Формирование патриотической компетенции учащихся на уроках истории и внеурочной деятельности по предмету»
Формирование патриотической компетенции учащихся на уроках истории и внеурочной деятельности по предмету»
В исследовательском проекте рассматривается проблема патриотического воспитания учащихся.Автор делится опытом формирования патриотической компетенции на уроках истории и внеурочной деятельности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
3. Основные направления патриотического воспитания 8-9
4. Формирование патриотической компетенции учащихся на уроках
истории 9- 22
5. Приемы и методы патриотического воспитания во внеурочной
деятельности по истории 22- 27
Заключение 28-29
Список литературы 30
Приложение 31-33
"… Не может сын глядеть спокойно
на горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
к Отчизне холоден душой…"
А.Н.Некрасов.
Введение
Вопросы патриотического воспитания молодежи актуальны во все времена и в любой стране. Ни одно государство не может гарантировать сохранность своей целостности, исторического и культурного наследия не воспитывая в подрастающем поколении активной гражданской позиции, чувства патриотизма, гордости за свое отечество, малую родину. Особое значение это направление приобретает в такие времена, когда обостряются проблемы национального экстремизма, оказывая негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности.
Сегодня состояние нашего общества актуализировало нравственный аспект в гражданском развитии личности, в формировании гражданина-патриота. По данным социологических исследований в российском обществе значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям, как Отечество, патриотизм, верность героическим традициям, память к павшим за Родину, долг, честь, достоинство, знание истории своего народа, готовность к самопожертвованию и др. С горечью приходится говорить о том, что прошли те времена, когда дети с младших классов знали о героических подвигах наших соотечественников. Именами героев – пионеров и комсомольцев называли пионерские дружины, проводились отрядные сборы, обсуждались книги о подвигах героев – патриотов Отечества, да и учебники истории были иные.
Сегодня по исследованиям Государственного научного института семьи и воспитания дети младших классов и среднего звена мало знают и мало интересуются героическим прошлым нашей Родины. Из 500 опрошенных только 10% смогли назвать одно-два имени героев ВОВ. Эти факты не могут не беспокоить прежде всего нас, учителей истории.
Сегодня необходимо говорить о патриотизме как о проявлении любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты. Это определяет приоритет гражданско-патриотического направления в урочной и внеурочной деятельности школы.
Актуальность темы обусловлена необходимостью постоянного обновления форм и методов организации воспитательной работы со школьниками, направленной на формирование патриотических чувств. Эта необходимость возникает в связи с тем, что изменяются социальные обстоятельства, в которых меняются и сами школьники (необходимо учитывать их возрастные, индивидуальные особенности, национальный и этнический состав коллективов школьников и т.п.), а это, в свою очередь, требует от педагога постоянного поиска наиболее результативных средств педагогического взаимодействия, позволяющего решать задачи патриотического воспитания.
В советский период к данной проблеме обращался В.А. Сухомлинский, педагог-новатор, в произведении «Родина в сердце» . В центре данной книги стоит проблема воспитания человека-гражданина, человека - патриота своей Родины, своего народа, его культуры. С чего начать это воспитание? С формирования у ребенка любви к родной природе, своим родителям, старшим, родному слову, героическим делам советских людей - отвечает автор. Книга написана живо, эмоционально, хорошим литературным языком.
В книге выдающегося советского ученого, лауреата Государственных премий СССР, академика Д.С. Лихачева показаны основные этапы сложной, но полной гениальных художественных и философских прозрений истории великой русской литературы с XI по XVII век. Она рассматривается в тесной связи с отечественной историей, и их взаимовлиянии. В постсоветский период были использованы работы М.М. Крома, где он слово «патриот» выражал как человека «доброхотящий Российскому царству», а сторонники интервентов именовались «изменниками всему нашему великому царству».
1. Содержание патриотического воспитания в школе.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности учащегося. Только на основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, Отечеству, появляется чувство ответственности за её могущество, честь, независимость, развивается достоинство личности.
Многие педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является важной задачей воспитания и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Содержание понятия «патриотизм» включает в себя:
чувство привязанности к тем местам, где родился человек и вырос;
уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины;
осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства;
проявление гражданских чувств;
гордость за своё Отечество, за символы государства;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа;
гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности.
Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.
Родина, народ, родители, природа, родственники – не случайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственные начала в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Патриотизм – это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан.
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.
Патриотизм формируется в процессе обучения и воспитания школьников.
Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняет семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры, учреждения здравоохранения, учреждения социальной защиты населения и другие.
Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.
Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только его сущность и содержание, но и психолого – педагогические компоненты. Такими компонентами являются потребностно – мотивационный , когнитивно – интеллектуальный, эмоционально – чувственный, поведенческий и волевой.
Его формирование осуществляется, прежде всего, в системе учебных занятий, в процессе разнообразных форм внеклассной работы путём создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались её историей, мужеством и храбростью патриотов.
Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, школьник утверждает своё достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить всё положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России.
Учащиеся переживают чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. У учащихся появляется чувство восхищения, стремление подражать таким людям.
Этот компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности.
Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: лекции, беседы, встречи на патриотические тематики, литературно – художественные гостиные, организация поисковой работы. Такая работа способствует осознанию учащимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности.
Эмоционально – чувственный компонент патриотизма:
Этот компонент состоит из формирования у учащихся патриотических взглядов и убеждений. Для этого необходимо, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания.
Большое значение имеет в данном компоненте создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений.
Поведенческий и волевой компоненты патриотизма:
Это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений.
Основным средством является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности, краеведческая работа, празднование историко – юбилейных дат, встречи с ветеранами.
3. Основные направления патриотического воспитания
В нашей стране принята и реализуется Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (утверждена постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795), в которой записано, что цели патриотического воспитания могут быть достигнуты только путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности. Поэтому ни одна образовательная организация, как одна из государственных структур, не может находиться в стороне от проблем патриотического воспитания. Основные направления в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:
Духовно – нравственное.
Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Гражданско – патриотическое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, постоянной готовности к служению своему народу.
Историко – краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко – культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней.
Героико – патриотическое.Составная часть патриотического воспитания, которая ориентируется на пропаганду героических профессий, знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков.
Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Спортивно – патриотическое. Направлено на развитие морально – волевых качеств, воспитание силы, ловкости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование готовности к защите Родины.
Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно – нравственной и культурно – исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
4. Формирование патриотической компетенции учащихся на уроках истории
История, как учебный предмет – одна из немногих, формирующих интерес учащихся к духовному и культурному наследию Отечества, приобщающих их к общечеловеческим ценностям, к осмыслению сути понятия - патриотизм. При этом ученик является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом поиска ответов на сложные вопросы истории и современности. Оказать помощь в этом поиске может исторический опыт, накопленный предыдущими поколениями. Обучение, воспитание и развитие молодого человека в сложном контексте межнациональных отношений должны быть ориентированы на объективное научное понимание всех составляющих патриотизма, проникнуты гуманистической идеей, направленной на уважение к людям вне зависимости от их этнической принадлежности и вероисповедания31.
Как известно, задача школьного исторического образования двуедина. Во-первых, разбудить в душе молодого человека любовь к истории, и в первую очередь отечественной. Во-вторых, добиться нравственной ориентации, на прекрасные образцы и гуманистический исторический опыт. Желательно включение в массив исторических знаний особенностей своей малой Родины - своего региона, усваиваемых на занятиях по истории и во внеучебной деятельности. Эмоционально окрашенные знания о своей семье, школе, своем районе, городе, крае являются необходимым условием укоренения молодого человека в родной культуре.
Сама история подсказывает, каким образом можно и нужно строить формирование патриотической компетенции. Такие компоненты патриотизма как любовь к своей Родине и народу, его культуре и традициям, готовность к их защите складываются, как правило, бессознательно в процессе социализации ребенка, подростка, молодого человека, как чувство комплиментарности ко всему «своему», как опасение потерять это знакомое, близкое, родное. Более сложные компоненты развиваются в связи с деятельностью людей на благо Отечества. Причем взаимосвязь собственного и общего благополучия соотносится здесь как частное к общему, т.е. одно не только не противоречит другому, но и детерминирует его в определенной мере. Безусловно, бережное отношение к природе, памятникам истории и культуры тоже предполагает человеческое неравнодушие и труд.
В настоящее время исследователи предлагают использовать в рамках патриотического воспитания компетентностный подход, при котором рассматривается ключевая компетентность, входящая составной частью в содержание патриотического воспитания, формирующаяся в той или иной форме учебно-познавательной деятельности на уроках и внеурочной деятельности. В данном случае возможно построение связей процесса патриотического воспитания с уроками истории, обществознания, правоведения, литературы, иностранного языка, информатики.
В содержании патриотического воспитания можно выделить следующие компоненты, реализующиеся в школе:
- культурно-исторический компонент содержания патриотического воспитания включает в себя:
ознакомление с переломными моментами нашей истории, знаменательными событиями, центром которых был народ, идущий во имя Отечества на жертвы, лишения, проявивший самоотверженность, стойкость и героизм. Все это широко освещено в трудах историков:
В. Татищева, Н. Карамзина, С. Соловьева, В. Ключевского, Б. Рыбакова и др. Борьба с монголо-татарскими нашествиями, спасение России от польско-литовских интервенции, подвижничество передовых русских людей в период петровских реформ, патриотизм русского народа во время наполеоновского нашествия и после него, массовый героизм на фронте и в тылу в годы ВОВ;
разъяснение идеи свободы и независимости, единства Руси, величия России, проявившийся в годы раздробленности, Смутного времени, распада СССР, изучаемых на основе летописей, былин, сказаний, произведений классиков литературы, мемуаров военачальников, произведениях живописи, графики, музыки, киноискусства;
воспитание чувства восхищения, любви и благодарности к нашим предкам, к таланту русского народа и его созидательному труду, искусству на примере памятников архитектуры (Московский кремль, кремлевское сооружение в Новгороде, Смоленске, Пскове и других городах; многочисленные соборы и храмы; монументальные скульптуры, особенно памятники и мемориальные комплексы прославивших подвиги и свершения русского народа; произведения металлического литья (Царь-пушка, Царь-колокол); образцы русского оружия.
