@Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка в школе@.
@Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка в школе@.
Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использовании новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение АЯ как средство общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«@Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка в школе@. »
Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка в школе.
Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использовании новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение АЯ как средство общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов.
Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности всех ее составляющих:
-речевой компетенции-совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);
-умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
-языковой компетенции — систематизации ранее изученного материала;
-овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц;
-развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
-социокультурной компетенции — увеличения объема знаний о социокультурной специфике англоговорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
-компенсаторной компетенции — дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
-учебно-познавательной компетенции — развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению АЯ, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.
Коммуникативная компетентность учащихся целенаправленно формируется на уроках во внеурочное время (факультативах, внеклассных мероприятиях) через разнообразные формы, методы и приемы работы.
Новые задачи в обучении АЯ предполагают изменения в требованиях к уровню владения языком, содержания и организации материала, использование адекватных форм и видов контроля при разных вариантах его изучения. В своей работе учитель опирается на интегрированный подход к обучению АЯ, особенно в области развития культуры речи, т. е. развитие таких компетенций, как коммуникативно-стратегическая, дискурсивная, социокультурная и др.
Продуктивность: расширяются способности учащихся использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций. В ходе диалога культур учащийся — российский коммуникант, с одной стороны, проникает в культуры других народов, а, с другой стороны, глубже постигает культуру родной страны, отраженную как в зеркале, в культуре страны изучаемого языка. Расширяются знания детей об окружающем мире, появляется интерес к произведениям мировой художественной литературы, желание использовать полученные знания и творческие способности в эвристических дистанционных олимпиадах по АЯ, и на других уроках (информатика, география, МХК). Повышается мотивированность выпускника поступать в ВУЗы и выбирают специальности связанные с АЯ (дипломат, юрист-международник, менеджер, социальный работник, психолог).
Условия применения опыта: опыт по формированию и развитию коммуникативных навыков учащихся может быть использован как учителем со стажем, так и молодыми специалистами. Применять на уроках, во внеурочной работе, на кружковых и факультативных занятиях.
Для успешного опыта необходимо:
1. Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач.
2. Социальная активность и криативность.
3. Чувство профессионального долга и личная ответственность
4. Занятия по самообразованию и самовоспитанию.
5. Иметь в наличии учебно-методическую базу (методическую и справочную литературу, дидактический материал).
6. Предметная компетенция в сфере учительской специальности.
7. Профессиональная самореализация.
8. Работа с родителями
9. Сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, библиотеками, педагогического коллектива школы.
10. Иметь в наличии аудио и видеоматериалы, мультимедийные диски.
Система работы учителя
Педагогом создана эффективная, организационная, методическая система формирования и развития коммуникативных навыков учащихся.
Элементы системы:
• Отбор дополнительного теоретического материала;
• Расширение полученных знаний через использование межпредметных связей;
• Использование регионального компонента;
• Направленность приемов, форм и методов организации учебно — воспитательного процесса на активизацию познавательной и практической деятельности учащихся;
• Организации работы с родителями;
• Внеклассная работа как средство активизации познавательного интереса школьников;
• Кружковая и факультативная работа.
Отбор теоретического материала
Современные принципы коммуникативного обучения АЯ требуют учета соответствующих дидактических принципов «доступности», «возрастных и индивидуальных особенностей учащихся», «последовательности и систематичности в обучении». В своей работе учитель руководствуется следующими положениями, характерными для коммуникативного обучения общению на АЯ: о коммуникативной направленности обучения всем видам речевой деятельности и средствам языка, о стимулировании речемыслительной активности учащихся, об индивидуализации обучения, о ситуативной организации процесса, о новизне и информативности учебного процесса (И. Л. Бим, Е. И. Пассов).
Межпредметные связи
Уроки английского языка- это благодатная почва для реализации межпредметных связей. Русский язык, литература, история география, ИЗО, музыка, биология, физика - это предметы, содержание которых в той или иной мере находит отражение в тематике программы по АЯ. В практику работы учителя вошли интегрированные уроки с информатикой («Использование АВС — английского алфавита в изучении клавиатуры компьютера»), географией («Географическое положение Великобритании, США, Канады, Новой Зеландии, Австралии»), МХК («Изучение творчества известных английских и американских писателей»), историей («Историческое наследие англосаксов и викингов»).
