возрасту детей;

- соответствие дидактического материала по размеру и цвету;

- соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;

- соблюдение санитарно-гигиенических требований.

  • Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:

- оказывать всестороннюю педагогическую поддержку ребенку;

- способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.

Сложность заключается в том, что учитель ведёт урок со всеми учащимися по общеобразовательной программе, но способности и степень усвоения материалы у них разные.

Основные направления реализации индивидуального образовательного маршрута:

  • содержательное (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут);

  • деятельностное (специальные педагогические технологии);

  • процессуальное (организационный аспект).

Определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.


Структура индивидуального образовательного маршрута

Включает следующие компоненты:

  • целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования);

  • содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);

  • технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);

  • диагностический (определение системы диагностического сопровождения);

  • организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей);

  • результативный (формулируются ожидаемые результаты).

Достигается это путем:

  • структурирования педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);

  • сопровождения (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);

  • регулирования (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности).


Индивидуальный образовательный маршрут учащегося

на 2016/2017 учебный год


Мероприятия

Дата

Ответственные

Особенность проведения

1.

Анкетирование учащегося и учителя (приложение 1)

Первый урок

Учитель

Учитель и ученик отвечают на вопросы одной и той же анкеты

2.

Обсуждение анкеты

Первая неделя сентября

Учитель

Учитель и ученик обмениваются информацией (этап знакомства и доверия)

3.

Собеседование с родителями

Сентябрь – обязательно и по мере необходимости

Учитель, классный руководитель

Определение потребностей и запросов, дальнейших планов

4.

Проведение учёбы по изучению опыта работы учителей, работающих с особенными детьми

В течение года

Заместитель директора, учителя-предметники

Практикумы, мастер-классы, взаимопосещение уроков

5.

Определение интересов учащихся.

В течение года

Классный руководитель

Занятия в кружках и секциях

6.

Контроль посещаемости кружков и секций

В течение года

Заместитель директора по воспитательной работе, руководитель кружка

Изучение мотивации посещения занятий

7.

Участие во внеурочной деятельности по предмету

В течение года

Учитель

Разовые задания и поручения, требующие предварительной работы

8.

Участие учащихся в воспитательных мероприятиях класса

В течение года

Классный руководитель

Выполнение заданий только под контролем классного руководителя

9.

Проведение консультаций

В течение года

Учитель

Выявление трудностей, успехов, дополнительные занятия

11.

Публикация сочинений учащихся в школьном сборнике

Апрель

Библиотекарь

Стимулирование творческой активности

12.

Использование электронных игр по предметам

В течение года

Учитель

Во время уроков информатики

13.

Расширение банка методической литературы по работе с детьми

В течение года

Библиотекарь

Рaбота с образовательными сайта, интернет-магазинами

14.

Участие в конкурсе чтецов

Январь

Учитель

Индивидуальное проведение (с целью преодоления застенчивости)

15

Использование специальных развивающих игр

В течение года

Библиотекарь

Во время занятий, не входящих в учебный план

16

Анкетирование «Мотивация обучения» (приложение 2)

2 раза в год

Учитель

Сравнение данных двух анкетирований

17

Использование на уроках маршрутных листов

В течение года на каждом уроке

Учитель

Пополнять банк листов, использовать тематические папки


Главные принципы реализации индивидуального образовательного маршрута


  • Воспитывающий характер обучения.

  • Принцип практической направленности.

  • Принцип расширения социальных связей.

  • Коррекционно-развивающая направленность обучения.

  • Принцип доступности обучения.

  • Принцип индивидуального подхода.

  • Принцип наглядности и практической деятельности с реальными предметами.

  • Принцип целостности педагогического процесса.


Ожидаемые результаты:


  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей на основе приобретённых знаний;

  • рост качества знаний по изучаемым предметам;

  • повышение активности во внеурочной деятельности;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • повышение мотивации к обучению;

  • применение полученных знаний и умений в повседневной жизни.
















Приложение 1.


Анкета для ученика и учителя

Задание 1

Прочитать текст и поработать с вопросами

«Целую ночь шел снег. Занесло весь школьный двор и каток. Утром ребята вышли на улицу гулять. Они увидали, как дворник убирает снег во дворе.

