Индивидуально- ориентированный подход или индивидуально- ориентированная система обучения
Индивидуально- ориентированный подход или индивидуально- ориентированная система обучения
Предлагаемая технология обучения ориентированна на учет своеобразия психики и личности индивида, её неповторимости, а также ориентирует учащихся на развитие своей индивидуальности, а учителя на работу с каждым учеником (индивидом) в рамках одновременной работы со всем классом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Индивидуально- ориентированный подход или индивидуально- ориентированная система обучения»
Индивидуально- ориентированный подход или индивидуально- ориентированная система обучения.
Предлагаемая технология обучения ориентированна:
на учет своеобразия психики и личности индивида, её неповторимости;
ориентирует учащихся на развитие своей индивидуальности;
ориентирует учителя на работу с каждым учеником (индивидом) в рамках одновременной работы со всем классом.
на интеграцию индивидуальной работы с формами коллективной учебной деятельности.
на учёт и реализацию индивидуальных особенностей учителя.
Основой ИОСО является индивидуально- ориентированный учебный план по предмету. Он составляется по следующей форме:
Источники
изучения
Контроль
сроки
Необходимо повторить,
знать, уметь
Задания на оценку
«3», «4», «5»
Индивид. задания
оценка
Подпись учителя
В первой графе указываются номера параграфов,наименование тем или разделов курса;
Во второй – определяются временные рамки изучения параграфов, тем или разделов;
В третьей – обозначаются понятия, термины, правила, которыми ученик должен оперировать;
В седьмой – определяются по мере необходимости индивидуальные дополнительные задания ученику с учетом зоны его ближайщего развития;
В восьмой и девятой графах отражается подтверждение учебных результатов, полученных учеником.
План позволяет каждому учащемуся в зависимости от своих способностей, желаний, самочувствия выбрать уровень выполнения заданий, темп усвоения учебного материала по предмету, тем самым создавая условия для движения по коллективному учебному маршруту сообразно своим индивидуальным особенностям.
При данной системе обучения значительная доля учебного времени отводиться самостоятельной работе учащихся, поэтому весь учебный процесс делиться на два блока- лекционный и лабораторный.
На уроках- лекциях ведется объяснение нового материала учителем. На этих занятиях не проводятся опросы, контрольные и проверочные работы, не выставляются оценки. Посещение лекционных занятий является обязательным.
На лабораторных занятиях учащиеся сдают учебные темы учителю, выполняют практические и контрольные работы, получают индивидуальные консультации, как у учителя, так и у одноклассников – консультантов по предмету.
Распределение учебного материала на фрагменты – задания является самым сложным видом деятельности для учителя. Рекомендуется при дифференциации заданий руководствоваться следующими требованиями к трем уровням фрагментов – заданий, предусмотренных технологией ИОСО.
Фрагменты задания нормативного уровня должны обеспечивать обязательное усвоение учебного материала, соответствующего оценке «удовлетворительно». Это задания на воспроизведение основного содержания параграфа, темы и их понимания. Предусматривается описание, пересказ, работа со словарем, выполнение практических упражнений.
Фрагменты задания компетентного уровня ( компетентный- т.е. знающий, сведущий в определенной области) должны быть направлены на развитие у школьников умений обобщать, распознавать, применять, осуществлять и соответствовать оценке « хорошо». Типовые вопросы: почему, зачем, как, в чем суть, как использовать? и т. д.
Чем выше уровень оценки, тем меньшее количество заданий должен выполнить учащийся. Это связано:
С качественной степенью трудности заданий по уровням дифференциации;
Со стимулированием учащихся на выбор более высокого уровня фрагментов заданий;
С ориентацией нормативного уровня фрагментов заданий на формирование базовых знаний, умений, навыков, способствующих дальнейшему успешному обучению учащихся;
С созданием условий для формирования реальной самооценки, произвольной регуляции учебной деятельности учащихся.
Технология ИОСО является адаптационной к возможностям каждого ученика, позволяет объективно оценивать его учебные результаты. Учитель избавляется от необходимости самому делить учащихся на сильных, средних и неуспевающих, заставлять их учить материал и выполнять домашнее задание.
ИОСО предусматривает решение проблемы пробелов в знаниях.
Технология ИОСО по своей сути является универсальной. Творчески работающий учитель может продолжать использовать игровые технологии, проблемное обучение, групповые технологии, элементы коллективного способа обучения, методику В. Ф, Шаталова по интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, словесно- логический способ обучения и т. д.
Явные преимущества перед другими технологиями ИОСО обнаруживает для малокомплектных школ и сельских школ , где нет возможности открывать классы углубленного или компенсирующего обучения.
Преимущества технологии ИОСО в сравнений с другими системами обучения.
Позволяет создать такую обучающую среду, когда ученик не только исходит из своих особенностей, но и поставлен в такие обстоятельства, что вынужден постоянно проявлять активность, действовать в условиях выбора, преодолевать возникшие затруднения, т.е. формировать в себе произвольность, являющуюся составной частью любого личностного качества.
ИОСО создает условия для обучения каждого ученика в зоне его ближайшего развития, формирования коммуникативных умений и навыков, успешности как степени удовлетворения одной из основных потребностей ребенка в притязании на признание.
ИОСО своей технологией создает условие для формирования надлежащих мотивов поведения и организует их закрепление в характере ученика.
Ученик занимаясь по индивидуально- ориентированной системе обучения получает возможность взглянуть на самого себя « изнутри» и « извне», сравнить себя с другими учащимися, оценить свои поступки поведение научиться принимать себя и
других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера; удовлетворяет свои потребности в самореализации, в творчестве, общении и др.
ИОСО создаёт оптимальные возможности, содействующие развитию личности ученика посредством учебной деятельности.