Формирование ключевых образовательных компетенции?
Формирование ключевых образовательных компетенции?
Данный материал представляет собой статью, в которой говорится о ключевых образовательных компетенциях. Это и речевая компетенция (развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо), языковая компетенция (овладение фонетическими, орфографическими, лексическими и грамматическими языковыми средствами), и социокультурая компетенция (приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, а также умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения, компенсаторная компетенция (развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации) и учебно – познавательная компетенция.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
На современном этапе развития школьного образования одной из наиболее актуальных проблем является необходимость качественного улучшения знания иностранного языка при малом количестве часов учебной нагрузки, отведенном на изучение данного предмета школьной программой. Никто уже не спорит сегодня о том, что знание иностранного языка необходимо для специалистов в любой сфере деятельности. С начала 1990-х годов тенденция вымывания немецкого языка из российского образования становится, к сожалению, очень отчетливой. Она проявляется и в сокращении школ с углубленным изучением немецкого языка, и перепрофилировании в английские спецшколы, и в переводе немецкого языка в ранг второго иностранного. Но мы не можем уничтожить чрезвычайно богатую традицию его преподавания и научного исследования в нашей стране. В России действуют многочисленные научные и культурные фонды и организации (например, Гёте – институт, ДААД, Немецкие центры и т.д.), которые оказывают поддержку изучающим немецкий язык и культуру. Родители выбирают для своих детей в качестве первого иностранного языка английский и часто просто не задумываются над тем, что английский это, прежде всего, язык математиков и программистов, а филологические, психологические, исторические и даже экономические научные школы несравненно лучше представлены именно в немецкой научной литературе.
Современные УМК по немецкому языку за последние годы претерпели существенные изменения. Они, особенно на старшем этапе, содержат много аутентичных текстов из немецких изданий, в том числе из журналов „Juma“, „Vitamin De“, в которых присутствует интеркультурный компонент, но несмотря на это немецкий язык уступает английскому по своей популярности.
Вернуть немецкому языку былые передовые позиции можно путем повышения мотивации к изучению этого языка, через совершенствование методов и форм работы с учащимися, используя современные технологии обучения, формируя ключевые компетенции в обучении и воспитании учащихся.
Это является важным звеном модернизации образования и направлено на изменение результата: выпускник должен быть не просто учеником «знающим», а учеником «умеющим».
Изучение иностранного языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: на развитие ключевых компетенций на уроках иностранного языка. Это и речевая компетенция (развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо), языковая компетенция (овладение фонетическими, орфографическими, лексическими и грамматическими языковыми средствами), и социокультурая компетенция (приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, а также умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения, компенсаторная компетенция (развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации) и учебно – познавательная компетенция (дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений и ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур с использованием новых информационных технологий).
Основным средством формирования ключевых компетенций при изучении иностранного языка выступают различные технологии, формы и методы.
Абсолютно некомпетентностных форм и методов учебной работы не существует. Однако, некоторые формы сами по себе не работают на развитие ключевых компетенций:
монолог учителя;
фронтально-индивидуальный опрос;
информирующие беседы;
самостоятельные работы с учебником по заданиям учителя;
демонстрация фильма;
традиционная контрольная работа.
Компетентностными методами и формами являются такие, которые имеют не только учебное, но и жизненное обоснование.
метод проектов;
развитие критического мышления;
метод дебатов;
игровая технология (языковые, ролевые игры, драматизация);
кейс-стади;
проблемные дискуссии;
парная и групповая работы;
языковой портфель;
использование аудио-визуальных средств, мультимедийных технологий, Интернет-ресурсов.
За счёт использования данных методов поддерживается положительное отношение ребёнка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменяется микроклимат на уроке, атмосфера на уроке становится более благоприятной для обучения и для межличностного общения.
Цель обучения немецкому языку – сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию, необходимую для приемлемого общения на немецком языке и для работы над немецкоязычными текстами, развитие у школьников способностей использовать немецкий язык как инструмент общения в диалоге культур современного мира, то есть направленность на развитие межкультурной компетенции.
Коммуникативные умения — это основа коммуникативной компетенции. Её развитие носит интегративный характер, то есть формирование и развитие коммуникативных умений тесно связано с развитием социальной и познавательной активности учащихся, их ценностной ориентацией и формированием отношения к процессу овладения немецким языком. И эта деятельность должна быть творческой.
Коммуникативная компетенция состоит из целого ряда компонентов, а именно:
Фонетического компонента, то есть умения фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь на немецком языке. Здесь упор делается на формирование, развитие и совершенствование навыков и умений понимания речи на слух. Для прослушивания предлагаются тексты, наговоренные носителями языка, в том числе с некоторыми региональными особенностями произношения. Типы заданий для аудирования связаны с разной глубиной и точностью проникновения в содержание текста (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием) в зависимости от коммуникативной задачи и стиля текста. Для этого использую следующие упражнения:
упражнения, выполняемые в ходе прослушивания текста на детальное или выборочное понимание;
упражнения, направленные на развитие умений и навыков интерпретировать текст и воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте, по плану или по ключевым словам;
упражнения, нацеленные на обсуждение проблематики текста без вербальных опор.
Морфологического компонента, то есть способности адекватно использовать различные части речи, способы образования новых слов (словосложение, аффиксация, конверсия и т.д.). Здесь упор делается на формирование, развитие и совершенствование умений и навыков чтения: ознакомительного, изучающего и поискового. При работе с текстами используются:
задания на прогнозирование содержания текста по заголовку и иллюстрации;
ответы на вопросы;
поиск и фиксация конкретной информации;
интерпретация содержания текста;
выражение собственного мнения по проблеме;
оценка героев или происходящего;
высказывания предположений, как дальше будут развиваться события и т.д.
Синтаксического компонента, то есть умения строить корректные предложения и фразы на немецком языке. Здесь делается упор на формирование, развитие и совершенствование умений и навыков говорения.
Можно выделить несколько моделей обучения говорению:
между учеником и учителем или между учащимися в парах или группах, имитирующее реальное общение, на уровне предложения, так называемого речевого образца (задания подобного типа носят репродуктивный характер);
ролевые игры в парах, группах, непосредственно не опирающиеся на образец, а выполняемые по аналогии (задания, носящие репродуктивно-продуктивный характер);
естественное общение, цель которого – сообщение и получение собственно информации, выражение собственного мнения, беседа по опредлённой проблеме (задания носят продуктивный характер).
Прагматического компонента, то есть способности выполнять определённые речевые действия, например, приветствовать кого-либо, прощаться, извиняться и т.д. Особенно он проявляется в формировании, развитии и совершенствовании умений и навыков письма. Здесь используются следующие формы работы:
заполнение таблицы;
составление ассоциограммы;
написание письма, запроса;
заполнение анкеты или вопросника;
составление плана;
составление вопросов для интервью;
написание заметки для школьной газеты и т.д.
Межкультурного компонента, а именно способности ориентироваться в феноменах иного образа жизни, владеть принятым в других странах этикетом вербального и невербального поведения и адекватно его использовать.
Чем больше компонентов получают должное развитие в процессе обучения немецкому языку, тем выше становится уровень коммуникативной компетенции учащихся.
Многое уже сделано в формировании у обучающихся ключевых компетенций, а именно в формировании общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности; готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.