- Военно-исторический компонент содержания патриотического воспитания включает в себя:
изучение основных этапов героической борьбы русского народа по защите Отечества от многочисленных врагов. Где проявляются наиболее характерные качества русских воинов – таких как физическая сила, мужество, стойкость, храбрость, любовь к свободе, взаимовыручка, - проявившиеся во время Невской битвы, Ледового побоища, Куликовского сражения, Ливонской войны, которые раскрыли преимущества русской армии.
самопожертвование русских воинов проявлялось в борьбе за независимость против польских и шведских захватчиков в начале ΧV века;
развитие и укрепление новых воинских традиций в ходе петровских реформ;
подъем патриотизма в Отечественной войне 1812 года;
стойкость и сила духа, высокие моральные и психологические качества солдат и офицеров во время Крымской и русско-турецких войн;
героизм русских воинов при обороне Порт-Артура и в Цусимском сражении, ряде битв Первой мировой войны (наступление в восточной Пруссии, Брусиловский прорыв и др);
развитие боевых и воинских традиций после ВОВ.
Примером воспитания в духе патриотизма является урок по истории в 8 классе «Подвиг долга и любви», комбинированный с элементами театрализации.
Целью данного урока является создать условия для развития коммуникационной, культуроведческой компетенции через расширение, углубление знаний, что будет способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма и любви.
Изучив тему «Восстание декабристов» школьники усвоили, что в России существуют глубокие противоречия, порожденные феодально-крепостнической системой. Разрешить их можно было только путем реформ. Поражение декабристов подвело своеобразную черту под целым рядом безуспешных попыток реформировать российское государство в первой четверти XIX века. Для потомков декабристы, по словам А.И.Герцена, стали знаменем борьбы, так как с «высоты своих виселиц они разбудили душу нового поколения». Такими словами учитель начинает урок, после чего, определяется задача: на основе дополнительного материала понять, в чем гражданский долг декабристов и как они повлияли на судьбы других родных и близких людей. Следующий этап урока представлен театрализацией, где учащиеся инсценируют допрос декабристов. Это позволило школьникам применить на себя роль П.Каховского, П.И. Пестеля, М. Муравьева. На третьем этапе идет работа с историческим документом. На основании изученных документов видно, что участники выступления были уверенны в правильности своих действий и не раскаивались в своих действиях. После чего ребята слушают и анализируют доклады учащихся о известных представителях движения декабристов. Исходя из этого учащиеся делают вывод о том, что декабристы – это герои, которых лишили званий, наград, имущества. На другом этапе урока, учащиеся прослушивают стихотворение А.С.Пушкина « Во глубине сибирских руд», которое привезла в Сибирь декабристам А.Г.Муравьева, сообщение о Француженке мадмуазель Поль, сообщение о Екатерине Трубецкой и Инсценированный отрывок из поэмы Н.А.Некрасова « Русские женщины».
Если даже смотреть на убеждения декабристов как на безумие и политический бред, все же справедливость требует сказать, что тот, кто жертвует жизнью за свои убеждения, не может не заслужить уважения соотечественников. Кто кладет голову свою на плаху за свои убеждения, тот истинно любит Отечество.» - этими словами заканчивается урок.
Благодатным материалом для формирования патриотической компетенции служат военные темы, например, Отечественная война 1812 года, Крымская война, Русско- турецкие войны в 8 классах, а в 9 классах – это Великая Отечественная война.
На уроке«Начало Отечественной войны 1812 г.» подчеркиваю, что с самого начала война приобрела справедливый, освободительный характер. Убедительно звучат здесь слова одного из первых летописцев этих событий, будущего декабриста Ф.Глинки: «…наступают времена Минина и Пожарского!.. Везде гремит оружие, везде движутся люди! Дух народный после двухсотлетнего сна пробуждается, чуя грозу военную».
Показываю мужество армий, шедших на соединение Смоленску и героически защищавших города с ополченцами. Включаю в рассказ слова генерала Н.П.Раевского, который, с двумя своими юными сыновьями став впереди солдат, воскликнул: «Вперед, ребята, за веру и Отечество. Я и дети мои, коих приношу в жертву, откроем вам путь». Учащимся предлагаю называть нравственные черты, характеризующие этот подвиг.
Домашнее задание включает в себя создание проектов, примерную тематику которых определяю совместно со школьниками: «Полководец М.И.Кутузов – гений Отечественной войны 1812 года», «Война 1812 года в русской поэзии», «Война 1812 года в русской музыке», «Полководец Наполеон – герой Франции или узурпатор» и др.
На уроке«Бородинское сражение», создаю образную картину кануна битвы, привожу слова ее участника Ф. Глинки: «Все безмолвствует!.. Русские, с чистотою безупречною, совестию, тихо дремлют, облегши дымящиеся огни. Сторожевые цепи пересылают одна другой протяжные отголоски. Эхо чуть вторит им. На облачном небе изредка искрятся звезды. Так все покойно на нашей стороне.
Напротив того: ярко блещут устроенные огни в таборах неприятельских: музыка, пение, трубные гласы и крики по всему стану их разносятся».
Затем обучающиеся представляют групповые проекты: «Бородинское сражение: победа или поражение?», «Ролевые игры – память о войне 1812 года или активный досуг?»
Знакомлю обучающихся с памятниками Бородинского сражения, которые создавались и создаются на протяжении многих десятилетий. На одном из них слова: «Все тленно, всепреходяще, только доблесть никогда не исчезнет, она бессмертна».
Подвожу обучающихся к выводу о том, что в Бородинской битве Наполеону не удалось сломить сопротивление русской армии, он понес невосполнимый моральный урон и потерял половину своих войск. Именно здесь прозвучали первые звуки погребального звона для его империи. Адъютант Наполеона Ф. Сегюр писал: «… потери были громадны и не соответствовали результатам. Все вокруг … оплакивали смерть кого – либо из близких: друга, родственника, брата … Роковой жребий в этой битве пал на самых значительных лиц. Сорок три генерала были убиты или ранены. В какой траур должен одеться весь Париж! Какое торжество для его врагов!»
На этом уроке сообщаю обучающимся о героях Великой Отечественной войны, которые почти через 130 лет – осенью грозного 1941 года стояли насмерть на позициях у гранитных памятников Шевардинского редута, Багратионовых флешей и батареи Раевского. Именно в эти дни поэт С. Васильев в стихотворении «Поле русской славы» писал:
Бейся в схватках равных и неравных
До конца! Плати врагу сполна!
Помни, что ты правнук и праправнук
Доблестных солдат Бородина.
Урок «Завершение Отечественной войны 1812 года. Заграничный поход русской армии» начинаю с рассказа о подготовке к контрнаступлению. Рассказываю об огромном значении марш – маневра из лагеря у села Тарутино, прикрывшего южные регионы страны и оставившего врагу лишь разоренную Смоленскую дорогу, привожу слова М. И. Кутузова: «Отныне имя его должно сиять в наших летописях наряду с Полтавой, и река Березина будет для нас так же знаменита, как и Непрядва, на берегах которой погибли бесчисленные ополчения Мамая». Предлагаю обучающимся порассуждать над этими словами и представить мини - проекты «Победы России», «Полководцы России»
Проекты: «Биография М.И. Кутузова», «Река Березина - роковой рубеж», «Река Березина в русской истории и в истории Франции».
В беседе о причинах оставления французами Москвы привожу слова из пьесы В. Соловьева «Фельдмаршал Кутузова»:
Велик Наполеон! Стратег, политик ловкий,
Сравнится кто другой с ним, думаю, навряд.
А вот сидит в Кремле, как в мышеловке,
И хочется вперед, ан надобно назад.
К этому уроку обучающиеся готовят сообщения, в которых раскрывают огромный размах партизанского движения в народной войне. Например: даем оценку подвигов капитана Александра Фигнера – замечательного русского патриота, человека невиданной храбрости и находчивости. Он пытался проникнуть в Кремль в захваченной Москве, чтобы убить Наполеона, и пожертвовал своей жизнью, спасая солдата при переправе через Эльбу.
Предлагаю выяснить закономерности победы России в войне, в которой величие духа патриотизма народа было движущей силой разгрома наполеоновской армии.
Характеризуя превосходство русского военного искусства и гений полководческого таланта Кутузова, привожу слова А.С. Пушкина: «СлаваКутузова неразрывно соединена со славой России, его памятник – скала св. Елены». И не случайно, что в годы тяжелых испытаний Великой Отечественной войны летом 1942 года был учрежден как высокая полководческая награда орден Кутузова. Среди наступательных операций по разгрому фашистских войск, которые получили кодовые названия в честь выдающихся русских полководцев, была проведена операция «Кутузов» (освобождение Орла летом 1943 года в битве на Курской дуге).
Уроки по теме«Крымская война». Рассказывая о начале военных действий, разгроме и потоплении Черноморским флотом под командованием адмирала П.С. Нахимова турецкой эскадры в Синопском бою, предлагаю учащимся вспомнить о поражении турецкого флота в Наваринском сражении. Тогда на линкоре «Азов» служили лейтенант Нахимов, мичман Корнилов и гардемарин Истомин – будущие руководители и герои Севастопольской обороны. Именно здесь решалась судьба всей войны, громадной по размаху и значению.
Предлагаю прочитать исторические документы, ответить на поставленные вопросы.
Привожу исторические слова из приказа адмирала Нахимова, ставшего душой обороны города: «Матросы, мне ли говорить о ваших подвигах на защите родного нам Севастополя и флота, я с юных лет был постоянным свидетелем ваших трудов и готовности умереть по первому приказанию; мы сдружились давно; я горжусь вами с детства! Отстоим Севастополь …»
Проект: «Героическая оборона Севастополя».
По желанию обучающиеся готовят проекты: « Патриотизм народа в обороне Севастополя», «Памятник затонувшим кораблям», «Полководцы и флотоводцы России», «Крымская война - война старой и новой экономики».
Из материала параграфа прошу привести примеры массового героизма защитников города.
Особо обращаю внимание на то, что вместе с отцами и старшими братьями в осажденном городе отважно сражались и дети. Среди подростков, награжденных адмиралом Нахимовым медалью «За храбрость» и Георгиевским крестом, был 10 – летний Николай Пищенко.
Рассказывая об обороне Севастополя, подчеркиваю, что защитники проявили находчивость и смекалку, позволившую поднять на новую ступень русское военное искусство. Это – знаменитые подземные галереи русских саперов и успешная контрминная борьба, легендарные вылазки пехотинцев и матросов и массированный артиллерийский огонь, постоянно державшие в напряжении войска неприятеля.
В завершение урока делаем вывод о том, что 349 дней и ночей в самых невероятных условиях, не щадя своей жизни, защитники отбрасывали превосходящие силы врага, покрыв себя немеркнущей силой, и вписали новую яркую страницу в историю Отечества.
Здесь я читаю слова Н.А. Некрасова из поэмы «Тишина», написанные после окончания Крымской войны.
Народ – герой! В борьбе суровой
Ты не шатнулся до конца.
Светлее твой венец терновый
Победоносного венца!
Провожу линию с XX веком, когда жизнь уготовила легендарному Севастополю новые испытания в суровые годы Великой Отечественной войны. И наследники боевой славы героев 1854 – 1855 годов 250 дней сдерживали врага у черноморской твердыни, поломав все планы фашистского командования. Учреждение 22 декабря 1942 года боевой награды военной поры – медали «За оборону Севастополя», а 3 марта 1944 года ордена и медали Нахимова – лучшее тому подтверждение.
В заключение урока звучит песня Бориса Мокроусова «Заветный камень». Предлагаю создать мини проект: «История войны в песне», который нацелен на развитие умений применять различные виды источников.
На уроке, посвященном«Русско- турецкой войне 1877-1878гг.», рассказываю о форсировании Дуная, сражениях на Шипкинском перевале и под Плевной, привожу примеры мужества и стойкости русских воинов, сражавшихся в сложной гористой местности в условиях суровой зимы. Использую фрагмент романа Б.Васильева «Были и небыли» и привожу слова героя боев генерала М.Д. Соболева, появляющегося в самых опасных местах сражений. Обращаясь к солдатам, лежащим в цепи, он говорит: «Товарищимои боевые, братья мои! Велика ваша отвага, тяжелы ваши жертвы, беспримерно мужество ваше. Низко кланяюсь и от всего сердца благодарю вас за это».
Проект: «Блестящие победы русского оружия», «Исторический реванш», «Последняя балканская битва 19 века».
Изучая историю народов, мы в первую очередь должны знать свою историю, историю своей семьи, своих предков.
Сегодня генеалогией может заниматься каждый. Знакомство с истоками позволяет обучающимся осознать свою причастность к истории, а мне достичь ряда задач:
Воспитать любовь к малой родине, предкам, семье.
Повысить роль семьи как социума, формирующего личность.
Использовать невостребованные возможности семьи.
С учетом возрастных особенностей мышления прививать учащимся навыки исследовательской работы (постановка цели, планирование, составление плана – вопросника, опрос респондентов, поиск разных источников информации, работа с музейными и архивными материалами, умение выдвигать гипотезу и проверять ее и т.д.)
Освоить методику написания исследования по родословной.
Помогать обучающимся успешно осваивать большие объемы учебного материала.
Создавать комфортную доверительную обстановку на уроке.
Метод проектов в изучении генеалогии
1 – й этап. 8 класс. В 8 классе на уроках истории рассматриваю такие темы по которым обучающиеся готовят следующие проекты:
«История моего имени» (экскурс в историю имени обучающегося, знакомство со святцами).
«Мы родом из прошлого» (введение в родословие).
«История моих предков».
«История моей улицы, моего дома».
«История моих бабушек и дедушек».
