Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий школы и семьи. Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Готовность семьи к обучению ребенка к школе»
Управления образования
Школа – гимназия № 30
Выступление на августовской конференции в секции психологов
«Готовность семьи к обучению
ребенка в школе»
Психолог: Мякушко Г.К.
Астана 2015
Готовность семьи к обучению
ребенка в школе.
Семья – это та среда, где человек
должен учиться творить добро.
В.Сухомлинский.
Здравствуйте дороги коллеги! Хочу Вас поздравить с наступающим учебным годом. Пожелать удачи в работе, хороших детей и родителей, чтоб все, о чем мечтали, все сбылось.
Тема сегодняшнего выступление у меня «Готовность семьи к обучению
ребенка в школе». И я хочу начать со слов В.Сухомлинского «Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро». Так как я работаю в школе и сталкиваюсь с тем, что я знаю определения готовности к обучению и как, готовить к школе и проверить психологическую готовность ребенка к школе, а как готовы родители к обучению ребенка к школе? Я не знаю.
Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий школы и семьи. Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Поэтому я считаю необходимым, изучить вопрос влияния семьи на формирование готовности ребенка к школьному обучению, а также зависимость развития ребенка от характера внутрисемейных отношений и от понимания родителями важности правильного воспитания в семье. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению. Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых, расширению их кругозора.
Первое сентября – большой праздник для детей и их родителей, с которым связано столько же радости и волнения, сколько забот и тревог. Придя в школу, ваш малыш начинает свою первую в жизни трудовую деятельность – учебу. В это время в душе ребенка совершается целая психологическая революция, связанная с переходом на новый уровень отношений своего «Я» с окружающим миром. Весь его жизненный уклад меняется в одночасье (режим дня, социальная среда, отношение родных, близких и просто знакомых людей). Этот период кардинальных изменений является кризисным. Родителям необходимо заранее принять меры подготовки ребенка к школе, для того чтобы этот праздник не обернулся для маленького школьника большим разочарованием. Своевременная систематическая, хорошо продуманная подготовка к учебным занятиям поможет семье преодолеть те трудности, которые ждут ребенка в школе. А ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни. Все начинается с семьи. В повседневном общении с детьми сеются семена характера, которые потом дадут добрые или злые всходы. Именно об этом напоминает всем известная народная мудрость, о которой мы часто забываем в суете обыденности: “Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу”. А пренебрежение ею дорого стоит. Очень часто школьные неудачи детей, их трудное вхождение в коллектив, неумение и нежелание учиться — результат родительских просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье, тех жизненных ориентаций, которые в ней усваиваются. Поэтому с самого начала жизни ребенка вокруг него не должно быть суеты и разнобоя в предъявляемых ему требованиях.
Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья с самых первых лет жизни ребенка заботится не только о его физическом развитии, но и о том, чтобы уметь воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность, организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу. Многие родители не жалеют времени и сил, чтобы научить детей читать, считать, писать, полагая, что это и есть подготовка к школе. Однако, для полноценного воспитания этого вовсе недостаточно. Столь же ревностно мы должны печься о том, чем питаем ум, сердце и душу ребенка.
В своей работе помогаю родителям определять самое главное, что нужно требовать от ребенка, что он должен делать сам, а чего он делать не должен; что можно ему разрешить, а чего разрешить нельзя. И придерживаться своих требований неукоснительно, и не уступайте никаким просьбам, слезам, крикам. Вскоре ребенок поймет, что круг требований для него обязателен, требования неизменны, их надо выполнять. Чем старше ребенок, тем внимательней нужно следить за постоянством и обоснованностью предъявляемых ему требований.
И если отношение к ним складывается недостаточно уважительное, оно легко переносится и на требования, предъявляемые школой.
Часто родители, уделяя большое внимание приобретению малышом различных знаний, умений, навыков, пускают на самотек формирование психологических процессов, обуславливающих успешность его общего развития. Если проанализировать трудности, с которыми сталкивается младший школьник, то можно обнаружить за ними допущенные родителями просчеты в воспитании.
Родители, безусловно, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. Эти успехи во многом зависят от готовности организма к систематическому обучению, от развития психических процессов и личности.
У ребенка даже при комплексной подготовке к школе нередко тратиться много сил, а ожидаемый результат не достигается и многие родители начинают переживать. Почему же так происходит? Причин бывает очень много. Одна из них: родители не учитывают того, что при поступлении в школу ребенок с позиции «дошкольника» переходит на позицию «школьника»и, соответственно, изменяется его режим дня. Новая жизнь школьника предъявляет к ребенку другие требования. Семья ждет от него другого поведения. Если семья не поддерживает его в новом качестве, не помогает ему стать учеником, то возникают трудности к адаптации к школе. Наряду с комплексной подготовкой ребенка к школе, должна быть готова к этому и его семья.
Поэтому готовность семьи к обучению ребенка подразумевается адекватную их позицию, наличие в семье четких внутренних правил и разумную включенность семьи в социум. Характерные черты этого:
Объективная оценка родителей своего ребенка, его характерологических, психологических особенностей;
Способность родителей изменять формы и методы общения, по-разному воздействовать на ребенка в соответствии со сложившейся ситуацией;
Направленность воспитательных усилий родителей на дальнейшую жизнь ребенка;
В семье должен быть установлен режим дня, максимально отвечающий требованиям школы, определены права и обязанности каждого члена семьи;
Должны быть установлены разумные связи семьи с социумом: ребенок должен соответствовать требованиям, предъявляемым ему обществом (в детском саду, а затем и в школе).
Я со своими родителями совместно с их ними детьми проверяю на психологическую готовность с августа месяца. Провожу групповые и индивидуальные консультации для родителей. Где помогаю им поменяет взгляды на обучение в школе в нашем современном мире и принимать ребенка таким какой он есть. И этот год показал благополучные результаты в адаптации детей и в работе с родителями.
Таким образом, изучив трудности и успехи ребенка при переходе на
ступеньку начального обучения и проследив их взаимосвязь с воспитанием и развитием ребенка в семье, я пришла к выводу, что готовить ребенка к школе в семье нужно с самых первых лет, роль родителей в подготовке детей к школе огромна, ее значение трудно переоценить. Взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако, не все родители в оторванности от дошкольного учреждения, детского сада, могут обеспечить полную, всестороннею подготовку своего ребенка к школьному обучению, усвоению школьной программы. Как правило, дети, не посещавшие детский сад, показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили в детский сад, т. к. родители “домашних” детей не всегда имеют возможность посоветоваться со специалистом и строят учебно-воспитательный процесс по своему усмотрению, в отношении от родителей, чьи дети посещают дошкольные учреждения, готовятся к школе на занятиях в детском саду. Но если будет на практике осуществляться принцип единства воздействия на ребенка детского сада, школа и семья, то результат значительно улучшится.