Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской грамотности на уроках гуманитарного цикла.»
«Формирование читательской грамотности на уроках русского языка, истории, изобразительного искусства».
«Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребенком лишь тогда,
когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше,
чем впервые раскрыта книга,
начинается кропотливая работа над словом».
(Василий Александрович Сухомлинский)
Работа над словом является одной из самых сложных задач по развитию речи, потому что в процессе обучения дети часто сталкиваются с незнакомыми словами и выражениями. Причем это происходит на всех ступенях обучения. Даже мы, взрослые люди, особенно сейчас, в постоянно изменяющемся информационном потоке, нередко видим слова и выражения, которые вызывают у нас затруднения.
В XXI веке образование стало одной из ключевых площадок глобальной конкуренции государств. Место, которое Россия будет занимать в мире к середине века, определяется тем, какие преобразования произойдут в общем и профессиональном образовании. Поэтому на первый план выходят задачи по созданию условий для роста человеческого потенциала, т.к. это ключевой ресурс и главное конкурентное преимущество России в текущий период. Главной ценностью образования сейчас является успех каждого ребенка.
Для достижения национальных целей развития страны до 2030 года Министерство просвещения издало указ « О национальных целях развития РФ на период до 2030 года» от 21.07.2020 г., который планирует допланирование нацпроекта в части разработки федерального проекта «500+», направленного в том числе на повышение качества общего образования и улучшение результатов российских школьников в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Это тестирование проводится в разных видах учебной деятельности: естественнонаучной, математической, читательской, компьютерной. Проходит раз в три года. В тесте участвуют подростки в возрасте 15 лет. Тестирование было разработано в 1997 году, впервые прошло в 2000.
В связи с проведением СВО, Россию исключили из программы PISA. Но в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки заявили, что исключение России не нанесет ущерба российской образовательной системе. Для оценки качества образования власти планируют применять свои собственные методики и тестирования, в том числе провести созданное по модели PISA собственное российское исследование. Оно запланировано на начало следующего учебного года.
Главное отличие программы PISA от ЕГЭ, ОГЭ и других российских тестов заключается в том, что она, в первую очередь, оценивает возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач. Значит проверяется не заученный материал по биологии, географии, физике, обществознанию, а владение учеников компетенциями в различных контекстах этих предметов и межпредметного взаимодействия. То есть обучающиеся должны продемонстрировать навыки функциональной грамотности.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать знания для решения жизненных задач. Функциональная грамотность включает в себя математическую, естественнонаучную, читательскую, компьютерную грамотность, а также дополнительными компонентами Функциональной грамотности являются финансовая грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции.
В современном обществе актуален запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, приспосабливать их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы. Функциональная грамотность позволяет школьнику успешно применять в реальной жизни то, что он изучил в школе в рамках предметной подготовки.
Таким образом, функциональная грамотность - это знание, которым мы живем. Знание, которое остается с нами после школы и которое продолжает развиваться всю жизнь. Функциональная грамотность в целом – это понятие без возраста.
Приоритетом в развитии российского образования является функциональная грамотность. Нашему обществу нужна функциональная грамотность , т.к. наши люди привыкли очень доверительно относиться к любой информации, поступающей извне, поэтому для них велик риск быть подвергнутыми манипуляции и мошенничеству. Кроме того, Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года функциональной грамотности присвоен статус одной из стратегических задач: наша страна должна войти в 10 ведущих стран мира, лидирующих по качеству образования.
В рамках гуманитарных дисциплин особое значение приобретает развитие читательской грамотности. Мы читаем для решения порой насущных задач, которые мы ставим перед собой для достижения нами определенных целей.
Что такое читательская грамотность? Так как понятие «читательская грамотность» пришло к нам с Запада, то рассмотрим определение, которое дает нам PISA.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Читательские умения – это базовые умения при формировании функциональной грамотности. Что должны дети уметь: читать и понимать текст, воспринимать тему и идею, выстраивать собственные тексты (высказывания, суждения и т.р.). Это важные для каждого коммуникативные умения, которые формируются еще в начальной школе. Также необходимо учить детей различным способам освоения содержания текста: составление вопросов, плана, тезисов, извлечение информации из карты, рисунка, диаграммы и т.д.