Применение новых информационных (компьютерных) технологий используется: в развитии навыков логического мышления (составления кроссвордов, решения лексических ребусов, составления диалогических реплик) навыков использования лексико-грамматических структур в изучении временных глагольных форм; участие во Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде по АЯ в системе on-line, интерактивный курс обучения «Английский язык в 3 приема», мультимедийные диски «Использование грамматики АЯ», разноуровневого характера в информационно-технологическом 10-м классе.
В ближайших планах — приобщение учащихся к работе с e-mail проектами. Участие в e-mail проектах усиливает индивидуальную и коллективную ответственность за конкретную работу в рамках проекта. Создание системы комбинированных и обобщающих уроков, направленных на формирование целостной картины окружающего мира в процессе обсуждения различных проблем на АЯ.
Знания по страноведению и истории языка, полученные учащимися на уроках АЯ применяются на уроках географии, истории, литературы. Вопросы экологического воспитания находят свое дальнейшее отражение и на уроках английского языка при изучении темы «Защита окружающей среды», «Наша планета в опасности» и целый ряд других тем.
На уроках русского языка при выполнении упражнений используются тексты англоязычной направленности, употребление заимственных английских слов (саммит -встреча на высшем уровне, мессмедиа -средства массовой информации, Интернет — сеть).
Развитие познавательного интереса
Так как последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к АЯ как средству международного общения. АЯ признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности, а появление компьютеров поставило использование АЯ в особое положение с другими языками, поэтому учитель работает над задачей поддержания постоянного, устойчивого познавательного интереса.
• Учитывает психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления учащихся 5-го, 6-го класса, в учебном процессе отводит большое место игровым формам работы, развивающим логическое мышление, эмоции, активность, воображение, догадку.
• Учитель апробирует собственные элементы педагогической технологии поддержания интереса, заключающиеся в роли и месте эмоционального фактора, принципа сознательного включения чувств в процесс обучения, в этом случае происходит усвоение материала на уровне трех сфер: эмоциональной; когнитивной; психомоторной.
Так на примере учебного материала по теме «Проблемы молодежи» в 9 классе формируются ассоциативные связи с внутренними, эмоциональными переживаниями в сравнении какой я был в возрасте 6 лет и какой я сейчас -подросток, с другими привычками и увлечениями.
В 6 классе по теме «Времена года» учитель отводит особую роль музыке, что объясняется способностью музыкально-акустических стимулов вызывать определенные эмоциональные состояния, учащиеся аргументировано высказывают свою точку зрения и могут пояснить, почему выбранное время года они называют любимым. Учитель практикует элементы эмоционального влияния с целью мотивирования, снятия напряжения и скованности, стимулирования когнитивных и ассоциативных процессов, а в конечном итоге речевой деятельности учащихся на примере соединения музыки и движений. Учащиеся поют под фонограмму известны им песни, демонстрируют движения, называемые ими предполагаемые по содержанию текста. • Коллаж (соединение речи и картинок в фото) используется учителем по теме «Внешность», учащиеся получают большое количество картинок с героями, какие они были в детстве и сейчас, описывают внешность, характер или получают фото современной знаменитости страны изучаемого языка. Уч-ся составляют фото биографию: периоды детства, юности, зрелости, начало карьеры. Юмор и ирония поощряются. Подобная форма работы вызывает у каждого уч-ся живой эмоциональный отклик и желание принять непосредственное участие.
Эмоциональное насыщенное усвоение АЯ, в целостном обучении уч-ся АЯ носит деятельностный характер, что обеспечивается взаимодействием речевых и неречевых действий, а также движений, зрительных, слуховых и кинестетических представлений. И в целом успешно развивает познавательный интерес и творческие способности уч-ся. • Элективный курс «Английский для деловых отношений» по английскому языку реализуется в 10 классах, соблюдается преемственность в изучении английского языка с расширением и углублением коммуникативно-познавательных способностей учащихся ведения деловой переписки, официального общения, составления резюме, написания претензий, выражения согласия и несогласия по ведению офисной документации.
Организация самостоятельной работы
Учитель ставит такие задачи в организации самостоятельной деятельности уч-ся, которые позволяют в дальнейшем успешное специализированное доучивание, дает возможность осуществлять самообучение АЯ в нескольких направлениях:
• поддержание и совершенствование достигнутого уровня коммуникативной компетенции;
• изучение второго ИЯ (французского или немецкого языка) в 9 классе.
Поэтапно осуществляет формирование элементов самоконтроля уч-ся:
• научиться понимать и принимать контроль учителя;
• научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих одноклассников;
• научиться осуществлять самонаблюдения своей учебной деятельности, анализ, корректировку и оценку.
При формировании самоконтроля учитель руководствуется принципами посильности и доступности:
• дает установку на контроль одного из аспектов языка: грамматики, лексики, фонетики;
• затем усложняет задачу включением в контроль двух аспектов и в конечном результате контроль уч-ся направляется не только на языковое оформление, но и на содержание продукта речевой деятельности.
Неотделима оценка и самооценка, так при изучении темы «Увлечения» в 11 классе уч-ся пользуются схемой: оценка учителя- взаимооценка- самооценка.
Нетрадиционные формы уроков.
Системы обучения АЯ в урочное и внеурочное время будут включать разнообразные мультимедийные средства, в том числе сеть Интернет, электронную почту для обучения чтению и письму, микрокомпьютеры и органайзеры-переводчики, электронные словари и т. д. Педагог использует, кроме традиционного, такие формы построения учебно — воспитательного процесса.
• урок — лекция («Традиции и обычаи проведения праздников в Британии»);
• урок — путешествие («Путешествия различными видами транспорта»);
• урок — игра («Путешествие по зоопарку»);
• урок- соревнование («Что вы знаете о Великобритании?»);
• урок-викторина («Занимательная грамматика»);
• видео-урок («Путешествие по англоговорящим странам»);
• урок конференция («Система образования в России и Канаде» с участием носителем языка);
• урок- брейн- ринг («Достопримечательности Лондона», «Политическая система Великобритания»);
• урок -розыгрыш («Интрига»)
• урок-разговор по душам («Внешность»)
• урок-защита проекта («Средства массовой информации»)
• урок-зачет («Планы на будущее»)
• урок-экскурсия («Мой город. Где находится....?», «Покупки»)
Работа с родителями
С родителями проводятся беседы на морально-этические, экологические темы, обсуждаются проблемы подростков в современном обществе. От того, какой пример подают взрослые в своих семьях, зависит уровень культуры ребенка. На родительских собраниях читаются доклады, где даются рекомендации по формированию здорового образа жизни в семье, проводятся лекции психолога, ролевые игры на решение возникающих жизненных проблем подростков, беседы нарколога о вредных привычках (находят отражения на уроках АЯ по теме «Здоровый образ жизни», «Активный, пассивный образ жизни»).
Условия: благоприятный морально — психологический климат, тесная дружба детей и родителей, повышенной внимание к состоянию здоровья всех членов семьи.
Совместное мероприятие уч-ся (7 класс) с родителями «За здоровый образ жизни». «Моя будущая профессия» совместный творческий проект (стенд) 8 класс. Родители стали вместе с детьми готовить праздники, помогать в приготовлении и приобретении наглядности, оформлении мероприятий, кабинета, изготовлении сувениров, подборке необходимой литературы.
Внеклассная работа.
В основу обучения положен принцип коммуникативно-ориентированного обучения. Данный принцип реализуется через преодоление противоречия между обучением в «жизнеподобных» ситуациях и необходимыми другими упражнениями. Поэтому учитель направляет внеклассную работу на усвоение, как языкового, так и информативного материала, формирование определенных коммуникативно-познавательных действий, учет индивидуальных способностей каждого учащегося. Для этого проводятся конкурсы, игры, викторины на параллель: • конкурс на лучший проект по теме «Увлечения подростков англо-говорящих стран» 9 классы;
• 11 классы по теме «Конвенция по защите прав детей» уч-ся отразили возрастные ограничения подростков англоговорящих стран в сравнении с российскими.