Обучаясь в школе, я поняла, что учителя — это профессионалы, не только прекрасно владеющие своим предметом, но и имеющие глубокую психолого-педагогическую и методическую подготовку, эрудированные, творческие, подлинные интеллигенты. Никогда не думала, что я когда-нибудь сама стану педагогом. Мне всегда казалось: чтобы стать профессионалом необходимы годы кропотливого труда, выдержки, усидчивости, чтобы часами сидеть над книгами, тетрадями учеников, уметь ставить интересы своих учеников превыше своих собственных. Постоянная подготовка к урокам, постоянный поиск новых методов и способов сделать свой урок интересным и незабываемым. Поэтому я считала, что все учителя живут не своей жизнью, а жизнью своих учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эссе «Мое профессиональное кредо» »
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Краевое государственное казенное
профессиональное образовательное учреждение № 6
Эссе «Мое профессиональное кредо»
Автор:
Михайлова А.В.,
Преподаватель истории и
обществознания
Мое профессиональное кредо.
Самым важным явлением в школе,
самым поучительным предметом,
самым живым примером для ученика
является сам учитель.
А. Дистервег.
Обучаясь в школе, я поняла, что учителя — это профессионалы, не только прекрасно владеющие своим предметом, но и имеющие глубокую психолого-педагогическую и методическую подготовку, эрудированные, творческие, подлинные интеллигенты. Никогда не думала, что я когда-нибудь сама стану педагогом. Мне всегда казалось: чтобы стать профессионалом необходимы годы кропотливого труда, выдержки, усидчивости, чтобы часами сидеть над книгами, тетрадями учеников, уметь ставить интересы своих учеников превыше своих собственных. Постоянная подготовка к урокам, постоянный поиск новых методов и способов сделать свой урок интересным и незабываемым. Поэтому я считала, что все учителя живут не своей жизнью, а жизнью своих учащихся.
Но жизнь сложилась так, что я сама стала педагогом и, честно говоря, за 15 лет педагогического стажа я ни разу не пожалела о сделанном выборе. Учась на пятом курсе Хабаровского педагогического университета, я пошла подрабатывать в профессиональное училище. Думала - это все временно, но работа мне так понравилась, что по окончанию университета вопрос о выборе места работы даже не ставился. Я стала преподавателем общественных дисциплин и всю свою жизнь посвятила педагогической деятельности.
Любая профессия имеет свои положительные и отрицательные моменты. Работа учителя также не является исключением. Объяснить, чем именно мне понравилась моя работа, не так-то просто. Во-первых, я очень люблю свой предмет. Работая в профессиональном учреждение, часто слышу вопрос, зачем нам, сварщикам, нужна история и обществознание? Но жизнь человека не ограничивается профессиональной сферой. Нам очень часто приходится действовать в социуме: голосовать на выборах, выражать свою гражданскую позицию по какому-то вопросу, поддерживать ту или иную партию. Чтобы этот выбор не был бессмысленным, надо знать историю такого рода явлений. Согласитесь, что человек с хорошим знанием истории религиозных учений меньше подвержен риску быть втянутым в какую-нибудь религиозную секту. Наряду с культурой, историческое знание – это накопление духовности, а духовность, в отличие от физиологических особенностей, не наследуется новорожденным человеком от своих предков. Ее надо воспитывать, и историческое образование – один из самых мощных воспитательных факторов. И, наконец, узнавание когда-то уже бывшего в сегодняшних событиях, а давно ушедших героев – в себе и окружающих не просто забавно. Оно дает человеку стойкость пережить трудные времена, ведь знание истории показывает, что все уже было – и все прошло. Именно знание и понимание моих предметов делает из обучающихся граждан и патриотов нашей страны. Каждый человек является творцом истории, поэтому каждый обучающийся должен чувствовать себя центром, самым главным лицом, изучающим явление, только тогда он увидит те стороны, которые не видел раньше. А значит моя задача подсказать, как это возможно сделать, где, когда и с какой стороны лучше наблюдать то или иное социальное явление. А дальше ребенку самому захочется действовать.
Понимание этого, как мне кажется, формирует хорошую мотивацию и делает мои уроки интересными для ребят. Когда ты сам погружен в тему, очень хочется, чтобы твой интерес передался окружающим тебя детям. Очень приятно видеть, что, когда прозвенел звонок, учащиеся не срываются с мест, а продолжают обсуждение урока, задают вопросы, уточняют задания.
Во-вторых, ведение урока — это не основной вид деятельности преподавателя. Преподаватель должен уметь отыскать подход к любому ученику. То же самое, кстати, касается и умения общаться с разными родителями. Преподаватель, особенно если он еще и классный руководитель, должен регулярно проводить классные часы и родительские собрания. Оказывать консультации ученикам и родителям по разным вопросам в то числе поводу успеваемости. Преподаватель и классный руководитель должен быть в курсе всех «разборок» в своей группе, должен научиться мирить детей и решать конфликтные ситуации, а они порой бывают очень сложными! Также педагог должен знать о своих детях и их семьях абсолютно всё и регулярно проводить индивидуальную работу с так называемыми «проблемными» студентами и их родителями.
Результат труда преподавателя проявляется не сразу, а через продолжительное время. Ребенка воспитывает разнообразная среда, много факторов, положительных и отрицательных, влияет на него. Миссия или назначение преподавателя - бороться за человека, преодолевать отрицательные воздействия. Для этого еще нужен умный, умелый, мудрый воспитатель. Преподаватель - не единственный воспитатель ребенка в обществе. Поэтому он должен уметь работать в "соавторстве" со многими службами. Так как у нас много детей сирот, преподаватель должен знать, куда обратиться ребенку в той или иной ситуации, а иногда взять его за руку и вместе с ним решать его проблемы.
Многие спросят - ну разве это интересно? Мне интересно общаться с людьми, особенно с детьми. Общаясь с детьми, сам многому учишься, узнаешь много нового и интересного. Я искренне считаю, что в некоторых ситуациях ребята ориентируются лучше, чем некоторые взрослые. У них не стандартное мышление, не "замыленный" глаз, они видят проблему совершенно под другим углом. И считаю не зазорным для себя интересоваться мнением ребят и спрашивать их совета. Кроме того, тебя постоянно окружают молодые люди, полные сил и энергии. Ты заряжаешься от них позитивом и учишься смотреть на мир глазами современной молодёжи.
Часто бывает так, что преподаватель, классный руководитель по духу ближе ребенку, чем собственные родители. Поэтому очень важно, чтобы преподаватель не предал доверие своих студентов.
В-третьих, работа преподавателя сама по себе интересна: каждый день не похож на предыдущий — тебя ждут новые «происшествия», новые заботы, новые дела. Для кого-то это может показаться невыносимым: сегодня ты проводишь урок, завтра организуешь праздник и репетируешь сценки, послезавтра идешь с детьми на экскурсию, а на четвертый день проводишь родительское собрание. Но этот драйв мне по душе. Он дает возможность проявить все свои таланты и креатив.
Наши студенты приходят к нам абсолютно не приспособленными к жизни. Их приходится учить элементарным знаниям, умениям, навыкам. Необходимо научить обучающихся пользоваться таблицами, справочниками, учебной и технической литературой. На сегодняшний день даже умение использовать привычный бумажный учебник по истории или обществознанию развито у студентов чрезвычайно плохо, а прививать эти умения просто необходимо для дальнейшей жизни. Я не против электронных учебников. Многие студенты сейчас с большим интересом пользуются различными гаджетами, но ведь и электронной литературой надо пользоваться умеючи. Цель современного преподавателя призвана вооружить учащихся не только теоретическими, но и практическими знаниями и умениями. Именно это особенно актуально в современном быстроразвивающемся мире информационных технологий. И, конечно, важно уметь общаться и обмениваться информацией.
Преподаватель - это всегда работа над собой. Эта та профессия, представитель которой никогда не скажет: "Я сам сделал себя", а только "Я делаю себя каждый день". Чтобы сделать свою работу более приятной, я ежедневно стараюсь придерживаться следующих правил:
- не думать о плохом, а только о хорошем;
- проводить уроки так, чтобы они приносили удовлетворение от хорошо выполненной работы;
- говорить "не знаю" если не знаешь;
- быть самой собой.
Есть очень интересная притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецу. Тот задал ему три вопроса:
- какой час на земле самый главный?
- какой человек на земле самый главный?
- какое дело на земле самое главное?
Царь не смог найти ответы на эти вопросы. А ответы были очень просты: самый главный час - настоящий, который только что наступил, самый главный человек - тот который рядом с тобой, главное дело - то чем ты сейчас занимаешься. Если применить данную притчу ко мне, то самый главный час на земле - это урок, потому что завтра будут уже другие, уроки не похожие на предыдущий. Самый главный человек - это мои ученики, которые во все глаза смотрят на тебя и ловят каждое твое слово. А самое главное дело - это моя работа, которая приносит мне полное удовлетворение и делает меня самодостаточным человеком.
Я прекрасно понимаю, какая у меня ответственная работа постоянно формировать и оказывать влияние на духовную личность ученика, ум, чувства, совесть, убеждения, сознание. Воздействовать на эти сферы можно только тем же. Личность учеников может формировать только личность учителя. Как сказал Ян Амос Каменский «И сам учитель должен гореть постоянным желание стать лучше, грамотнее, квалифицированнее. Такова специфика, своеобразие педагогического труда, ответственного, тяжелого, сложного, но бесценного для общества". Он же находил должность учителя "настолько превосходной, как никакая другая под солнцем". Он требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой учитель понимал, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон чувства собственного достоинства. Эти мысли великого педагога актуальны и для нашего времени. Сквозь века обращался Ян Амос Каменский к человеческому обществу с призывом ценить учителя и возвышать его.
Подытоживая все вышесказанное, хочется сказать лишь одно: преподаватель — это не профессия, а образ жизни. Быть педагогом без осознания того, что это твоё призвание, просто невозможно.