строить связный рассказ, подчеркивая логические акценты и переходы;
раскрывать материал в сравнении;
понять познавательную задачу, содержащуюся в тексте;
высказывать собственное отношение к изучаемым фактам и событиям;
самостоятельно формулировать вопросы в связи с изучением нового материала или сопоставлением его с уже известными фактами и положениями;
проводить элементарное исследование на основании нескольких источников, документов, наблюдений, экспериментов);
формировать, гипотезу, намечать пути ее проверки;
Система работы учителя состоит из следующих компонентов:
Диагностика обучаемости и обученности учащихся как условие реализации технологии личностно - ориентированного обучения.
Дифференциация обучения с постановкой разноуровневых целей к каждой учебной теме позволяет учителю использовать индивидуальный подход к детям, управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся.
Рефлексивный характер обучения; оценка учащимися своих возможностей и результатов учения; предоставление учащимся выбора содержания и форм учения; сочетание самоконтроля; взаимоконтроля учащегося и контроля со стороны учителя; система поощрительных приемов, дающая комплексный подход к получению оценки; самостоятельная формулировка реальных и перспективных целей урока. Создание условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую его "зоне ближайшего развития": организация системы дифференцированных заданий на протяжении всей темы, работа с алгоритмами, тестами - позволяет организовать доминирующую самостоятельную деятельность ученика по целеполаганию, самопланированию, самоорганизацию, самоконтролю, самооценке и коррекции своих знаьий, умений и навыков.
Уровневое домашнее задание на всю тему с различными способами коррекции на каждом занятии. Разработка учениками к каждому занятию серии репродуктивных и проблемных вопросов по изучаемой теме. Составление учащимися кроссвордов, карточек - заданий, написание ими рефератов, сказок, стихов.
Методы обучения и воспитания состоят в том, что учитель:
управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственно познавательной деятельности учащихся;
мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации взаимопонимания и добивается положительного отношения к предмету;
организует самостоятельную работу на уроке, включая работу с различными источниками информации;
включает всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организуя взаимопомощь;
создает ситуацию успеха, т.е. разрабатывает методику и предлагает задания, посильные каждому ученику;
создает положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, . которое -реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений;
организует самоанализ собственной деятельности ученика и формирует его адекватную самооценку;
Таким образом, технология личностно-ориентированного обучения вовлекает каждого ученика в процесс само - и соуправления своим развитием.
Я использую проблемные творческие задания, стимулирую учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий, сообщаю в начале урока не только тему, но и организую учебную деятельность в ходе урока.Поощеряю при опросе не только правильный ответ ученика, но и делаю анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался. Применяю задания, позволяющие ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую). В ходе урока создаю положительный эмоциональный настрой на работу всех учеников. В конце урока с детьми обсуждаем не только то, чем овладели , но и то, что понравилось, что хотелось бы выполнить ещё раз, а что сделать по-другому. Отметка, выставленая ученику в конце урока, аргументируется по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность. При задании на дом не только называю тему и объём работы, но и подробно разъясняю, как следует рационально организовать свою учёбу при выполнении домашнего задания.