Аннотация: Со стороны государства работе с одаренными обучающимися уделяется все большее внимание. В образовательных организациях накоплен большой опыт по выявлению детей с высоким уровнем развития творческих способностей. При этом педагог встаёт перед проблемой как развивать творческий потенциал ребенка. Предлагается примеры дистанционных конкурсов и олимпиад в качестве решения способа обозначенной проблемы.
DISTANCE OLYMPIADS AND COMPETITIONS AS A WAY OF GIFTED STUDENTS’ DEVELOPMENT A.Y. Trifanov, history and social science teacher Municipal budgetary educational institution "Secondary school №18"
Abstract: the Russian state pays more and more attention to the issue of working with gifted students. In educational institutions we have accumulated considerable experience in identifying children with highly developed creative abilities. On the other hand, the teacher faces the problem of developing child’s creative potential. In this paper the examples of distance olympiads and competitions are offered as a solution of the identified problem.
Согласно статье 77 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в нашей стране осуществляются выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, а также оказывается содействие в получении такими лицами образования[2].
По мнению Ольги Вячеславовны Донской, главного методиста по русскому языку и литературе ОИГ «Дрофа – Вентана-Граф», под одаренностью понимается результат сложного взаимодействия наследственности (природной среды) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой) [1].
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности[1].
В образовательных организациях в обязательном порядке проводится анкетирование всех обучающихся, направленное на выявление творческих способностей, и составляется план работы по поддержке выявленных одаренных детей. При составлении подобных планов классные руководители встают перед проблемой выбора методов работы с одаренными детьми.
В статье 34 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в числе прочих, оговариваются такие права обучающихся как право на участие в конкурсах, олимпиадах, выставках и т.д.[2].
На сегодняшний день существует множество конкурсов и олимпиад различного уровня, которые охватывают все области знаний. Современные информационные технологии позволяют обучающимся принимать участие в мероприятиях даже международного уровня.
Среди них следует отметить следующие:
- Русский медвежонок (http://www.rm.kirov.ru/),
- Международный математический конкурс «Кенгуру» (http://mathkang.ru/),
- Конкурс «Кит – компьютеры, информатика, технологии» (http://www.konkurskit.org/konkurs.html) и другие.
Следует отметить, что некоторые руководители образовательных учреждений относятся с недоверием, а иногда и вовсе отрицательно, к участию детей в дистанционных конкурсах и олимпиадах. Результаты таких конкурсов и олимпиад не учитываются при формировании портфолио обучающегося, а также при аттестации учителя. В качестве аргумента администрация ссылается на то, что эти мероприятия платные, а, следовательно, их результаты не являются объективными.
Здесь следует отметить, что существует большое количество бесплатных дистанционных конкурсов и олимпиад, таких как:
- Кутафинская олимпиада по праву (http://msal.ru/content/abiturientam/kutafinskaya-olimpiada-shkolnikov-po-pravu/rezultaty/).
Но самое главное педагогов в этих мероприятиях привлекает не столько результат (дипломы, сертификаты и т.д.), сколько сам процесс участия в них одаренных детей.
Для одаренного ребенка участие в любом конкурсе или олимпиаде – это занятное соревнование. И этот азарт определяет мотивацию одаренных обучающихся для развития своих знаний и умений в выбранной предметной области.
Особенно полезно для таких детей олимпиады и конкурсы, в которых на решение заданий дается продолжительное время. В этом случае у ребенка есть возможность использовать любые источники информации для самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы и задания. При этом задача учителя дать ребенку верный вектор движения от незнания к знанию. Кроме того, подобная деятельность обучающегося целиком и полностью соответствует системно-деятельностному подходу и новым ФГОС, поскольку ребенок самостоятельно добывает необходимые знания.
Библиографический список:
Одарённые дети – кто они и как с ними работать? [Электронный ресурс] URL: http://drofa-ventana.ru/material/kto-oni-odaryennye-deti-i-kak-s-nimi-rabotat-/ (дата обращения (26.29.2016).
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.