kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эссе "Красота спасет мир?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Просто оглянитесь вокруг. Скорее всего, Вы читаете это, сидя в каком-нибудь ничем не примечательном кабинете. Но, может быть, Вы пытались облагородить это место? Так на полке появилась коллекция свечек, на подоконнике молчаливо занимается фотосинтезом цветок, в уголочке тихонько мурлычет радиоприемник,  а в воздухе рассеян аромат Ваших любимых духов. Можно ли назвать это стремлением к красоте?  Безусловно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эссе "Красота спасет мир?" »

Красота спасет мир?


Как красота может спасти мир, если она постоянно требует жертв?

Наверное, было бы правильно начать мою работу с теории, вернее, с риторического вопроса: а что же такое красота? Правильно, но скучно. Поэтому я, пожалуй, отступлюсь от подобного рода техники и начну с другого, не менее важного, аспекта исследования любой проблемы. С практики и эксперимента. Просто оглянитесь вокруг. Скорее всего, Вы читаете это, сидя в каком-нибудь ничем не примечательном кабинете. Но, может быть, Вы пытались облагородить это место? Так на полке появилась коллекция свечек, на подоконнике молчаливо занимается фотосинтезом цветок, в уголочке тихонько мурлычет радиоприемник, а в воздухе рассеян аромат Ваших любимых духов. Можно ли назвать это стремлением к красоте? Безусловно.

Однако речь идет о более высоком значении этого понятия. Многие писатели и поэты, обращались к этой теме. Николай Заболоцкий задается вопросами: «Что есть красота? И почему её обожествляют люди?». Единого ответа дать невозможно: каждый человек воспринимает красоту по-своему. Вот, например, так отвечает Заболоцкому Алексей Кунцевич:

Нам не дано узнать ответ;
Истоки красоты не зримы.
Или они неисчислимы.
Быть может, их и вовсе нет.. Нам не дано узнать ответ;

Ф.М.Достоевский, автор нашумевшего высказывания, красоту приравнивает к добру. По словам князя Мышкина, героя романа «Идиот» (откуда собственно и взят данный афоризм), красота «есть сумма нравственных качеств положительно прекрасного человека». В другом своем произведении, «Бесы», Федор Михайлович логически заключает, что «некрасивость» (то есть злоба) мир «убьет».

А теперь от мыслей великих перейду, собственно, к своим размышлениям. Но и здесь без помощи классиков мне не обойтись: первое, что я вспоминаю в связи с темой – крылатое выражение «гений чистой красоты» Пушкина. Его я и приму за отправную точку путешествия в загадочный мир красоты. Почему великий поэт очарован осенней «унылой порой»? Почему он мог видеть прекрасное в обыденном? Что ж, вопрос задан, и я попытаюсь найти ответ…

Существует утверждение, что красота – это гармония, и все, что симметрично и уравновешенно, – красиво. Но так ли это? Художники XX века смогли доказать обратное своими работами. Возьмите произведения импрессионизма, сюрреализма. В них нет гармонии, наоборот, это отражения внутреннего разлада их авторов. Но они остаются в памяти человечества как нечто подлинно прекрасное.

Красота не простое понятие хотя бы потому, что она противоречива: красив и строгий профиль, выведенный графитом, и извилистые линии акварели, прекрасна ясность разума и буйный полет фантазии, надежность машины и непредсказуемость человека.

Я не стану идеализировать – это ни к чему, все мы знаем, что существуют вещи ужасные и уродливые (хотя и они, наверное, кого-то завораживают), но именно на их фоне мы видим истинную сущность прекрасного. Есть сюжеты всем известные, например, «Красавица и чудовище», где красота отнята за эгоизм и бессердечие, а любовь возрождает красоту. Значит, любовь сильнее? Значит, не красота, а любовь спасет мир? А если приравнять любовь к красоте, что если это две ипостаси одной и той же сущности? И снова противоречие: считается, что внутренняя суть отражается на внешности, следовательно, все красивое хорошо и добродетельно, а уродливое вредно? Всегда ли форма соответствует содержанию? Обратимся к народной мудрости: «не суди книгу по ее обложке». Все-таки внешность и душа не всегда прямо пропорциональны? На этот сложный вопрос нигде нет ответа!

