1.Фонетическая игра- физкультминутка «Прыжки». Цель: формирование навыков фонетического слуха. Учитель называет слова. Услышав слова с заданным звуком, н-р с мягким Ч ( Чиполино, Чебурашка, п.ч.к, чёваш)
2. Физкультминутка- игра « Печек, пысак, терес, маттур, сывлах сунатап…».Учитель обозначает детям значения этих слов. Встают в круг и начинается игра.На слово «печек» дети приседают, «пысак»- встают, «терес»- кивают головой, « маттур»- большим пальцем показывают здорово, « сывлах сунатап»- пожимают друг другу руки.
3. Физкультпауза « Один хлопок- два хлопка». Учитель называет по проходящей теме слова. Слова прозвучавшие на русском языке дети производят один хлопок, на чувашском языке – два хлопка.
4. Игра « Угадай по голосу». К доске приглашаются два ученика. Первый из них поворачивается спиной к классу. Сидящие за партами по очереди произносят знакомые слова на чувашском языке. Второй ученик задает вопрос « Ку кам?» Первый должен угадать по голосу фамилии своих одноклассников.
7. Манан пысак пахча пур ( Развести руки в стороны, изобразить огород)
Унта тутла сарак пур ( изобразить круг)
Вал сара, тутла тата пите усалла.
Эпе сарак сиетеп ( показать как кушают репку).
Эпе пысак пулатап.
Манан пысак пахча пур.
Унта симес хаяр пур (изобразить овал).
Вал пите тутла тата усалла.
Эпе хаяр сиетеп ( изобразить, как кушают огурец).
Эпе пысак пулатап.
8. « Перре, икке (хлопок) – ку самса ( показать на нос).
« Перре, икке (хлопок) – ку халха ( показать на ухо).
« Перре, икке (хлопок) – ку тута ( показать на губы).
« Перре, икке (хлопок) – ку ура ( показать на ноги).
« Перре, икке (хлопок) – ку пус ( показать на голову).
« Перре, икке (хлопок) – ку сус ( показать на волосы).
« Перре, икке (хлопок) – ку кус ( показать на глаза).
9. « Эпе лепеш»
Эпе лепеш, эсе лепеш.
Эпе печек, эсе печек.
Эсе лайах, эпе лайах.
Эс весетен, эп весетеп.
Эс ларатан, эп ларатап.
10. Кавакал чепписем
Симес курак сиессе (изобразить, как утята срывают траву).
Ак сапла, ак сапла-
симес курак сиессе.
Кавакал чепписем пите хаварт чупассе ( изобразить, как бегают утята).
Ак сапла, ак сапла-
Пите хаварт чупассе.
Кавакал чепписем
Пите хаварт ишессе (изобразить плавание).
Ак сапла, ак сапла-
Пите хаварт ишессе.
11. Мулкач сикет ак сапла, ак сапла, ак сапла ( прыжки на двух ногах).
Упа утать ак сапла, ак сапла, ак сапла ( изобразить ходьбу медьведя).
Пакша кашлать ак сапла, ак сапла, ак сапла ( изобразить, как белка грызет орехи).
Кайак весе ак сапла, ак сапла, ак сапла ( изобразить полет птицы).
12. Серме купас эп калатап-
Пи-ли –ли, пи-ли-ли!
Мулкачсем садра ташлассе-
Пи-ли-ли, пи-ли-ли!
Ак тамра кала пусларам
Тинкелти, тинкелти!
Мулкачсем сиксех ташлассе-
Тинкелти, тинкелти!
Параппн часрах янратрам-
Пантартам, пантартам!
Мулкачсем тарса сухалчес-
Пантартам, пантартам!
13. Перре, икке, виссе, таватта-
Физкультура халь тавар.
Пиллек, ултта, сичче, саккар-
Кайаксем пулса весер.
Кайаксем, акашсем весессе,
Аша кантартан.
Кашт канма ларассе…
Перре, икке, виссе-
Малалла весессе.
Литература
Абрамова Г. В. Методические указания к учебнику чувашского языка для 1 класса русской школы: кн. для учителя /Г. В. Абрамова.- Чебоксары, 2007.
Абрамова Г. В. Методические указания к учебнику чувашского языка для 2 класса русской школы: кн. для учителя /Г. В. Абрамова.- Чебоксары, 2008.
Абрамова Г. В. Методические указания к учебнику чувашского языка для 3 класса русской школы: кн. для учителя /Г. В. Абрамова.- Чебоксары, 2009.
Абрамова Г. В. Здоровьесберегающие технологии на уроках чувашского языка в русскоязычной школе: учебно – методич. пособие/Г.В. Абрамова, Е. А. Андреева.- Чебоксары, 2007.