Кто-то крикнул: «Давайте поможем дворнику!» Все дружно взялись за работу. Только Миша стоял в стороне с коньками в руках.

«Ты чего смотришь?» — кричали ребята. «Жду когда очистят каток,— ответил Миша,— нам же никто не велел убирать снег».

Вопросы:

  1. Как бы вы в этом случае поступили бы? Почему?

  2. Кто поступил правильно?

  3. Оцените поступок Миши.

  4. В чем его ошибка?


Задание 2

Отвечает ученик


Вопросы:

  1. Любишь ли ты свою школу? Почему?

  2. Что тебе нравится в школе?

  3. Что тебе не нравится в школе?

  4. Где лучше, дома или в школе?

  5. Какие уроки ты больше всего любишь? Почему?

  6. Есть ли уроки, которые ты не любишь? Если есть, то почему?

  7. Зачем дети ходят в школу?

  8. Для чего нужно быть грамотным?

  9. Какое твое самое любимое занятие в школе? Чем оно тебе нравится?

  10. Чем ты не любишь заниматься на уроках? Почему?


Задание 3

Обсудить вместе ситуацию, используя рассказ:

«Весной ребята сажали деревья в школьном дворе. «Теперь у нас будет красиво!» — радовались они.

Наступили теплые дни. Деревья покрылись листвой. В школьном дворе стало прохладно и уютно.

Однажды, когда все вышли играть во двор, то увидели, как Саша, ухватившись за ветку дерева, раскачивается из стороны в сторону. Вдруг ветка сломалась. Ребята молча смотрели на Сашу.

«Ну и что! — крикнул он.— Я сам сажал это дерево, оно мое!»

Вопросы:

  1. Что бы вы ответили Саше? Почему?

  2. Оцени поступок Саши.


Задание 4

Обменяйтесь ответами на следующие вопросы

Вопросы:

  1. Что ты любишь делать в свободное время?

  2. Любишь ли ты читать книги?

  3. О чем ты любишь читать больше всего?

  4. Смотришь ли ты фильмы?

  5. О чем ты любишь смотреть фильмы?

  6. Собираешь ли ты какую-нибудь коллекцию?

  7. Ходишь ли ты в какой-нибудь кружок? Что тебе там нравится?

  8. В какие игры ты больше всего любишь играть?

  9. Какое твое самое любимое занятие в школе? Почему?


Приложение 2.


Опросник «Учебная мотивация школьников»

(модифицированный вариант анкеты школьной мотивации

Н.Г. Лускановой)


Цель: выявить уровень мотивации и определить особенности отношения детей к школе, учебному процессу на основе эмоционального реагирования на школьные ситуации.

Вопросы для опроса:

1. Тебе нравится в школе?

А) не очень

Б) нравится

В) не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

А) часто хочется остаться дома

Б) бывает по-разному

В) иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, сто завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался дома?

А) не знаю

Б) остался бы дома

В) пошёл бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

А) не нравится

Б) бывает по-разному

В) нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

А) хотел бы

Б) не хотел бы

В) не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

А) не знаю

Б) не хотел бы

В) хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

А) часто

Б) редко

В) не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

А) точно не знаю

Б) хотел бы

В) не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

А) мало

Б) много

В) нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

А) нравятся

Б) не очень

В) не нравятся


Ключ:

№ вопроса

Ответ А)

Ответ Б)

Ответ В)

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

По количеству набранных баллов определяется уровень сформированности мотивации к обучению:

0-10 баллов – низкая школьная мотивация, негативное отношение к школе, школьная дезадаптация;

11-20 баллов – хорошая школьная мотивация, положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью;

21-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.







































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Индивидуальный образовательный маршрут учащегося, имеющего затруднения в обучении

Автор: Юзефович Екатерина Владимировна

Дата: 18.01.2021

Номер свидетельства: 570511

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "«Формирование навыков социальной адаптации у школьников с выраженным интеллектуальным недоразвитием во внеучебной деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_navykov_sotsialnoi_adaptatsii_u_shkolnikov_s_vyrazhennym_intellektu"
    ["file_id"] => string(6) "593746"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1638864771"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Урок-игра "Тимуровский десант" (урок добра) "
    ["seo_title"] => string(41) "urok-ighra-timurovskii-diesant-urok-dobra"
    ["file_id"] => string(6) "114959"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411750007"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства