Основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений и в систему оценки, которая выступает не только как средство обучения, но и как самостоятельный и самоценный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения.Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, которая является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование адекватной самооценки школьников »
Формирование адекватной самооценки школьников
Основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений и в систему оценки, которая выступает не только как средство обучения, но и как самостоятельный и самоценный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, которая является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Только при таком подходе приобретаются и формируются навыки и привычка к адекватной самооценке и взаимооценке, рассматриваемые как метапредметные результаты (регулятивные УУД) освоения ООП НОО . В планируемых результатах НОО в разделе «Регулятивные универсальные учебные действия» определено, что выпускник научится оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, адекватно воспринимать оценку учителя («зона актуального развития», базовый уровень освоения) и выпускник получит возможность научиться самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия («зона ближайшего развития», повышенный уровень освоения).
Оценивая работу обучающихся, мы не просто оцениваем и ставим отметку, а даем соответствующие пояснения, аргументируем их, доносим свои положительные ожидания до каждого ученика, создаем положительный эмоциональный фон при любой, даже самой низкой оценке (это требование не ново).
Слово «оценивание» («аssessment») происходит от латинского глагола ‘assidere’ — «сидеть с». Именно поэтому при оценивании мы делаем это с учеником и для него, а не просто применяем к нему процедуру. Мы уверены, что именно адекватная самооценка даёт ребенку нравственное удовлетворение, поэтому приоритет отдаем формирующему (развивающему) оцениванию (formative), когда оценка применяется для получения данных о текущем состоянии («зона актуального» развития ребенка) для определения ближайших шагов в направлении улучшения (выход в «зону ближайшего» развития).
Что же делать, чтобы ученик адекватно оценивал свои результаты, а значит, сохранял психологическое и физическое здоровье? Прежде всего, мы обучаем алгоритму самооценивания (Д.Д. Данилов «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО (технология оценивания образовательных достижений)».
Алгоритм самооценки вводится в первом классе, когда обучающиеся начинают отвечать на основные вопросы после выполнения задания:
Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы, учебную задачу — проблемную ситуацию, с разрешением которой и было связано освоение нового познавательного метода).
Удалось выполнить задание? Удалось получить результат, решение, ответ? (Учимся сравнивать результат с целью — это и есть качество как соответствие цели и результата).
Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки, признаем право ребенка «на пробу и ошибку»).
Задание выполнил сам или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс).
Обучение алгоритму самооценки продолжается во 2-4-х классах, когда уже усложняются основные вопросы после выполнения задания:
Какое умение развивал при выполнении задания? (Учимся определять выполнение действий, например УУД).
Каков был уровень задачи? (Такие задачи мы решали много раз (опорный уровень «Выпускник научится»). В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией. Такие задачи мы никогда не учились решать, нам нужны новые знания (повышенный уровень «Выпускник получил возможность научиться»).
Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу (Учим обосновывать самооценку, учим адекватно оценивать себя).
Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить (Учим переводить оценку в отметку и аргументировать ее).
Как провести исследование самооценки младшего школьника? Существует ряд методик: С. Я. Рубинштейн и Т. В. Дембо «Методика определения самооценки», Будасси «Определение самооценки личности», А. О. Прохорова и Г. Н. Генинг «Цвето-рисуночный тест для определения психического состояния детей младшего школьного возраста» и другие.
На протяжении всего учебного времени учителя проводят упражнения-тренинги, направленные на формирование адекватной самооценки и рефлексии. Вот некоторые из них:
- выполнение самоанализа своей работы (в рабочих тетрадях и прописи), когда ребенку предлагается оценить результат своего труда, например, написания новой буквы;
- научить детей объективно оценивать свои знания невозможно, не научив их объективно оценивать знания своих одноклассников. Для успешного оценивания мы ставим детей в роль учителя, для этого можно просто поменяться тетрадями, прописями, чтобы оценить работу на уроке своего соседа по парте;
- выполнение самооценки на различных этапах урока,
- ведем тетради успехов.
В последнее время часто поднимается вопрос о безотметочной системе обучения в начальной школе.
Особенность процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (например, количество звуков в слове), и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, красота написания буквы). Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками.
Самооценка ученика должна дифференцироваться, то есть складываться из оценок своей работы по целому ряду критериев. В таком случае ребёнок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.
Ребёнок сам выбирает ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки, сам назначает критерий оценивания. Это приучает школьников к ответственности оценочных действий. Учитель не имеет права высказывать оценочные суждения по поводу черновой работы, которую ученик не предъявляет для оценки.
Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у учащихся начальной школы.
Таким образом, для формирования адекватной самооценки младшего школьника рекомендуется:
педагогу идти путём создания ситуации успеха;
работа по формированию самооценки должна осуществляться в разные режимные моменты и в разных видах деятельности;
педагогу рекомендуется задействовать различные источники и механизмы;
педагогу учитывать принцип меры и принцип системы;
обучать ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
проводить с детьми релаксационные игры;
предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться;
предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе);