Диагностика воспитанности– это процесс определения педагогом уровня сформированности личностных свойств и качеств человека, реализуемых в системе межличностных отношений. На основе анализа ее результатов осуществляется уточнение или коррекция направленности и содержания основных компонентов воспитательной технологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Диагностическая методика»
[Введите название организации]
Диагностическая методика
Уровень воспитанности учащихся
Мустафина Айгуль. 9МО-31
[Выберите дату]
Диагностика воспитанности– это процесс определения педагогом уровня сформированности личностных свойств и качеств человека, реализуемых в системе межличностных отношений. На основе анализа ее результатов осуществляется уточнение или коррекция направленности и содержания основных компонентов воспитательной технологии.
Следует отметить, что проблема диагностики воспитанности в настоящее время является одним из новых направлений педагогической диагностики и еще находится на стадии теоретической разработки. Вследствие этого в педагогической литературе она еще не нашла достаточно полного отражения, что затрудняет ее научно обоснованную реализацию в воспитательных технологиях. В то же время в повседневной жизни, как родители, так и учителя и другие категории педагогической общественности всегда стремятся решить эту задачу, зачастую внося в ее результаты достаточно много субъективности. Вследствие этого воспитанность одного и того же человека разными людьми оценивается по-разному. Устранение этого недостатка невозможно без опоры на разработанные к настоящему времени научно-теоретические позиции.
Прежде всего, необходимо уяснить сущность понятия «воспитанность». К сожалению, оно не рассматривается в прямой постановке ни в одном отечественном словаре. В то же время в ряде педагогических работ в него включены те личностные характеристики, которые проявляются во взаимоотношениях человека с окружающими его людьми. Обобщение научных позиций авторов без их детализации позволяет под воспитанностью понимать уровень сформированности (развития) личностных свойств и качеств человека, реализуемых в системе межличностных отношений.
Инструментальная часть процесса определения уровня воспитанности представлена системой специальных методов, разрабатываемых в психологии и педагогике, а также в других науках. Ряд авторов вполне обоснованно объединяют их в три группы: всеобщих, общих (традиционных) и специальных (частных) методов диагностики.
В качестве всеобщих методов используются основные законы диалектического материализма – перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания. Главной их особенностью является то, что они применяются для анализа всех без исключения явлений объективной действительности, но дают в руки педагогов лишь ориентировочную информацию об изучаемом объекте, требующую последующего более глубокого уточнения.
Реализацияобщих (традиционных) методов диагностики воспитанности позволяет получить более точные результаты. Они уже достаточно разработаны в теоретическом и прикладном плане и применяются различными категориями педагогов. Как показывает практика, наиболее доступным из них является метод наблюдения, под которым понимается изучение особенностей личностной сферы человека на основе анализа их внешнего проявления в естественных (учебных, игровых, профессиональной деятельности и т.д.) условиях. Он предполагает систематическое целенаправленное накопление фактов, характеризующих поступки, поведение, суждения, личностные проявления человека, позволяющих сделать выводы об уровне его воспитанности.
Другим, наиболее часто используемым методом диагностики воспитанности, является индивидуальная диагностическая беседа. С точки зрения педагогической диагностики она представляет собой изучение уровня воспитанности человека на основе анализа содержания высказываемых им оценочных суждений о себе, других людях и явлениях объективной реальности. В ее ходе педагог имеет возможность не только глубже познать внутренний мир человека, его взгляды, убеждения, идеалы, но и поддержать положительные устремления, нацелить его на решение существующих проблем, вдохновить на полезные дела, обратить внимание на недостатки и помочь в их устранении.
Следующим методом общей группы выступает метод анализа результатов деятельности. По своей сути он представляет собой изучение уровня воспитанности человека на основе анализа объема и качества выполняемой им учебной, профессиональной, общественной и др. деятельности. Этот метод предусматривает учет педагогом действий и поступков воспитуемых, достижений и недостатков в учебе, выполнении других обязанностей, что позволяет сделать вывод об особенностях личностной направленности конкретного человека, его характера, уровня сформированности жизненной позиции и др.
Кроме изложенных методов диагностики уровня воспитанности человека в психолого-педагогической литературе достаточно подробно освещены и ряд других. Каждый из них, имея общую цель, предусматривает ее достижение на основе анализа специфических явлений:
метод анализа документов-содержания касающихся человека документов(характеристик, отзывов, рекомендаций и др.);
метод эксперимента – проявления уровня воспитанности в специально созданных условиях, в которых, по мнению педагога, необходимое качество обязательно проявится;
метод анкетирования (интервью)- содержания даваемых человеком письменных ответов на заранее подготовленный перечень письменных (устных) вопросов;
метод независимых характеристик–оценочного суждения других лиц об уровне воспитанности конкретного человека;
биографический метод- социально-психологических условий предшествующего периода развития (онтогенеза) человека.
Следует учитывать, что применение рассмотренных общих методов дает педагогу достаточно объемный материал для формирования вывода об уровне воспитанности. Однако каждый из них в отдельности не обеспечивает полную объективность результатов. Этот показатель может повышаться лишь при условии их комплексного (совместного, системного) применения.
Другим условием повышения достоверности результатов диагностики воспитанности выступает применение методов третьей группы -специальных (частных) методов. Они преимущественно используются профессиональными психологами в рамках одной из отраслей психологии - психологической диагностике (психодиагностике). С этой целью преимущественно используется метод опроса, предусматривающий диагностику уровня воспитанности человека на основе анализа сделанного им выбора из предложенных ответов на вопросы, изложенные в специально разработанном опроснике. В настоящее время наибольшее распространение получили адаптированные к российскому менталитету личностные опросники зарубежных авторов Г.Айзенка, Р.Кеттела, Дж.Тейлора, Я.Стреляу, а также ряд разработок отечественных психологов.
Следует также отметить, что в последние годы отечественными специалистами психодиагностики разрабатываются и активно внедряются в практику опросные методики, реализуемые с помощью компьютерных технологий. Это расширяет доступ к ним и возможность применения не только профессиональными психологами, но и различными категориями педагогов. Они также могут использоваться и для самодиагностики. Это стало возможным в результате того, что ЭВМ самостоятельно обрабатывает ответы опрашиваемых и интерпретирует (оценивает уровень воспитанности человека) результаты.
Таким образом, рассмотренные теоретические положения технологии воспитания позволяют представить ее как целостное педагогическое явление, направленное на достижение главных целей воспитания. Несмотря на еще недостаточную научную разработку этой проблемы, ее основные структурные элементы уже реализуются в педагогической практике на эмпирическом уровне. Это позволяет существенно повысить эффективность воспитательной деятельности всех категорий педагогов, направить воспитание на более результативное решение задач по формированию личностной сферы человека современного цивилизованного общества.
Под педагогическим мониторингом по проблеме воспитания учащихся школы VIII вида мы будем понимать форму организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности воспитательной системы, обеспечивающей непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития.
Цель: изучение уровня воспитанности обучающихся в классе и в школе.
Сроки: с 29.09 по 09.10.2014 г.
Уровень воспитанности оценивалось по следующим критериям: долг и ответственность; бережливость; дисциплинированность; ответственное отношение к учебе; отношение к общественному труду; чувство товарищества; доброта и отзывчивость; честность и справедливость; простота и скромность; культурный уровень. Выявляет следующие уровни воспитанности: высокий – 90% – 100 %, выше среднего – 80 – 90%, средний - от 60до 80 %, ниже среднего – от 50 – 60 %, низкий уровень – до 50 %.
Данная методика предполагает оценку обучающихся воспитателями с помощью наблюдения за учениками в учебно-воспитательном процессе.
В рамках исследования были протестированы воспитанники 7-11 классов.
Выводы: результаты исследования по уровням воспитанности показали следующее
Класс
Долг и ответственность %
Бережливость %
Дисциплинированность %
Ответственное отношение к учебе %
Отношение к общественному труду %
Коллективизм, чувство товарищества %
Доброта и отзывчивость %
Честность и справедливость %
Простота и скромность
Культурный уровень
Уровень воспитанности
7а
62
93
86
63
75
75
67
76
75
56
66
8а
25
56
60
58
49
28
31
28
22
39
40
8б
33
68
66
52
72
69
67
69
85
56
65
8в
95
95
70
89
92
85
91
87
86
55
85
9а
68
91
77
82
82
88
77
86
75
85
81
9б
51
72
74
51
76
75
73
67
70
65
61
9в
30
75
75
85
94
86
87
89
72
60
60
9г
72
98
94
93
98
95
82
95
85
72
89
9д
64
90
84
93
89
78
81
71
80
64
80
10а
50
62
48
62
68
68
72
61
55
78
63
10б
50
75
56
64
69
60
66
59
67
59
70
11а
62
92
76
89
92
82
90
77
84
82
83
11б
86
96
94
91
95
91
90
79
91
83
90
По этим результатам можно сделать следующие выводы:
высокий – 90-100%, 11б
выше среднего – 80 – 89%, 8в, 9а, 9г,9д, 11а
средний - 60- 79 %, 7а, 8б, 9б, 9в, 10б
ниже среднего – 50 – 60 %, нет
низкий уровень – ниже 50 %. - 8а
Рекомендации:
1.Продолжить работу по повышению уровня воспитанности личности обучающихся и поддержанию количества обучающихся, имеющих «высокий» и «хороший» уровни, через усовершенствование воспитательной среды школы.
2. Продолжать прививать умение самообслуживания, правильно распределять время, учить видеть результат труда, уметь самостоятельно формировать уважение к труду как к своему, так и к окружающих.
3. Создавать условия, направленные на повышение показателей сформированности уровня воспитанности:
- долг и ответственность: 8а, 8б, 9в, 10а, 10б;
- отношение к общественному труду: 8а;
- ответственное отношение к учебе: 9б, 8б, 8а;
- черство товарищества: 8а, 10б;
- культурный уровень: 7а, 8а, 8б, 8в, 9в, 10б.
4. Провести беседы и коррекционно-развивающее занятие по повышению показателей сформированности уровня воспитанности в 8а классе (40%);
5. На родительских собраниях ознакомить родителей с результатами исследования.
(Сибирцова Г.Н. Настольная книга зам. директора по воспитательной работе. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 384 с.
Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания //Классный руководитель. - 2000. - № 6.
Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 216 с.)