В работе представлены методические приемы, используемые на уроках русского языка и литературы,способствующие развитию функциональной грамотности учащихся.
Просмотр содержимого документа
«"Эффективные приемы развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы"»
« Эффективные приемы развития функциональной грамотности
на уроках русского языка и литературы»
Автор работы: Шевченко Наталья Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СШ №17 г. Белогорск
«Приемы развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»
«Приемы развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»
Внимателен к слову
Обладает активным воображением
Умеет вступать в диалог с текстом
Идеальный читатель
Уметь видеть в тексте три уровня информации: переходить с фактов и образов на язык.
«Приемы графической переработки текстов»
«Опорный конспект / Кластер / Конкурс шпаргалок».
2. «Реставрация текста».
Чья шпаргалка содержит полную
информацию о термине, тот является победителем.
Перепутать предложения и попросить учащихся восстановить текст.
Для восстановления текста можно предложить использовать схемы предложений.
«Приемы графической переработки текстов»
С дерев ЯНН ых подмостков петуш ИН ым голосом кричал клоун.
«Приемы графической переработки текстов»
Формируем умение читать несплошной текст. (Воспринимать его, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде, интерпретировать еѐ)
Сайт какой организации изображен на слайде? Какую помощь вы как выпускник можете получить на данном сайте? Составьте текст, содержащий ответ на данный вопрос.
6. «Ролевая игра»
«А что бы купили вы?»
Приступаем к внимательному чтению этикеток. Получается, наш разговорный вариант слова, «сгущёнка», перекочевал на этикетки.
Как такое могло произойти?
В итоге мы выясняем, что «сгущёнка» и «сгущённое молоко» — разные продукты. Причем первый менее качественный, с содержанием растительных жиров.
«Правда или фейк?»
Правда или фейк?
В соцсетях появилось неизвестное стихотворение А. С. Пушкина «С великим праздником весны».
Позвольте, жители страны,
В часы душевного мученья
Поздравить вас из заточенья
С великим праздником весны!
А. С. Пушкин, 1827 год. Болдино.
Правда или фейк? Почему фейки так распространены?
«Приемы работы с текстом».
Аналитические упражнения.
(ответы на проблемные вопросы, связанные с содержанием
текста и с собственным отношением ученика к позиции автора, героя и т.п. )
С помощью чего автор дает понять... Почему автор использует глагол (прилагательное и т.д.) для описания... Почему произведение написано от 1-го ( 2-го) лица? Кто главный герой произведения? С кем спорит герой (автор), говоря о ... В чем комизм (трагизм, драматизм, банальность)... Объясните смысл названия. Символом чего являются... Почему тема произведения может (не может) быть отнесена к вечным? Как автору (герою) удается... Удается ли Творческие упражнения
Задайте риторические вопросы к абзацам ... Напишите, что могло бы произойти, если бы.. Прошло 10 лет (1час, день, месяц)- что, по- вашему, стало с героями? Вы автор рассказа (стихотворения...). Попробуйте написать несколько черновых вариантов строчки "...» Вы - художник спектакля, поставленного по этому рассказу (эпизоду). Предложите вариант костюмов и декораций Составьте инструкцию по пользованию... Напишите воспоминания о том, как вы этим пользовались. - Перескажите своими словами диалог из текста. - Вы - детектив (художник, историк, журналист). Задайте несколько вопросов автору (герою, второстепенному персонажу) В 25 - 30 словах напишите внутренний монолог героя по поводу... - Напишите диалог – реплики, в котором начинались бы со слов...