Просмотр содержимого документа
«Имидж педагога и его влияние на образовательный процесс»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Методическая рекомендация
февраль 2021 года
Имидж педагога
и его влияние на образовательный процесс
Древнегреческий философ Ксенофонт сказал:
«Никто не может ничему научиться у человека,
который не нравится».
В России понятие «имидж» стало предметом общественного внимания и научного анализа лишь в конце XX столетия. Массовый читатель был осведомлен в этой сфере благодаря отдельным популярным публикациям зарубежных практиков-дизайнеров, визажистов, парикмахеров.
Вышедшее в свет в 1994г. первое издание книги В.М. Шепеля «Имиджелогия: Секреты личного обаяния» обозначило не только обоснование нового для российского менталитета понятия «имидж», но и формирование новой области научного исследования — имиджелогии.
Одной из важнейших составляющих имиджа педагога является коммуникативная толерантность. Это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию.
Педагог, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, терпим и совместим с очень разными людьми. Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка для совместной деятельности в педагогическом процессе. Педагог должен стремиться безусловно принимать ребенка со всеми его недостатками, промахами, бедами. Принимать ребенка – это значит:
проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему;
проявлять уважение к его личности, поддерживать в нем чувство собственного достоинства;
признавать за ним право быть непохожим на других; смотреть на проблему с его позиций, его глазами;
учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка.
Особенно важно проявление коммуникативной толерантности в напряженной, конфликтной ситуации.
В результате формирования имиджа у каждого педагога становится индивидуальный, только ему присущий стиль педагогической деятельности.
Вербальное поведение
Не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение формирует имидж педагога. Восприятие и понимание речи педагога учащимися связаны с процессом учебного слушания, на которое приходится приблизительно 25-50% учебного времени. Поэтому качество освоения учебного материала зависит от совершенства речи педагога. Учащиеся очень чутки к речевым особенностям педагога.
Поэтому владение речью сегодня – важнейшая профессиональная составляющая педагога. Она включает в себя способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики. Речь педагога на уроке всегда обращена к учащимся, сообщает ли учитель новый материал, комментирует ли ответ ученика, выражает или одобрение или поощрение, речь его должна отличаться внутренней силой, убежденностью, заинтересованностью в том, что он говорит. Выражение мысли его ясное, простое, понятное для учащихся.
Важной частью вербального педагогического общения является положительная оценка учащихся, похвала, которая стимулирует положительное отношение учащихся к себе, веру в свои силы.
Для восприятия педагога воспитанниками не меньшее значение имеет культура речи – произношение, манера говорить, дикция, грамотность, наличие междометий и слов-паразитов («это», «ну», «значит»). Кроме того для восприятия речи педагога важна эмоциональная окрашенность речи.
Существуют правила речевой культуры педагога:
педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал значительного напряжения;
педагог должен говорить внятно;
педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту;
для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами – логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических – бесцветна;
педагог должен говорить с интонацией, т.е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного;
мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие обучающихся: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки. Здесь не надо забывать, что вас не только слышат, но и видят.
Информация, передаваемая педагогом монотонным равнодушным голосом, будет действовать на обучающихся усыпляющее или вызывать скуку. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех.
Поэтому не забывайте о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция способствует лучшему усвоению информации.
Визуальная привлекательность– первостепенная составляющая имиджа педагога. Внешность педагога является либо продолжением его достоинств, либо ещё одной отрицательной чертой, мешающей жизни и карьере.
Каждый педагог просто обязан быть красивым. Успешная «самоподача» требует усилий по поддержанию созданного впечатления. Здесь значения имеют и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выбранный макияж, и модная стрижка или укладка.
Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что неинтересен как личность. А без интереса к личности педагога нет интереса к предмету. Интерес к личности педагога – средство активизации интереса к предмету. Поэтому образ педагога должен вдохновлять.
Для современного имиджа очень важно, чтобы позиции и установки личности соответствовали психологии "победителя".
первая установка - высокая самооценка;
вторая установка - позитивное отношение к жизни;
третья установка - вера в добро;
четвертая установка - умение видеть и чувствовать свою сопричастность к происходящему;
пятая установка - умение меняться, учиться у жизни, умение рисковать, использовать новые формы бытия.
Наиболее важными элементами построения педагогического имиджа являются следующие (по А.А. Калюжному):
создание имиджа является только дополнением, а не заменой педагогической деятельности.
следует обращаться к созданию педагогического имиджа задолго до начала педагогической деятельности.
в основе коммуникации должен быть простой язык, а рассматриваемые проблемы должны иметь значение для каждого.
обязательно необходимы эксперты со стороны.
Педагогу необходимо не столько развить умение предъявлять себя, сколько умение видеть и оценивать себя и других, важно осознать то, что целью развития и формирования имиджа педагога является не воспитание актера или педагога в маске, а педагога с качествами актера, творца, которые должны проявляться в зависимости от решаемых педагогических задач.
Выделяют несколько пунктов технологии успешного имиджа педагога:
найти свой правильный смысл жизни, поставить планку потребностей;
сделать анализ своих способностей и возможностей: что имею и что могу сам изменить к лучшему;
развивать чувство собственного достоинства и при этом избавляться от заниженной или завышенной самооценки. Необходимо избавиться от невротического поведения, которое никогда не сделает вас успешным;
самовоспитание, самоконтроль, самоорганизация, самообразование, стремление к профессиональному росту;
найти методы мотивационной готовности к успеху и самомотивации, радоваться за себя "здесь и сейчас", за каждый свой шаг вперед.
Общество, порождая требования к профессиональному имиджу педагога, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального педагога, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.