При работе с текстами ребенок должен овладеть следующими компетенциями.
1) Нахождение и извлечение информации
2) Интеграция и интерпретация информации
3) Оценка и использование информации.
Нахождение и извлечение информации из текста.
Нахождение или поиск информации в тексте – это процесс определения места, где эта информация содержится.
Извлечение информации– это процесс выбора и предъявления конкретной информации, запрашиваемой в вопросе. Здесь необходимо учить ребенка находить в тексте явную и неявную информацию. Явная информация выражена в вопросе и тексте одними и теми же словами. А неявная информация выражена в вопросе и тексте – опоре синонимичным способом.
Какие читательские умения мы должны сформировать у обучающихся на этом уровне:
. - определять место, где содержится информация (фрагмент текста. Гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.)
- находить и извлекать одну или несколько единиц информации
- находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста
- находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста
-определить наличие/отсутствие информации
Наши обучающиеся на этом уровне умеют искать по ключевым словам (ключевые слова вопроса и содержащегося в тексте ответа практически совпадают). Это значит, что обучающиеся успешно справляются с заданиями, где необязательно понимать тот фрагмент текста, который служит ответом на вопрос. Достаточно просто процитировать фрагмент. Необходимо работать над пониманием синонимических замен, когда в вопросе и ответе нет однозначного лексического соответствия, т.е. ответ нельзя найти по ключевым словам вопроса.
Интеграция и интерпретация информации.
Интерпретация текста – это извлечение из текста информации, которая напрямую не сообщается. Это значит, что необходимо установить скрытую связь, иногда понять подразумеваемое сообщение, осмыслить подтекст. Таким образом читатель должен понимать текст в его составных частях.
Интеграция или связывание свидетельствует о том, что читатель понимает, что соединяет элементы текста. Умение связать элементы текстовой информации означает определить их общую роль в тексте.
В рамках этой компетенции, учителя гуманитарных дисциплин должны формировать у детей следующие умения:
- Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательсность событий и т.п.)
- Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею. Назначение текста)
- Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста
- Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство-различие и т.д.)
- Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом
- Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста
- Понимать чувства, мотивы, характеры героев.
- Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение)
Наши школьники хорошо справляются с заданиями, которые относятся к сплошным текстам (нет необходимости объединять вербальную и графическую информации). Кроме того, наши обучающиеся успешно работают с текстами, которые не содержат противоречий. Наличие противоречий в тексте вызывает у школьников существенные трудности. Ответить на вопрос, содержащий несколько правильных ответов, или найти сходство в противоположных точках зрения вызывает сложности у школьников.
Оценка и использование информации.
Оценка информации – это процесс опоры читателя на свои мысли, чувства и опыт при взаимодействии с текстом. Читатель связывает информацию в тексте с информацией вне текста.
Использование информации –это процесс применения, функционирования текста при решении читателем широкого круга жизненных задач; это то, что можно делать с текстом после его чтения
При формировании компетенции по оценке и использованию информации на уроках гуманитарного цикла необходимо формировать следующие умения:
- Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора.
- Оценить форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов
- Оценивать полноту, достоверность информации
- Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах
- Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу. Обсуждаемому в тексте
- использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.д.)
- Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний
- Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу
- Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста
- Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается ( в том числе с переносом из одной предметной области в другую).
- Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью
Многие эксперты считают, что успехи в этой компетенции у обучающихся не наблюдаются, и школьники испытывают затруднения в выражении своего мнения по поводу прочитанного, не могут включить сообщение текста в контекст собственного опыта, критически отнестись к авторскому сообщению.
Таким образом, наша задача - развитие мыслительных компетенций учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).