kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Для педагогических чтений "Понятие "процесс обучения", "воспитание", "эстетическое воспитание""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сложный процесс обучения может расшифровываться для учителей  на педагогических чтениях. Так обучение можно определить как целенаправленную взаимодействие учителя и учащихся, в процессе которой осуществляется формирование у школьников научных знаний, способов деятельности, эмоционально-ценностного и творческого отношения к окружающей действительности, происходит общее развитие ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Для педагогических чтений "Понятие "процесс обучения", "воспитание", "эстетическое воспитание""»

Понятие "процесс обучения", "воспитание", "эстетическое воспитание"


Понятие "процесс обучения" принадлежит к исходным в педагогической науке. Признаками обучения являются:

- Организация усвоения новыми поколениями накопленного обществом социального опыта, требует общественной деятельности тех, кто учится и тех, кто учит;

- Активность субъекта учебной деятельности.

Таким образом, процесс обучения - это специально организованная деятельность, моделируется (определяются цели, задачи, содержание, структура, методы, формы) для ускоренного освоения человеком основ социального опыта, накопленного человечеством.

Учитывая вышесказанное, обучение можно определить как целенаправленную взаимодействие учителя и учащихся, в процессе которой осуществляется формирование у школьников научных знаний, способов деятельности, эмоционально-ценностного и творческого отношения к окружающей действительности, происходит общее развитие ребенка.

Основными структурными элементами обучения как социально-педагогической системы являются:

- Цель обучения как идеальная модель желаемого результата усвоения содержания образования, к которому стремятся те, что учат, и обучающиеся;

- Содержание образования - педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре (а не по объему) культуре человечества;

- Методы обучения - упорядоченные способы взаимосвязаны деятельности учителя и учащихся, направленные на решение учебно-воспитательных задач;

- Организационные формы обучения - специальная деятельность учителя и учащихся в процессе обучения, осуществляемых в определенном порядке и установленном режиме;

- Реальный результат - объективно фиксированные количественные и качественные изменения личности учащихся относительно начального состояния, которые произошли в результате освоения им в процессе познавательно-практической деятельности накопленного социального опыта.

Обучение как социально - педагогическое явление, взятое в динамике, представляет собой целостный процесс со своими элементами и этапами. В процессе обучения меняются не только ученики, меняются и преподаватели, меняются все элементы системы: конкретная цель, содержание конкретного материала, мотивы субъектов обучения и их объекты, механизм и заключительные результаты.

Поэтому процесс обучения можно определить как целенаправленную последовательную смену учебных задач, цели и соответствующее изменение всех элементов обучения, ориентированных на формирование свойств субъекта деятельности.

Процесс обучения как специально организованная деятельность является двусторонним процессом, который охватывает преподавания (деятельность учителя) и учения (деятельность ученика).

Таким образом, процесс обучения обеспечивает образование, воспитание и развитие личности школьника.

Понятие "воспитание" в широком смысле рассматривается как передача и организация усвоения накопленного человечеством социально-исторического опыта, его духовной культуры. Воспитание присуще человечеству на всех этапах его развития. Уже первобытные племена осуществляли воспитание детей, используя разнообразные средства для передачи людям опыта взрослых, опыта предыдущих поколений. Гегель в "Философии права" пишет: "Человек не обладает инстинктивно тем, чем она должна быть, и ей приходится сначала приобрести себе эти качества", то есть каждое следующее поколение стоит на плечах предыдущих поколений. Усвоение этого опыта предполагает дальнейшее его развитие, создание нового. С этой целью обществом образуются различные типы учебных заведений: школы, лицеи, гимназии, институты, университеты, академии и др. Воспитание как педагогическая категория предусматривает педагогически целенаправленную организацию деятельности, общения человека, которые способствуют формированию у воспитанников определенного отношения к окружающему миру, к самому себе, моральных норм и правил поведения.

Воспитание в широком педагогическом смысле - процесс целенаправленного воздействия на личность в условиях специально организованной воспитательной системы.