Ни философы, ни ученые не смогли вывести формулы красоты. Ни в физическом, ни в нравственном плане она не поддается даже простому описанию. Красота – это ощущение, образ, нечто эфемерное (как у Блока в «Незнакомке»: «Дыша духами и туманами…»). Все мы знаем, что каноны красоты в разные времена и у разных народов (даже у разных социальных групп) разительно отличались. Можно ли сравнить гедонизм и эпикурейство Античности и Возрождения с аскетичной простотой и величием Средневековья! Ампир начала XIX века отличен от Классицизма XVIII века, хотя и является его прямым продолжением. Те же различия и в простейшем: почему одних завораживают морозные узоры на окнах, а другие часами смотрят в пламя костра. Можно ли научить видеть красоту, или это дар, доступный лишь немногим?

Лично я понимаю красоту как нечто данное свыше – некую силу, вплетенную в ткань мироздания. С одной стороны, мы, являясь частью этого мира, так тонко ее чувствуем. А с другой, мы – лишь малые частички, которым не дано постичь целого, несмотря на все наши усилия.

Глупо даже пытаться придумать критерии красоты. Это не наука, где есть свои законы и правила. Не потому ли человек так тянется к прекрасному? Ведь оно манит свободой и возможностью самовыражения.

Вспомним творения великих мастеров: Гомера, Аристотеля, Боттичелли, Вольтера, Микеланджело, Рафаэля, Моцарта, Пикассо, – пережившие своих создателей. Они принесли в мир красоту. Лучшие качества души они передали человечеству в своих работах. То же и в литературе: даже те, кто были приверженцами теории «чистого искусства» (Фет, Тютчев), так или иначе воздействовали на сознание читателей, побуждая их самих искать красоту, а не только «потреблять» то поверхностное, с чем они сталкиваются. Красота – это плод упорного труда над собой, анализа первопричин и следствий. Без этого ее трудно по-настоящему оценить.

Я всегда восхищалась людьми, которые, несмотря на самые страшные события в их жизни, сохраняли свой внутренний мир в состоянии первозданной душевной красоты. Даже если это и не реальный человек. Например, у В. Гюго в романе «Соборе Парижской Богоматери» главные герои – противоположности: Эсмеральда, красавица-танцовщица, и Квазимодо, горбун с ужасным лицом и прекрасной чистой душой младенца.

Красота – это если не гармония, то уж точно сочетание нескольких элементов. Именно в этой паутине причинно-следственных связей, страстей, пороков, грехов, сокровенных тайн, жертв, добродетелей и кроется она, та самая неуловимая, капризная и легкомысленная, но, безусловно, желанная, красота.

Подводя итог всему вышесказанному, можем ли мы сказать, что красота спасет мир? Да, может. Но только в том случае, если стремление к ней есть не пустое тяготение к внешней мишуре, а поиск истинно прекрасного, самопознание, самосовершенствование и искреннее желание сделать мир вокруг себя еще лучше, еще прекраснее. Таково мое мнение, а как думаете Вы?..



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Эссе "Красота спасет мир?"

Автор: Неудахина Анастасия Андреевна,

Дата: 15.02.2015

Номер свидетельства: 173722

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Эссе на тему : "Моя профессия" "
    ["seo_title"] => string(31) "essie-na-tiemu-moia-profiessiia"
    ["file_id"] => string(6) "188431"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426678505"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "ЭССЕ учителя физической культуры"
    ["seo_title"] => string(38) "essie-uchitielia-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "248277"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446706413"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока "Ценность и противоречивость современного мира""
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-tsiennost-i-protivoriechivost-sovriemiennogho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "248661"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446748553"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Тема: В.Д. Берестов «Честное Гусеничное» "
    ["seo_title"] => string(45) "tiema-v-d-bieriestov-chiestnoie-gusienichnoie"
    ["file_id"] => string(6) "154674"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421176319"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства