Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: Воспитание любви к природе у младших школьников»
Руководитель кружка русского языка ДТШ г.Жанаозен Жанатилеуова К.А.
Воспитание любви к природеу младших школьников
Программа по русскому языку для начальной школы дает большие возможности для формирования у школьников бережного, доброго отношения к природе. Детей обычно интересует жизнь растений и животных. Ребята с увлечением смотрят телепередачи о животных и растениях, рассматривают картинки, слушают рассказы, задают взрослым много вопросов. Задача педагогов, в том числе и учителей русистов, прививать учащимся любовь к природе, умение видеть, слышать, наблюдать все живое для того, чтобы не причинить вреда, а если нужно, уметь помочь.
Для этого на уроках, где изучаются темы, связанные с растительным миром и животным нашей планеты, со сменой времен года и т. д., мы стараемся широко привлекать допольнительный материал, вызывающий у детей большой интерес, активно воздействующий на их чувства.
Например, в третьем классе дети читают тексты о временах года .
На этих уроках дети побольше узнают об особенностях времен года. Чем особенно хороша зима? Чем занимаются дети весной? Как отдыхают дети летом? Какую прелесть имеет золотая осень? .
Отвечая на эти вопросы третьеклассники развивают свою устную речь, пополняется их словарный запас, развивается их познавательный интерес.
Прививать любовь к природе, интерес к явлениям природы можно почти на каждом занятии. В начале урока проводится разговорная пятиминутка, в которую обычно включается вопросы о погоде. В 4 классе, когда словарный запас у учащихся увеличивается, им для разучивания предлагаются стихи в соответствии с временами года.
Вот список некоторых из них.
1. .А. Пушкин. «Зимнее утро».
2 А. Фет. «Осень».
3. Ф. Тютчев. «Зима недаром злится».
4. М. Исаковский. «Весна».
Однако нельзя ограничиваться только беседами в классе, они не заменят непосредственного общения с природой. С этой целью проводятся уроки-экскурсии на тему «Природа и мы». Экскурсия предваряется рассказом учителя о значении природы, о влиянии окружающей среды на человека, на его здоровье, настроение, о том, что человек является частью природы.
Например, перед экскурсией в весенний день учитель говорит:
- Наступила весна, и природа оживает после зимнего сна. Как чувствует себя человек весной? Что он должен сделать, чтобы окружающая нас природа была еще краще и богаче? Что для этого нужно? На эти вопросы будем отвечать на экскурсии.
Затем устно ребята описывают каждое время года, называют его характерные признаки. Дома им предлагается письменно описать свое любимое время года.