Воспитание в узком педагогическом смысле - специальная целенаправленная деятельность с целью формирования у школьников качеств, свойств, отношений человека, системы взглядов, убеждений.

И.Ф.Харламов определяет воспитание как целенаправленный процесс организации и стимулирования разнообразной и активной деятельности учащихся, на овладение общественным опытом, то есть знаниями в различных сферах их жизни, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

По Я.Л.Коломинським "... воспитание представляет собой ничто иное, как специально организованную, межличностное взаимодействие взрослых с детьми и детей между собой".

"Воспитание - это организация деятельности школьников как активной формы проявления их отношений к окружающему миру" - определяла Н.Щуркова. Имея определенные потенциальные возможности развития, ребенок формируется под влиянием среды, воспитания, проявляя активность в самореализации. Особенно значительна роль воспитания:

1) это процесс в котором четко определены цели, задачи, конкретные методы их реализации;

2) оно позволяет педагогически целенаправленно организовать различные виды деятельности (педагогически - познавательную, трудовую, игровую, общественную, эстетическую и т.п.) и общения человека, обеспечивает всестороннее развитие личности, формирование ее нравственной, эстетической, политической культуры, умственного и физического развития, трудового воспитания .

Воспитание в значительной степени влияет на взаимодействие личности и среды, потому что среда - это то окружение, которое человек воспринимает, на которое реагирует, с которым вступает в контакт. Воспитание способно изменить отношение индивида к окружающей среде, людей, вещей, условий жизни и деятельности.

Исследование научной литературы по эстетическому воспитанию позволяет сделать вывод о том, что существуют различные подходы к определению понятия "эстетическое воспитание". Многочисленные толкования этих понятий обусловленные многогранностью этого процесса.

Так, В.Шацька рассматривает эстетическое воспитание как совокупность последовательных, взаимосвязанных действий на учащихся под руководством преподавателя как средствами искусства так и самой жизни, направленных на всестороннее эстетическое развитие обучающихся, способствует формированию эстетических чувств, художественных вкусов и взглядов в соответствии с задачами воспитания . По В.Шацькою, в процесс эстетического воспитания принадлежат не только постепенное развитие способностей и эстетического восприятия, но и владение умением активно творчески проявлять себя в том или ином виде искусства, в объеме, соответствующем определенному ступени обучения. П.Блонский отмечает, что эстетическое воспитание предполагает или формирования творчества, или развитие художественного вкуса и восприятия. Но художественный вкус восприятия могут быть сформированы только в процессе художественного творчества; они тесно связаны с активной жизнью ребенка: каждый ребенок потенциально является создателем различных, в том числе и эстетических, ценностей: сооружая домик, она проявляет свою архитектурную творчество, лепя и рисуя, проявляет свои способности скульптора и живописца, наконец, ребенок стремится к танцам, драматизации.

В "Кратком словаре по эстетике" понятия "эстетическое воспитание" раскрывается как целенаправленная система действенного формирования человека, способного воспринимать, оценивать, осознавать эстетическое в жизни, природе, искусстве, жить и преобразовывать мир, творить по законам красоты.

Понятие "эстетическое воспитание" в педагогической литературе разлагается как неотъемлемая составляющая идейного, трудового, нравственного, физического воспитания, как систематическое, научно мотивированное обращение к человеческим эмоциям, которые развивают у младших школьников такие способности, способствуют не только эстетическому восприятию прекрасного в жизни и искусстве, но и делают каждого из них творцом эстетических ценностей.

Д.Кабалевский считал, что есть все реальные возможности для построения научно обоснованной системы эстетического воспитания учащихся в общеобразовательной школе. А в процессе формирования личности он предпочел трем видам искусства: литературе, музыке и изобразительному искусству. Также отмечал смысле в этом процессе деятельности различных организаций и дошкольных учреждений и семьи; различных видов внешкольной работы как составляющей жизни детей, где четко прослеживаются активная деятельность самих детей (разнообразные художественные коллективы, студии, кружки) и форма пассивного восприятия (кино, радио, телевидение, театр).

