Доклад на тему «Формирование универсальных учебных действий (УУД)»
Доклад на тему «Формирование универсальных учебных действий (УУД)»
Введение изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Поэтому возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Вот некоторые из них: · происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Формирование универсальных учебных действий (УУД)»»
Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Абилев Мурат Каримович- преподаватель русского языка и литературы
ГККП «Гуманитарный колледж» г.НУР - СУЛТАН
Введение изменения, происходящие в современной социальной жизни , вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания. Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Поэтому возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Вот некоторые из них: · происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни старшего дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития, произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению; · тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению; · резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения информации ребенком о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной; · современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение. Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения; · для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов; · категория одаренных и способных детей в общеобразовательных школах снижается, а число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей, увеличивается. Таким образом, очевидно, что образование требует новых подходов, которые заложены в ГОСТ-о. Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира.
. Формирование универсальных учебных действий (УУД). Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить, как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Что значит человек умеет учиться? - очень точно и конкретно знает свои возможности; - знает свою ограниченность – недостаток знаний, неспособность справиться с той или иной ситуацией, неумелость; - сталкиваясь с задачей, для решения которой ему не хватает определенных знаний, способностей, умений, он не уклоняется от нее, объявляя ее глупой и не интересной, а ищет средства расширить свои возможности; - изучает чужой опыт (в том числе и книжный); - изобретает то, чего в опыте других людей еще не было; - умеет и любит сам искать такие задачи, для которых у него нет средств решения; - умеет сомневаться, спрашивать, проверять полноту и правильность понимания, указывать взрослому на свои трудности Умеющий учиться – это не обязательно тип ученого или изобретатель, который решает чисто интеллектуальные, познавательные задачи. Это относится и к хорошей хозяйке, которая постоянно расширяет свой кулинарный репертуар, ставя самые смелые эксперименты. Это относится и к тем, кто занят трудом самовоспитания не абстрактно – в мечтаниях, а реально – выискивает, к примеру, способы сдерживать раздражение, встречаясь с хамством, не унывать, терпя неудачи. Умением учиться обладает любой настоящий педагог, который ежечасно решает новые нестандартные задачи обучения и воспитания. Он, прежде всего, фиксирует свои ошибки, не списывая их на чужой счет, и анализирует трудную ситуацию до тех пор, пока не поймет, чем она отличается от прочих стандартных ситуаций, для которых у него есть готовые рецепты, и вот тогда он может обогатить себя новыми педагогическими приемами. В любой деятельности может возникнуть нестандартная ситуация. Человек должен ее проанализировать, понять и сформулировать суть проблемы, в чем конкретно состоит отличие данной ситуации от стандартной. Он должен понять ограниченность своего багажа знаний и умений. Далее ставится цель получения недостающих знаний для решения проблемы. Ищутся средства получения этих знаний и умений и решения проблемы. При необходимости человек прибегает к помощи других людей, работает в команде. При этом человек должен проводить непрерывный рефлексивный контроль действий на их соответствие поставленной цели. После открытия способа решения проблемы неплохо бы его обобщить для дальнейшего использования. Так появляется новый элемент знания и автоматически умение. Такой подход позволит человеку применить новый способ для решения проблем в других, может быть не похожих на данную, ситуациях. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин и направлений в дополнительном образовании. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Функции универсальных учебных действий :· обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; · создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный и метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания..
Виды универсальных учебных действий .В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить 4 блока. 1. Личностные: - самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности); - смыслообразование («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него); - нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). 2. Коммуникативные: - планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия); - постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации); - разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация); - управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли 3. Познавательные: общеучебные: - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - знаково-символические; - моделирование логические: - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование действия постановки и решения проблем: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. 4. Регулятивные: - целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися); - планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий); - прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик); - контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); 5 - коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта); - оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения); - волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий). Формирование УУД у учащихся зависит от того, на сколько умело педагог применяет в своей работе педагогические технологии. А что же понимается под понятием «педагогическая технология»? Педагогическая (образовательная) технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. Предметом педагогической технологии являются конкретные педагогические взаимодействия педагогов и обучающихся в любой области деятельности, организованные на основе четкого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации и стандартизации способов и приемов обучения и воспитания, с использованием компьютеризации и технических средств
Данная технология направлена прежде всего на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности.