Просмотр содержимого документа
««Индивидуальные дополнительные занятия как средство повышения качества знаний обучающихся, имеющих проблемы в обучении»»
«Индивидуальные дополнительные занятия как средство повышения качества знаний обучающихся, имеющих проблемы в обучении»
Педагог-психолог: Булычева И.М.
2024 - 2025 учебный год
Добрый день, уважаемые участники круглого стола!
Перед каждым творчески работающим преподавателем возникает множество проблем. Ключевые из них:
· как обеспечить успешность в обучении каждого ученика;
· каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым студентом социального опыта.
Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке со всей группой и одновременно с каждым учеником?»
Ответом, направленным на разрешение основного противоречия, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном уровне.
Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого студента, имеет в виду не приспособление целей и содержания обучения к отдельным учащимся, а выбор форм и методов обучения с учетом особенностей и способностей студента, делая обучение доступным и посильным.
При реализации этого принципа преподаватель должен знать и учитывать индивидуально – психологические особенности ученика, ту совокупность факторов, которые могут помешать ему успешно учиться. К их числу относится реальный запас знаний, умений и навыков; уровень развития ученика; особенности процессов восприятия, мышления, памяти, воображения, эмоционально-волевых качеств; темп и особенности познавательной деятельности и многие другие показатели готовности учащегося к обучению по данной специальности, по данной учебной дисциплине.
Определенную роль в учебной деятельности и поведении ученика играют также его темперамент, интересы, склонности, способности, характер отношения к учебной деятельности, взаимоотношения с преподавателем, положение в коллективе группы, состояние здоровья, настроение.
Приходится преподавателю считаться и с некоторыми личностными характерологическими особенностями своих учеников: самолюбием, чувством собственного достоинства, самоуважения, самооценки, уровнем притязаний.
Преподаватель понимающий, какое значение имеют для его деятельности индивидуальные различия учеников, непременно подметит их и найдет возможность использовать.
Преподаватели используют индивидуальный подход в процессе обучения и контроля знаний учеников. В силу того, что между дисциплинами экономического цикла существуют тесные межпредметные связи и освоение конкретной дисциплины часто опирается на знания по другим экономическим дисциплинам, преподавателям приходится предварительно проверять уровень освоения учеников уже изученных дисциплин. На основе этого и строится дальнейшая индивидуальная работа с учениками.
Индивидуальный подход применяется на занятиях различных форм: на практических занятиях, на контрольных работах, на итоговых занятиях и т.д. Для обобщения пройденного материала проводится урок – конкурс, на котором каждый ученик имеет возможность показать свои знания по изученным темам. Урок проводится в виде соревнования двух команд. В команду объединяются ученики разного уровня знаний. Задания выдаются разной степени сложности и команда самостоятельно распределяет выполнение заданий между членами команды.
При контроле теоретических знаний мы разрабатываем вопросы разного уровня сложности, соответствующие различным оценкам. При этом ученику даётся возможность самому выбрать уровень сложности ответа.
Задания для практических занятий также составляются с учётом уровня сложности. Ученики на этих уроках выполняют разные объёмы работ в зависимости от личностных качеств.
С учётом индивидуальных особенностей учеников контроль знаний на уроках может быть в устной или письменной формах по индивидуальным карточкам. Задания к контрольным работам также дифференцированы.
На открытых уроках, которые проводят преподаватели, очень ярко проявился индивидуально-дифференцированный подход в проведении практического занятия по дисциплине «Математика» . На уроке были использованы различные методы проведения занятия: фронтальный опрос, тестирование, решение задач с объяснением решения на доске и решением задач самостоятельно.
Предлагались разные по уровню тестовые задания, которые разрабатывались с учётом индивидуальных особенностей и способностей учеников, давая тем самым возможность каждому ученику проработать тему на своём уровне, закрепить полученные знания и получить оценку. ученику на уроке работали очень активно, что говорит об эффективности применения индивидуального подхода.
Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении компетенциями.
Контроль качества знаний (КЗ) – выполняет три функции присущие процессу обучения в целом, и имеет чётко выраженное образовательное, воспитательное и развивающее значение. Обучающее значение его выражается в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка приучает обучающихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретённых знаний и умений. У обучающихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших результатов. Результаты обучения должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Причины снижения качества знаний зависят от ученика, учителя и контроля родителей.
Среди таких причин можно назвать следующие:
- преобладание пассивных форм обучения (фронтальная, коллективная работа) над активными формами обучения (проектная, исследовательская деятельность, дискуссии, системно-деятельностный подход и т.д.);
- отсутствие единства требований к ответам ученика;
- слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребенка;
- отсутствие у учеников видения перспективы применения своих знаний в будущей жизни;
- отсутствие мотивации к обучению;
- пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин;
- отсутствие контроля посещаемости уроков со стороны родителей и со стороны педагогов.
Одним из способов повышения качества знаний обучающихся является качественная организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если мы превратим урок в стихийный процесс. Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и обучающимися, реакция учителя на те или иные поступки обучающихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и электронных образовательных ресурсов – всё это влияет на образовательный результат деятельности обучающихся.
Задача учителя – всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Педагог должен помнить, что интересней полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков.
В нашей школе имеются все условия для того, чтобы качество образования обучающихся было на должном уровне.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, обуславливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива школы. Педагоги прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку по вопросам психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.
В школе создана система методической работы, обеспечивающая сопровождение деятельности каждого учителя.
С целью обеспечения освоения детьми с тяжелыми нарушениями речи образовательной программы, коррекции речевых недостатков работают учителя – логопеды, педагог – психолог, медицинские работники. Их задачи: психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса; формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогов.
Материально-техническая база школы также приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации образовательной программы и способствует повышению качества образования.
Финансовое обеспечение реализации программы опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих государственные гарантии прав на получение общедоступного и бесплатного основного общего образования.
Таким образом, в школе созданы достаточные условия для повышения качества образования каждого ученика.
Список используемой литературы:
1. Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М.: Знание, 1988. – 80с.
2. Еремеева, В.Д. Нейропсихолог о дифференциации обучения //Практика образования. – 2007. – № 3 (14).
3. Каткова, Л.В., Сущих, М.М. Сущностные характеристики основных понятий курса «Педагогические теории, системы и технологии»: Методические рекомендации к ГЭК Ч.2 / Волгоград: Перемена, 1996г. – 56 с.
4. Плигин, А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. – М., 2003. – 432 с.