В своих трудах и личной педагогической деятельности большое внимание вопросам эстетического воспитания уделил С.Шацький. Он рассматривал эстетическое воспитание в неразрывной связи с другими составляющими воспитания, в частности моральным, отмечая, что искусство - великая сила, и небезразлично в каком направлении оно используется.

А. Макаренко, раскрывая суть эстетического воспитания, также считал, что чрезвычайно важно внести художественный элемент в процесс детской жизни .

Учитывая педагогическую направленность, заслуживает внимания определение эстетического воспитания, которое подает О.Буров: "... циле- направлен, организованный процесс формирования у школьников эстетического отношения, эстетической потребности в творческой эстетической деятельности».

Б.Лихачов и Е.Квятковський трактуют эстетическое воспитание как целенаправленный процесс формирования личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное в жизни, природе, искусстве, жить и творить "по законам красоты", а также рассматривают и раскрывают содержание основных компонентов структуры эстетического воспитания.

Т.Аболина и Н.Миропольська считают, что главным в эстетическом воспитании является воссоздание всего богатства человеческого отношения к окружающему миру.

Автор многих трудов по эстетике В.Скатерщиков подает несколько определений эстетического воспитания, в частности: "Эстетическое воспитание - это целый комплекс мероприятий, которые опираются на глубоко научную основу и осуществляют систематически и целенаправленно определенную политику в развитии эстетической, художественной культуры ...

Эстетическое воспитание - это целенаправленная деятельность ".

По мнению Г.Рид, эстетическое воспитание - это воспитание чувств, на которых основывается сознание, а следовательно интеллект, и все то, что отличает человека от других существ. И только тогда, когда эти чувства находятся в гармонии с окружающим миром, формируется личность во всей ее полноте.

Рассматривая компоненты структуры эстетического воспитания, Л.Чурилина также отмечает смысле формирования эстетических чувств.

По мнению В.Розумного, суть эстетического воспитания заключается в активном целенаправленном формировании и совершенствовании системы эстетических потребностей личности в той сфере его духовной жизни, которую обобщенно принято называть эстетической культурой.

О.Радугин пришел к выводу, что эстетическое воспитание - это целенаправленное формирование у человека эстетического отношения к действительности. Он считает, что воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках, поведении и, конечно, в искусстве.

Различные аспекты процесса эстетического воспитания отражены в трудах философов, педагогов, психологов, искусствоведов. Методологические вопросы эстетического воспитания разработаны в трудах И.Зязюна, А.Зися, М.Кагана, М.Киященко, Л.Коган, Л.Левчук, В.Скатерщикова, Л.Столовича и др. Эти ученые акцентируют внимание на том, что личность всегда воспитывается целостно, и этот процесс воспитания обязательно должен быть направлен на решение единой задачи: гармоничного развития подрастающего поколения.

Эстетическое воспитание в широком философском смысле предполагает качественные изменения уровня эстетической культуры объекта воспитания, которым может быть как отдельная личность, социальная группа, так и общество в целом. Это непрерывный процесс, продолжающийся в течение жизни человека, когда устраняются противоречия между уровнем эстетической культуры человечества и владением этой культурой (эстетическим опытом) отдельной личностью в каждый конкретный период ее жизнедеятельности. Это оптимальная форма овладения навыками создания и восприятия красоты, передачи эстетического опыта индивида путем целенаправленной деятельности.

В процессе эстетического воспитания формируются и развиваются способность человека к восприятию и сопереживание, ее эстетические вкусы и идеалы, способность к творчеству по законам красоты, к созданию ценностей в искусстве и вне его (в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении). Таким образом, эстетическому воспитанию присущи две основные функции:

- Формирование эстетически-ценностной ориентации личности;

- Развитие ее эстетически-творческих потенций, которые определяют место эстетического воспитания в общественной жизни и связь с другими видами воспитательной деятельности. Эстетическое воспитание раскрывает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества.

Л.Артемова и О.Чинаева отмечают, что эстетическое воспитание - это:

 а) влияние на развитие личности всей окружающей действительности, ее эстетической значимости для человека;

б) привлечение человека к художественной культуры;

в) специальная система мероприятий в структуре художественной жизни общества, направленных на распространение знаний об искусстве, на развитие художественной самодеятельности.

На наш взгляд, наиболее полным является определение эстетического воспитания С.Аничкина, который считает, что эстетическое воспитание - это: во-первых, целенаправленный процесс, цель, задачи, содержание, средства и методы которого определяются, планируются и творчески реализуются специально подготовленными педагогами для осуществления учебно-воспитательной деятельности, в соответствии с задачами общества по формированию подрастающего поколения; во-вторых, процесс формирования эстетических качеств личности, а именно: способностей воспринимать, оценивать и создавать прекрасное, умений и навыков эстетической деятельности, художественного вкуса и др ..; в-третьих, эстетическое воспитание необходимо рассматривать, с одной стороны, как главной составляющей процесса эстетического развития, а с другой - как составляющую процесса общего развития личности; в-четвертых, в процессе эстетического воспитания наряду с формированием таких социальных качеств личности, как эстетические способности, вкус, умение, происходит усовершенствование зрения, слуха, движений человека. Одновременно с формированием эстетических способностей осуществляется развитие сущностных качеств личности, которые влияют на ее становление.

С.Аничкин определяет, что эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста - это целенаправленный процесс формирования у них эстетических качеств (способностей к пассивной и активной эстетической деятельности, интересов, потребностей, умений, навыков, художественного вкуса) и является важной составляющей процесса общего развития сущностных качеств личности.

Следует отметить, что в большинстве концепций особое внимание уделяют целенаправленности процесса эстетического воспитания и, как его результат, предусматривают формирование способности воспринимать, понимать, оценивать, сохранять, переживать и творить красоту в повседневной жизни, в труде, в человеческих отношениях, искусстве. Сложность этого процесса заключается в том, что необходимо найти действенные средства реализации гармонического единства социального и индивидуального, влияния богатства художественной культуры и всех благ социального процесса на формирование человеческой личности.

Таким образом, большинство исследователей считают, что система эстетического воспитания связана с формированием эстетических и духовных потребностей и интересов личности, развивается. Социум, природа, литература, изобразительное искусство, музыка, киноискусство, театр активно влияют на формирование личности младших школьников.

На основе анализа различных толкований понятия "эстетическое воспитание" мы пришли к выводу, что это понятие можно трактовать как педагогический процесс, направленный на формирование и развитие эстетических чувств, потребностей воспринимать, оценивать прекрасное и творчески действовать во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Кныш Татьяна Васильевна

Дата: 09.11.2015

Номер свидетельства: 250236

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по литературе для 9 класса общеобразовательной школы "
    ["seo_title"] => string(82) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-dlia-9-klassa-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "163946"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422552045"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "«Эстетическое воспитание в школе » "
    ["seo_title"] => string(38) "estietichieskoie-vospitaniie-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "231441"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442501971"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Консультация "Организация развивающей предметно-пространственной среды для социально-правового воспитания дошкольников" "
    ["seo_title"] => string(136) "konsul-tatsiia-orghanizatsiia-razvivaiushchiei-priedmietno-prostranstviennoi-sriedy-dlia-sotsial-no-pravovogho-vospitaniia-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "222905"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1436948362"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Конспект консультации "Предметно-пространственная среда по социально-правовому воспитанию дошкольников" "
    ["seo_title"] => string(111) "konspiekt-konsul-tatsii-priedmietno-prostranstviennaia-srieda-po-sotsial-no-pravovomu-vospitaniiu-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "222910"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1436949279"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа по чтению УМК Школа-2100"
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaia_proghramma_po_chtieniiu_umk_shkola_2100"
    ["file_id"] => string(6) "381501"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484882847"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства