Просмотр содержимого документа
«Доклад "Игровые технологии на уроках в основной школе"»
Игровые технологии на уроках истории
(Доклад на ШМО Борковой Л.А., учителя истории МБОУ ОШ с. Грудцино)
В настоящее время существует множество технологий, полностью или частично меняющих образовательный процесс. Анализируя свой опыт преподавания истории, я пришла к выводу, что методика учебной работы по-прежнему нацелена на получение знаний, ограничивает возможности и способности учащегося проявить свою индивидуальность, «пережить» прошлое как личностно- значимый процесс. Одно из решений проблемы я увидела в применении игровых технологий обучения, которые в современной общеобразовательной практике получили большое распространение (авторы А.А. Вербицкий, Н.В. Борисова). Игровые технологии обучения характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, управлением эмоционального напряжения. Особенностью игровой технологии является то, что ее разработка и применение требуют высочайшей творческой активности педагога и учащихся.В процессе игры, вследствие гибкости игровой технологии, ученики сталкиваются с ситуациями выбора, в которых они проявляют свою индивидуальность. Идея вариативности, свобода выбора заданий и организационных форм деятельности -одна из ведущих идей современной педагогики- получает в игровой технологии возможности для своей реализации.
Во время деловой игры происходит полное погружение участников игры в ее проблематику.
Учебные деловые игры имеют свою структуру.
Проспект деловой игры раскрывает концепцию игры, ее общее содержание, условия применения, т.е. говорится о том, какие отношения и люди моделируются в этой игре. Сюда входят:
-сценарий- в котором дается характеристика объекта игры, обосновываются роли, устанавливаются правила
-игровая обстановка- отражает принципиальные решения по формам взаимодействия игроков в процессе проведения игры
- регламент- заранее обозначенное конкретное время проведения всей игры и отдельных ее этапов
Для проведения игры выбирается ее руководитель. Он готовит необходимые документы и материалы, распределяет обязанности между другими участниками игры, сообщает им правила взаимодействия в процессе игры.
В деловых играх в обязательном порядке должна существовать группа экспертов- людей наиболее компетентных в предмете игры. Для них проводится предварительное обучение (чаще всего, учащимся рекомендуют дополнительные литературные источники).
Для создания игровой ситуации необходимы специальные люди, которые должны заниматься созданием всякого рода «помех» и случайных ситуаций, что, в большинстве случаев, служит основанием для принятия тех или иных решений участниками игры.
Вход в деловую игру обеспечивается определенными исходными данными о предмете игры, причем их реалистичность для учебной деловой игры совсем необязательна.
Выходом учебной деловой игры являются те результаты, которые преследовались при ее проведении: для учащихся- это новый опыт переживания возможностей своего Я; для руководителя игры- накопленный опыт организации игровой деятельности.