«История моих родителей».
«Родословное древо».
Использую разные методы и приемы: словесный, наглядный исследовательский. Проверка знаний происходит в форме беседы, рассказов обучающихся, мини – семинара, путешествия по картинной галерее (с представлением своего рисунка по теме и его защитой), путешествия по музею старых вещей, фотовыставке.
2 – й этап. 9 класс. Основную работу над родословной веду в 9 классах на факультативах. У учащихся появляется желание изучать предмет, в том числе и дополнительно, завоевать авторитет в классе, знать историю лучше, чем другие, ощущать радость самовыражения, самовоспитания, открытия.
Историю семьи в старших классах изучаю совместно с историей Отечества.
История семьи проецируется на историю страны. Информация учебника для каждого обучающегося начинает звучать по-новому, становится лично – значимой. Из бесстрастного наблюдателя ученик превращается почти в участника событий. Факты из истории предков становятся составной частью картины исторического процесса.
Таким образом, в результате работы над родословной с целью формирования у обучающихся национального самосознания
* возрастет мотивация к изучению истории Отечества,
* успешно осваиваются приемы поисково – исследовательской работы,
* укрепляется взаимопонимание в семье.
Работа над родословной превращает урок в урок двух историй – своей семьи и своей страны; она помогает ученикам не бесстрастно и отстраненно смотреть на историю Отечества, а чувствовать свою причастность к ней через историю своих близких.
Проектную деятельность организую с соблюдением определенного алгоритма и сочетания различных видов деятельности. На разных этапах отслеживаю выполнение соответствующего элемента проектной деятельности. В процессе работы над ученическим проектом погружаю учащихся в технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Основные этапы работы над программным проектом организую следующим образом:
Выбор темы проекта
Разработка проектного задания
Планирование работы
Подготовка материалов к исследовательской работе
Разработка проекта
Оформление результатов исследования, проектной документации
Презентация и защита проекта, рефлексия
На первом этапе обучающиеся определяют тему проекта, отбирают необходимые источники информации, составляют маршрутные карты реализации проекта. На этом этапе формируются творческие группы, определяемые по принципу интереса к проблеме. На первом этапе включаю к определению содержания и структуру проекта самих обучающихся.Чувство вовлеченности в постановку проблемы и определений общих путей реализации целей делают эту работу личностно важной. Это способствует формированию мотивации работы над проектом, переносимой на решение всех связанных с ним учебных задач.
На втором этапе выстраиваю образ индивидуальной и коллективной организации исследовательской работы на основе анализа и творческой переработки полученной информации. Происходит разделение задач между участниками, определяется схема их взаимодействия, обучающиеся проявляют коммуникативные навыки, учатся координировать свои планы с планами других членов группы ,обсуждают первые результаты ,отбирают и анализируют полученный материал в группе. Фиксируют результат этой работы в различных формах:
компьютерная обработка данных;
видеосъемка;
разработка сценария;
разработка устного журнала;
выпуск исторического журнала;
рукописный учебник истории.
На третьем этапе обучающиеся осуществляют предварительную защиту проекта. Особое внимание уделяю составлению школьниками итогового отчета, который выполняется в виде брошюры. Это значимый «продукт»,полученный в результате проектной работы.
На четвертом этапе обучающиеся защищают проект на уроке .
В итоге обучающиеся знают как выполнять структуру проекта, умеют анализировать ситуации, общественные явления с точки зрения патриотической компетенции, работают в группах :
сотрудничают,
помогают,
договариваются друг с другом ,
ведут дискуссии ,
публично выступают,
слушают,
организуют совместную деятельность,
оформляют результаты работы,
анализируют полученные результаты,
делают правильные и обоснованные выводы,
защищают исследовательские работы перед аудиторией.
Использование краеведческого материала в процессе обучения способствует обострению внимания учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, умений, навыков практического применения полученных знаний. Краеведение помогает учащимся осмыслить процесс исторического развития, а в результате – понять проблемы современности, выработать собственную гражданскую позицию.
Бесспорен воспитательный потенциал изучения событий Великой Отечественной войны и связи с историей родного края. Дети с удовольствием слушают рассказы ветеранов войны, свидетелей исторических событий. Велико эмоциональное воздействие таких встреч на ребят. Слушая рассказы очевидцев событий Отечественной войны – людей, которые на своих плечах вынесли все тяготы той поры и которые теперь являются связующей нитью между прошлыми поколениями и нынешними, между событиями, оказавшими огромное влияние на весь исторический процесс, и нашим временем, дети как бы прикасаются к истории, становятся ее частью. Они понимают ценность общения с ветеранами войны, ведь их с каждым годом становится все меньше и меньше, а знания и опыт, получаемый ребятами от таких встреч поистине исторических личностей велик.
5. Приемы и методы патриотического воспитания во внеурочной деятельности по истории
Цели патриотического воспитания мы реализуем, в первую очередь, конечно на уроках, но неменьший воспитательный эффект воздействия на детей принадлежит внеурочной деятельности .
Основные особенности патриотического воспитания в современной школе обусловлены динамикой личностного развития обучающихся.
В 1-4-х классах дети осваивают такие патриотические идеи и ценности, как защита Отечества от иноземных захватчиков, идеи сплочения и укрепления России, ответственности за судьбу Родины.
У учащихся 5-8-х классов активизируются стремление к постижению окружающего мира и самоутверждению в процессе изучения таких идей и явлений как патриотический подъем народных сил в кризисные периоды истории Отечества, роль личности и народа в прогрессивном развитии страны, рост национального самосознания народа
В 9-11-х классах у школьников активно развивается интеллектуальная сфера, предыдущий социальный опыт становится основой личной ответственности в принятии самостоятельных решений, самореализации, самовоспитания при изучении подвига многонационального Советского народа в годы Великой Отечественной войны, героического восстановления разрушенного войной хозяйства, достижений науки и техники, развития патриотических идей в современной России .
Важно прививать школьникам чувство патриотизма на этапе 5-8-х классов, когда приходит понимание ценности человеческой жизни, уважения достоинства, способности к состраданию; приходит осознание того, что настоящий гражданин любит свою Родину, сохраняет и преумножает историко-культурное и духовное наследие; происходит осознание учащимися смысла своего существования на планете. Работу можно осуществлять по нескольким направлениям. Вот, например, какие методы и формы применяю я во внеурочной деятельности.
Организация поисково – исследовательской деятельности.
Эту работу мы начали еще в канун 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Среди учащихся среднего и старшего звена были организованы поисковые группы и разработана стратегия поиска участников войны и тружеников тыла прилегающего к школе микрорайона. Силами учеников и родителей было установлено сотрудничество с военкоматом, произведена выборка архивных данных и получение интересующей всех информации с адресами живых участников войны. На протяжении длительного времени поисковые группы посещали ветеранов, брали интервью, фотографировали, добывали фотографии военных лет и на основании полученных данных писали страницы-памяти. По ходу этой работы возникало много вопросов, требующих поиска в исторической литературе: о фронтовых операциях, дислокации армейских частей. В школе была создана издательская группа, которая курировалась нами, учителями, отвечавшими за грамотное изложение, достоверность исторического материала, художественно-эстетическое оформление. В результате проделанной работы в школе были сделаны стенды: галерея фотопортретов ветеранов Великой Отечественной войны «Они сражались за Родину», «Будем помнить о них всегда» ,«Ордена и медали» выпущена брошюра, сформированы альбомы «Города-герои», «Ордена и медали Великой Отечественной войны», «Ульяновцы в годы Великой Отечественной войны», «Семейная реликвия», «Их именами названы улицы города», «Промышленные предприятия Ульяновска в годы Великой Отечественной войны», «История моей семьи в годы Великой Отечественной войны»и др. Такого рода деятельность эффективно влияет на воспитание гражданско-патриотического сознания учащихся, знакомит их с историческим прошлым семьи, города и Родины, воспитывает чувство уважения к истории.
Организация проектной деятельности. Она, безусловно, тесно связана с поисково – исследовательской деятельностью. В прошлом году, например, мы провели конкурс проектов по патриотическому воспитанию учащихся: «Люби и знай Симбирский край» по следующим номинациям: «Промышленность города Ульяновска в годы Великой Отечественной войны» на примере одного из предприятий охарактеризовать работу ульяновцев и промышленности в годы Великой Отечественной войны, «Промышленность города Ульяновска в послевоенные годы» - на примере одного из предприятий охарактеризовать работу ульяновцев и промышленности в послевоенные годы ,«Все для фронта - все для Победы!» на примере своих родственников и знакомых, их воспоминаний охарактеризовать работу ульяновцев и промышленности в военные и послевоенные годы.
Каждый класс готовил и защищал свой проект, ребята провели огромную работу: ходили в музеи, изучали документы, воспоминания живых свидетелей трудных военных лет, сделали презентации. Участие в викторинах, конкурсах, олимпиадах
Я мотивирую своих учеников на участие в различных викторинах, конкурсах, олимпиадах, разного уровня, будь то городские, региональные, всероссийские дистанционные. Тематика конкурсов и викторин очень разнообразна и все они направлены на гражданское и патриотическое воспитание школьников. Ребята всегда с большим желанием принимают в них участие, постоянно занимая призовые места.
Проведение предметных недель по истории, праву.
Во время предметных недель ученики участвуют в самых разнообразных мероприятиях: викторинах, интеллектуальных играх ,конкурсах газет, круглых столах, аукционах знаний, дебатах, деловых играх.
Организация работы с учащимися в рамках школьного научного общества «Олимпик».В нашей школе оно объединяет в себе секции химии, биологии и гуманитарных наук «Клио» Выявление, поддержка и развитие одаренных детей , создание психологической комфортной обстановки для успешного развития учащихся дает положительные результаты.
Проведение открытых внеклассных мероприятий, посвященных памятным датам. Так, например, мы с детьми провели в прошлом году торжественную линейку, посвященную 76-летию Победы СССР в Великой Отечественной войне на параллель 7-8 классов. Мы вместе работали над сценарием, искали материал, составляли презентацию, ребята собирали материал о своих родственниках-участниках войны, детях войны, подготовили о них сообщения, сделали портреты и на следующий день, 9мая все они с гордостью прошли по улицам города, став участниками Всероссийской акции
« Бессмертный полк». Все это позволило ребятам пропустить данную историю через свое сознание, у кого-то дрожал голос при чтении стихотворения, а у кого-то наворачивались слезы при рассказе о своих близких, просмотре видеороликов. Именно в такие моменты ребенок начинает чувствовать по-новому, по-другому смотреть на привычные вещи.
Таким образом, можно сказать, что целенаправленно организованная внеклассная работа способствует формированию у школьников патриотических чувств, чувства гордости за героическое прошлое, за достижения своей Родины, способствует развитию чувства сопричастности судьбам Отечества и ответственности за будущее своей страны.
Заключение.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось и продолжает оставаться одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, гордости за достижения родной страны, уважения к историческому прошлому своего народа, бережного отношения к народной памяти, национально –культурным традициям.
Необходимо помнить, что патриотическое воспитание невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это – целостная система, охватывающая все сферы деятельности образовательной организации, как учебные, так и внеучебные.
Патриотическое воспитание достигает качественного результата, если:
- содержание урочной и внеурочной деятельности находятся во взаимосвязи и способствуют активной жизненной позиции подростка;
- гражданское самосознание и чувство патриотизма подростка формируется на основе изучения истории своего народа, истории родного края, освоения богатого духовного опыта предшествующих поколений, особенно в моменты тяжелых для страны испытаний, на основе знания законов и документов о правах и обязанностях граждан, на основе понимания значения государственной символики;
- на уроке приоритет отдается диалоговым (интерактивным) формам и методам гражданского воспитания (дискуссии, обсуждения проблемных ситуаций, работа в группах или парах), формирующим самосознание гражданина, его гражданскую позицию;
- знания и навыки подкрепляются внеурочной деятельностью, которая позволяет подросткам проявить свои гражданские, духовно-нравственные качества и получить социальный опыт через участие в общественно-полезных делах;
- система воспитательной работы школы создает условия для проявления активной гражданской позиции с помощью организации отдельных мероприятии и акций, а также через разработку и реализацию социально значимых проектов, где объединяются усилия учителей, учащихся и их родителей;
-осуществляется индивидуальная работа с одаренными детьми – через организацию исследовательской и творческой деятельности обучающихся, через создание ученических проектов, участия в конкурсах, викторинах, олимпиадах.
Только благодаря целенаправленной, сознательной деятельности учителя и активному участию детей в изучении российской истории, истории родного края, в познавательной исследовательской и творческой деятельности возможно реализовать идеи гражданского и патриотического воспитания личности.
Список используемой литературы
Беглова С.В. С.О. Бачурина, Е.А. Власова. Быть патриотом и гражданином своей страны // Народное образование. 2012 № 9 С 70-74
Берестовская С.Э. К вопросу о воспитании патриотизма: анализ уоков конкурса педагогических достижений // Воспитание школьников, 2012 С. 35-41
Богуславский М.В. С чего начинается Родина // Народное образование, Победа, 2012, № 9 С. 45
Вне урока. Блог учителя истории и обществознания, депутата Барнаульской Городской Думы Ермоленко Марины Владимировны. [Электронный ресурс]. 2011. URL: http://www.istorik-ermolenko.ru/
Воронова Е.А. Воспитательная работа в современной школе: советы опытного педагога /Е.А.Воронова. -Ростов н /Д: Феникс, 2009.-404 с
Кром М.М. К вопросу о времени зарождения идеи патриотизма в России// Мировосприятие и самосознание русского общества (XI-XX вв.). -М., 1994. – С.27, 28. Лебедева О.В. Патриотическое воспитание – верноподданское или гражданское? // Педагогика. – 2003
Лихачёв Д.С. Великий путь: становление русской литературы XI -XVII веков. – М., 1987. – С.26.
Патриотическое воспитание учащейся молодежи. Сборник материалов областной межведомственной научно –практической конференции 22 апреля 2014, Ульяновск, УлГТУ ,2014
Пушкарева И.А. Идея патриотизма в советской и русской педагогики / Все для классного руководителя. М – Пилотный выпуск, 2011
Российская Федерация. Законы. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы » – М, 2010.
object(ArrayObject)#854 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
["file_id"] => string(6) "220207"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1434545723"
}
}